РАЗРАБОТКИ
|
"Мы впервые играли стихи" - театрализованное действие в дни памяти А.С.ПушкинаАвтор: Толоконина Елена Евгеньевна В дни памяти А.С.Пушкина мы силами нашего школьного объединения дополнительного образования «Культурные традиции русской истории» ставили спектакль по поэме А.С.Пушкина «Пир во время чумы». Играли в мемориальном месте - в музее-даче Пушкина (в г.Пушкин). Мы не только читали стихи, как было в нашем уличном спектакле «Модерн. Серебряный век», но играли. И мы включили в игру мощные средства театра – песню и танец. Жанр литературного источника – трагедия. Этот жанр диктует максимальную конфликтность игре артистов. Нам – для правды проигрывания – надо разобраться, по-настоящему понять конфликт. Что это такое? Столкновение, стычка, борьба, напряжение. Кого с кем - на пиру в чумном городе? И мы понимаем: не богатых и бедных - перед чумой все равны, не глупых и умных - на пиру все собрались, не трусов и героев – здесь всеми владеет страх и все желают от него избавиться. Страх – вот кочка. С которой видно недалеко. Страх – смерти. И открывается, что в трагедии надо играть конфликт между Жизнью и Смертью, их предельным сближением, их поединком в одном тесном пространстве. Через вот этих людей, которые у нас на глазах жизнелюбиво пируют. Люди пытаются не даваться страху Смерти, кто как может: через осмысленный гимн лишениям, которые закаляют и учат сопротивляться, через истеричный брутальный танец, из которого рвётся жажда жизни, из нежной песни о любви, которая живёт за пределами телесной смерти. Через краткий конфликтный сюжет событий на пиру артисты стараются прожить мысль Пушкина – бой со своим страхом. Музыка в спектакле - важнейший компонент театра! Ритмы, барабаны, необычайно колоритные песни (на трудную диковатую мелодию Шнитке в песне Мэри или с диссонансами в Гимне чуме), флейта, гитара и лютня, - всё сочно и под стать пиру. Спектакли ставят с фонограммой, никого давно это не смущает. Особенности: что выбрать, где найти нужный звук, как использовать фонограмму. А у нас – и живая музыка тоже! Разве её легко сделать? Если бы легко – так все бы коллективы играли. Было напряжение: сделать живую музыку. Придумать, как петь – и научиться петь, полно и речитативом, переходя с мелодии на стих или напряжённо переходя в верхний регистр мелодии… Смогли. Зачёт! Это было очень трудно. И это стало яркими столбами игры, на которые подвешивалась вся драматическая ткань спектакля. Музыка и песни в этом Пире стали мощным высказыванием зрителю. Сценические костюмы переносили в условный собирательный Ренессанс, в 15-16 века. В костюмах есть условность, это не точная реконструкция эпохи Возрождения, в которую родился сюжет Пира во время чумы, но это приметный знак той эпохи, костюмы дополняют выразительность образов. Они завораживают своей подлинной красочностью. Образно они – ещё одни знак жажды жизни в окружении чумы. Можно никогда не бывать в Африке, не повидать озера Чад и живого жирафа, но рассказывать стихи Н.Гумилёва об этом с живостью очевидца. За счёт чего? Надо раскачивать воображение. И - раздвигать рамки своего состоявшегося чувственного опыта. То есть – становиться больше того, кем ты был до спектакля, до стихов. В саду дачи, где играли спектакль, гостей встречали волонтёры из наших. На них были белые футболки с маркером нарисованным Александром Сергеевичем Пушкиным… Один из наших гостей спектакля сказа, что ни для кого не секрет, как нынешняя молодежь, в основной своей массе, редко выбирается в театры, в музеи, галереи, в места исторической славы и т.п. Наш век - компьютерных технологий, красиво-бессмысленных фильмов, и подобных развлечений всякого рода предостаточно. Да, порой качество страдает, зато берем количеством и вот в этой круговерти мы теряемся с головой. И когда приходит время для школьной экскурсии в паноптикум или в тот же музей-дачу, одного из великих Гениев, то мы еле-еле, с неохотою, переставляем ноги в этом направлении и по приходу все равно остаемся со своими мыслями и думами побыстрее бы все закончить, да вернуться домой, чтобы продолжить… Да еще монотонный голос экскурсовода, бросающий нескончаемые даты и какие-то нелепые похождения вперемешку с действительно интересными вещами, изредка проскальзывающие в бурном потоке словесности, делают и так нелегкую участь дитяти совсем уж невыносимой. Пора что-то менять… И вот появляются молодые, талантливые, чувствующие нынешнее время в десятки раз лучше старшего поколения люди, знающие проблемы не понаслышке, и готовые предложить и воплотить свои идеи, и приложить все силы для возрождения практически уже утраченного достояния нации и гордости за свой народ и свою страну, особенно теперь, когда все, кому не лень, скалят зубы и кидаются грязью в Наше с Вами великое прошлое. Это не может не восхищать. Их выступление готово было пробить и пробивало любого: никакая защита не выдерживала, все трескалось и валилось с грохотом на пол – это можно было заметить по реакции зрителей, и, что самое интересное, - они и не противились этому, даже, напротив - желали чего-то подобного, но все-таки многие были не готовы к такой безжалостной бомбардировке.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены