РАЗРАБОТКИ
|
Место устного опроса в текущем оценивании на уроках русского языкаОценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Используются следующие виды оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание, мониторинг универсальных учебных действий. В сегодняшнем выступлении хочу коснуться вопроса, связанного с текущим оцениванием и рассказать, каким образом можно оценить работу ученика в полном объеме на этапах проверки домашнего задания и актуализации знаний. Каждый урок теоретический материал должен повторяться. На моих уроках одной из составляющей оценивания знаний ученика является знание теоретического материала (правил). Одной из составляющей ответа ученика является устный опрос, который связан с материалом одного или нескольких уроков. Индивидуальный устный опрос - эффективная форма проверки знаний учащихся:
Домашнее задание может оцениваться следующим образом: Ребенок у доски выполняет фонетический разбор слова (проверяются его практические умения). Ребенок выполняет задание с ошибками. Маяк [м а я к] При проверке класс находит эти ошибки. Задавая дополнительные вопросы по теме «Фонетика», помогаем ученику, допустившему ошибку, найти ее:
Благодаря вопросам по теме задания, которые задают сами дети, ученик, работающий у доски, вспоминает пройденный материал, находит ошибки. Думаю, что таким образом устраняются и пробелы в знаниях отвечающего ученика. Исправляется запись: Маяк [м а j'а к] – 2 слога м [м ] - согл., непарн. звон.,парн. твёрдый. Такой устный опрос проводится мною и детьми по разным темам. Конечно же, у каждого ребенка должно быть соответствующее учебное пособие, в котором весь изученный материал должен быть отражен. Я использую
Введение в этот этап урока устного опроса помогает соблюсти все требования к этому этапу и избежать ошибок. 1. Дидактическая задача этапа Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. 2. Содержание этапа Выяснить степень усвоения заданного материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочеты. 3. Условия достижения положительных результатов Использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса 4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Возможность в ходе проверки актуализировать и скорректировать опорные понятия. 5. Требования к реализации дидактической задачи урока. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий 6. Способы активизации на уроке Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся. Такой подход позволяет избежать типичные ошибки этого этапа: однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала, репродуктивный характер вопросов и заданий. Устный опрос может проводиться и на этапе всесторонней проверки ЗУН (Актуализация знаний) На этапе актуализации знаний, подводя детей к определению темы обобщающего урока «Повторение изученного в начальных классах», я предлагаю выполнить следующие задания (из материалов пособия «К пятёрке шаг за шагом»). У доски работают 2 ученика. Дети выполнили задания верно. Они использовали свои знания на практике (Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением; правописание согласных на конце и в середине слова ). На этом этапе учитель должен проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность. Выполнение заданий не требуют большого количества времени, поэтому здесь уместна дополнительная проверка знаний (с помощью устного опроса) и по пройденным темам, а именно:
Дети задают вопросы отвечающим у доски по всем темам, которые мы повторяли. Очевидно, что ребенок, задавая вопрос, знает на него ответ. Если ребенок, работающий у доски, не может на него ответить, отвечает ребенок, задающий вопрос. Таким образом, правила повторяются учениками всего класса. Хочу заметить, ребенок, рассказывая правило, обязательно приводит свои примеры на это правило. Выполнение заданий, устный опрос плавно подводят детей к определению темы урока, его цели и задач. Устный опрос позволяет избежать на данном этапе следующих ошибок: слабая активизация учащихся в процессе проверки, отсутствие аргументов отметок. Соблюдаются все требования к данному этапу урока, а именно: 1. Дидактическая задача этапа Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать учащихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования. 2. Содержание этапа Проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование ответов учащихся; оценка ЗУН 3. Условия достижения положительных результатов Использование самых различных методов проверки знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе. 4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но их глубины, осознанности, умение использовать на практике; усовершенствование самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся 5. Требования к реализации дидактической задачи урока. Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа. Благодаря этой форме проверки знаний, система оценивания выстраивается таким образом, что учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность, при¬обретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. При этом соблюдаются следующие принципы:
В требованиях ФГОС к оцениванию сказано, что оно может быть только критериальным. Основны¬ми критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм вы¬ставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат. Считаю, что устный опрос- это обратная связь, с помощью которой учитель ведёт наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала, позволяет вовремя обнаружить пробелы в усвоении, осмыслении и применении их на практике. Получив обратную информацию, учитель имеет возможность соответствующим образом вмешиваться в процесс: дает индивидуальные задания, дополнительно объясняет ошибочные суждения, помогает выработать правильный способ рассуждений. Познание, как утверждают философы, оперирует как научными теориями, понятиями, фактами, так и правилами практики, методами получения знаний. Истинность этого утверждения понятна каждому учителю Важную роль в решении проблемы формального знания и неудовлетворительно сформированных умений («Правило знаю, а пишу с ошибками») играет мастерство учителя.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены