РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Исследовательские задачи на уроках русского языка

В условиях действия ФГОС в общем образовании актуальной становится проблема совершенствования методов обучения. Системно- деятельностный подход, который является основой реализации ФГОС, подразумевает, что дети обучаются самостоятельно, а учитель лишь руководит процессом обучения. Важным становится самоопределение ученика в учебной деятельности. Одним из способов, позволяющих раскрыть личность ребенка во время обучения, является исследовательская деятельность.

Обратимся к самому термину «исследовательская деятельность»

В словаре Е.А. Шашенковой представлено такое определение: «Исследовательская деятельность – это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных и интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью»

Ключевыми в этом определении являются слова - «активность личности», «новое знание», «поставленная цель».

Это означает, что ребенок, осуществляющий исследовательскую деятельность должен научиться ставить цель, решать задачи, необходимые для достижения этой цели, делать выводы, оценивать результаты. Именно, эти умения способствуют самоопределению ребенка, развитию его личности, приобретению необходимых жизненных навыков.

Обучение исследовательской деятельности возможно на уроке, через защиту проектов и рефератов. На уроке данный тип деятельности осуществляется через постановку определенных исследовательских задач, которые могут быть использованы учителем на различных этапах обучения.

Исследовательские задачи легко ставятся на уроках предметов естественно-научного цикла, что объясняется практической направленностью этих дисциплин. Целью обучения русскому языку является формирование лингвистических и языковых, а также коммуникативных компетенций у школьников. Язык должен восприниматься обучающимися не только как средство общения. Школьнику нужно не только получить основы знаний о русском языке как науки, но важно научится воспринимать язык как объективную часть этого мира, которую необходимо исследовать. Это поможет им сознательно пользоваться языком в собственной речи.

А лингвистистические знания, полученные на уроках, послужат основой для формирования языковых и речевых умений и навыков. Таким образом, предметом исследования на уроках могут стать различные языковые и речевые единицы, рассматриваемые в системе русского языка, а также языковые явления.

В.В. Пазынин выделил несколько видов исследовательских задач, которые могут быть применимы на уроках русского языка.

Рассмотрим эти виды и попробуем определить, на каких этапах урока они могут быть применимы:

1. Сбор языкового материала не представляет собой законченную исследовательскую деятельность, скорее один их ее этапов.

В современных учебниках очень часто используются такой тип заданий, например: «Найдите в тексте причастия, выпишите их в два столбика: действительные и страдательные» («Русский язык. Практика» 7 класс, под ред. С.Н. Пименовой).

Сбор языкового материала может использоваться на этапе закрепления материала, включения в систему знаний и умений на всех типах уроков.

2. Анализ способов описания предполагает анализ ошибочных интерпретаций.

В том же учебнике 7 класса по теме «Деепричастный оборот» это задания следующего типа: «Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните, в чем заключаются ошибки. Запишите предложения в исправленном виде» .

Такого типа задания могут использоваться на этапе актуализации знаний при повторении пройденного материала, при этом языковой материал, для выполнения данного задания, должен быть максимально упрощенным.

Данное исследовательское задание может использоваться также на этапе закрепления материала на уроках систематизации знаний и рефлексии. На уроках первичного закрепления знаний использование такого задания нецелесообразно, так как его выполнение предполагает сформированность новых понятий и знание новых определений и терминов у школьников.

3. Анализ языкового материала представляет собой работу с текстом, предложением, словом.

В сильных классах анализ текста или предложения с целью получения новой информации возможен и на этапе объяснения нового материала и постановки проблемного вопроса урока. Например, выявление признаков глагола у причастия в учебнике 7 класса под ред С.Н. Пименовой происходит путем указания морфологических признаков причастий в тексте упражнения и последующего заполнения таблицы «Признаки глагола и признаки прилагательного» . После практического анализа материала возможно проведение дискуссии по новой теме.

При изучении правил правописания на этапе объяснения нового материала возможен сравнительный анализ слова или форм слова. Например, при изучении орфограммы «Гласная перед суффиксом деепричастия» проводится словообразовательный анализ деепричастий: увидев < увидеть.

Такую исследовательскую задачу можно использовать на этапе закрепления. В этом случае уместна работа с текстами художественных произведений, которые можно брать из учебников литературы. Например, составление словарных диктантов на тему «Безударные гласные в корне слова» или «Правописание суффиксов причастий».

Одним из исследовательских заданий можно считать анализ теоретического материала и работа с лингвистическими понятиями. Обучающимся после постановки проблемного вопроса по теме дается задание познакомиться с теоретическим материалом, используя энциклопедические словари и учебники. Выводом станет ответ на поставленный проблемный вопрос.

Например, обобщение материала после изучения служебных и самостоятельных частей речи: охарактеризовать причастие как часть речи, рассказать об особенностях правописания причастий. Как правило, такие задание используются на уроках систематизации и обобщения материала.

На уроке получения новых знаний также возможна поисковая работа с теоретическими источниками, например: найти определение части речи, дать характеристику морфологических признаков.

В заключение, хочу отметить, что исследовательские задания на уроках русского языка способствуют развитию логического мышления, совершенствованию умения добывать необходимую информацию, анализировать материал. Исследовательские задания можно давать индивидуально, в парах и группе обучающихся, что в свою очередь развивает коммуникативные умения и навыки. Таким образом, исследовательская деятельность помогает достижению метапредметных результатов обучения на уроке средствами русского языка как учебного предмета и повышает интерес к изучению родного языка.

Список литературы:

  1. В. Пазынин «Исследовательские задания на уроках русского языка»// «Русский язык» № 17, 2007
  2. Русский язык. Практика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/С. Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова; под ред. С.Н. Пименовой – М.: Дрофа, 2010
  3. Е.А. Шашенкова «Исследовательская деятельность. Словарь» - М.: Перспектива, 2010
  4. Валерия Багрянцева, Елена Литневская «Методика преподавания русского языка в средней школе» - М., Академический Проект, 2006
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены