РАЗРАБОТКИ
|
Создание ситуации успеха на уроках математики с целью повышения познавательной активности учащихсяЧасто в нашей повседневной жизни приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять домашние задания, расширять свой кругозор. Почему ученик теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и используемые методы обучения? Какова роль учителя? Как создать условия, при которых обучение станет успешным? Много говорят о значении ситуаций успеха, а готовы ли учителя работать так, чтобы не навредить ребенку? Как сделать обучение интересным? Какова роль ситуации успеха? Знаем ли мы приемы создания ситуаций успеха? Если знаем, то как часто применяем их на практике? На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы. С психологической точки зрения успех – это достижение значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи. Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает, но не всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его. Старший школьник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности. В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое “Я”, свою позицию, сделать заявку на будущее. Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Мы не должны допустить, чтобы среди учащихся были неудачники: школьники, не добившиеся успеха в учебе, обладающие комплексом неполноценности, низкой самооценкой, неверием в свои силы, низким уровнем мотивации. Ребенку необходимо помочь добиться успеха в учебной деятельности, это позволит снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Школьника надо убедить, что он вполне может знать и понимать учебный материал не хуже своих товарищей, «трудно» не значит «невозможно». Создание ситуации успеха на уроках математики оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения. Исследования показывают, что дети быстрее и лучше усваивают те предметы, которые им более интересны. Значит, первостепенная роль на уроках математики должна принадлежать тем приемам и методам, которые создают ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Анализ педагогической литературы показал, что отдельные аспекты ситуации успеха были отражены в работах К.Д.Ушинского (о чувстве успеха), А.С.Макаренко (взаимосвязь успеха и мастерства педагога), В.Ф.Шаталова (факторы успеха). На современном этапе развития педагогической науки ситуация успеха рассматривается с позиций обретения и сохранения чувства собственного достоинства (С.Л.Соловейчик, В.Ф.Шаталов) и личностно- ориентированного подхода. Значит мы с вами должны дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, открытий, осознать свои возможности, поверить в себя. Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Перед учителем стоит задача – управлять учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал, получив качественные знания, сделав его успешным . Любое достижение ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат. Если нам удается создать условия веры человека в себя, в свои силы, то он сам будет выбирать жизненные задачи из зоны ближайшего развития, то есть восходить к своему развитию по Лестнице Успеха. Создание ситуации успеха на уроках математики – это такой метод учебной деятельности, который эффективно повышает активность, интерес, побуждает учащихся к более глубокому познанию предмета. В методах обучения и воспитания учитель переходит с позиции носителя (дающего знания) в позицию организатора. Организует творческие, самостоятельные работы, создает ситуацию успеха, т.е. задания должны быть разработаны так, чтобы каждый ученик обязательно справился с работой. Такой «бабочкой» могут быть различные «изюминки», которые хороши тем, что они будят фантазию учащихся, создают у них ощущение успеха, помогают оживить урок. Они используются как при изучении новой темы, так и при подведении итогов. Обстановка должна вызывать положительные эмоции. Взаимоотношения “Учитель – ученик”, “Ученик – учитель” гуманные при сочетании требовательности и уважения к личности. Делается самоанализ и самооценка собственной деятельности учеником. Алгоритм успеха довольно прост:
Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? На уроках математики в 5 – 9-х классах рекомендуется создавать следующие ситуации успеха, применяя основные приемы: «Даю шанс», «Исповедь», «Эмоциональное поглаживание», «Анонсирование». Например: «Исповедь» или «Когда учитель плачет» можно применять, когда есть надежда, что искреннее обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание. «Даю шанс» - учителем специально для ребенка подготовлены задания, где он раскрывает для самого себя свои возможности. Бывает так, что ученик не согласен с отметкой учителя за четверть или за год. Тогда учитель соглашается проверить его знания по всей теме. «Эмоциональное поглаживание» применяю для поддержки у ребенка состояния уверенности и успеха. Слова учителя: «Ты - великий математик!» или «Умница!» оказывают серьезное внимание на становление личности. Прием «Анонсирование» учитель может применить, когда хочет предупредить о предстоящей самостоятельной или контрольной работе. Смысл этого приема в том, что заранее обсуждаются темы и задания по учебному материалу. Такая подготовка создает психологическую установку на успех. Радость состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовлена учителем или быть спонтанной. Радость – это эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Это радость за тех, кого уважают, в успехах которых видят общий престиж. В таких ситуациях проявляется сплоченность, забота о других. Используемые приемы: «Ты так высоко взлетел». Слово учителя рождает усилие, усилие рождает мысль, а мысль – знания и ответное чувство признания. «Обмен ролями». Этот прием дает возможность выставить скрытый потенциал интеллектуальных, эмоционально-волевых возможностей учащихся (в форме деловой игры). «Следуй за нами» нужен для того, чтобы помочь слабому учащемуся, с помощью одноклассников или друзей, усвоить тот учебный материал, где были проблемы. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Используемый прием «Эврика» основан на том, что учитель создает условия таким образом, что ребенок неожиданно для себя приходит к открытию, раскрывающему для него ранние возможности. Задача учителя заметить это открытие и поддержать ребенка, поставив перед ним новые серьезные задачи, вдохновив на их решение. Методические приемы, используемые на разных этапах урока математики. Мы, взрослые люди, любим, когда замечают наши успехи и по заслугам оценивают. Так же и для учащихся важно поощрение даже за небольшой успех. Любой ученик работает лучше и проявляет свои способности в обстановке доброжелательности. На всех этапах урока можно применять прием «эмоциональное поглаживание» и быть «чистосердечным в своей оценке и щедрым на похвалу». Нужно дать понять учащимся, что вы верите в их способности и на уроке создавать обстановку сотрудничества и взаимопомощи, вызывая у них энтузиазм с помощью признаний его достоинств и поощрения. В начале урока, на этапе актуализации знаний, часто использую прием «Лови ошибку!» (учителем намеренно допускается ошибка, о которой ученики заранее предупреждаются, и она исправляется ими). Например, в 7 классе большое внимание уделяется решению уравнений, и учащиеся очень часто допускают ошибки при переносе слагаемых или раскрытии скобок. Предлагаем им найти ошибку при решении уравнений. Прием «Разминка» или «гимнастика ума» - устный счет вовлекает в деятельность весь класс, и работают даже те дети, которые обычно молчат, стесняются публичных выступлений. Учащимся предлагается быстро хором отвечать на вопросы и самостоятельно оценить себя в тетради «+» или «-». У многих современных детей внимание неустойчивое в силу применения различных гаджетов, красочных картинок, слайдов. Возникает необходимость проведения викторин, блиц-опросов применять загадки, ребусы, шарады, которые выполняют роль устной работы или теоретической разминки и рассчитаны обычно на 3 – 5 мин., в зависимости от целей и возможностей урока, но которые очень привлекают внимание учащихся, заинтересовывают их. При объяснении нового материала на уроках хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума как удивительное. На этом этапе использую прием «Удивляй!» Например, в 8 классе при изучении темы «Квадратные уравнения», можно удивить учащихся тем, что сразу, не решая, называю корни приведенных квадратных уравнений. Удивленные школьники тоже захотят научиться делать это быстро. Таким образом, можно подвести учеников к теме «Теорема Виета». Доказательства теорем по геометрии вызывают затруднения учащихся. Поэтому при доказательстве я даю краткий готовый план – технологическая карта, по которому они самостоятельно смогут доказать теорему. Например, при доказательстве теоремы о площади треугольника (площадь треугольника равна половине произведения стороны на высоту, проведенную к этой стороне) план доказательства может быть таким:
План позволяет охватить все доказательство в целом и у учащихся возникает ощущение полноты работы, что приводит к уверенности. В 5-х и 6-х классах одной из основных целей обучения является формирование прочных вычислительных навыков. Это достигается многократным повторением однотипных упражнений, что приводит к потере интереса. Преодолеть утомление на этапе закрепления знаний поможет прием «Создание игровых ситуаций» («Игра с числами», «Соревнование художников», «Расшифруй слово», «Восстанови цепочку. Продолжи фразу…» ). Задачи на смекалку воспитывают ученика, побуждают его к наблюдательности, развивают умение логически мыслить. Любое открытие, пусть самое маленькое, сделанное при решении хитроумной задачи, сродни большому открытию ученого. Тем самым у ребенка пробуждается желание совершать новые открытия, самостоятельно добиваться каких – то успехов. При проведении самостоятельных и контрольных работ необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. Есть такие школьники, которые очень медлительны и не успевают по времени выполнить работу. В этом случае успешным оказывается прием «Даю шанс». Учащиеся после уроков дописывают работу, но с выполнением дополнительного задания, чтобы находиться с остальными учащимися в равных условиях. При организации домашнего задания часто учащиеся выполняют творческие работы: составляют кроссворды, ребусы, сочиняют стихи и сказки, обычно они выполняются на добровольных началах и стимулируются учителем высокой отметкой и похвалой. Для активизации познавательной активности учащихся использую прием «Заражение» (выбирается ученик, как пример для подражания, на которого учащимся захотелось бы быть похожим). По моим наблюдениям, создание ситуации успеха на уроках математики снимает страх, повышает настроение учащихся, повышается качество знаний. Несколько выпускников 9-х классов для защиты проектов выбирают темы, связанные с математикой, физикой, информатикой. Проекты отличались глубиной раскрытия темы, неординарностью и получили высокие отметки. С целью повышения эффективности современного урока математики я использую основные информационные возможности:
Успешность урока зависит прежде всего от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. На мой взгляд, урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. И у вас, уважаемые коллеги есть свой секрет, своя «изюминка» в том, как создать для ребёнка ситуацию успеха. Заключение
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены