РАЗРАБОТКИ
|
Характеристика особенностей в развитии творческих способностей детей и подростковПедагогический процесс обучения театральному искусству в детских учреждениях дополнительного образования представляет собой цепь логически связанных и психологически обоснованных действий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся, формирование интереса к театру, художественно-творческой деятельности и овладение приёмами сценического мастерства. Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы фактически с детского сада, начиная от знакомства с общественными явлениями, формирования элементарных знаний, физического совершенства. Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает обучающемуся по классу театра выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В истории учебно-воспитательного процесса дополнительного образования детей, на всех этапах развития школы искусств педагогическая практика постоянно искала, формы и методы эффективного использования средств театрального искусства в целях проявления творческого потенциала и самовыражения личности ребенка. Все эти годы признается огромное этическое и эстетическое значение художественного творчества, и необходимость широкого внедрения искусства в педагогический процесс. Особое место отводится театральному искусству. Это объясняется синтетической природой этого вида искусства, природой, которая объединяет творчество драматурга, режиссера, актера, художника, воздействует и на зрителя, и на актера при помощи многообразных средств, таких как: технический свет, звук, костюм, грим, реквизит, бутафория; средств образной выразительности: пластики, мимики, жеста, интонации. Известно, театральное искусство в частности, является специфической формой отражения действительности в художественных образах, одним из важнейших способов эстетического освоения мира. В литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово, в театре – через воплощение людьми – актерами, действий героев. Под понятием «театральное искусство» имеется в виду вид искусства, в основе которого лежит художественное отражение жизни, осуществляемое посредством драматического действия, исполняемого актером для зрителя. В истории театральной работы с детьми еще в самом начале XIX века поднимался вопрос использования театрального искусства в детском образовании. Проблема художественного воспитания детей школьного возраста средствами театрального искусства продолжает оставаться одной из самых острых в педагогике. Современной педагогикой сформулированы общие принципы театральной работы с детьми:
Известно, что каждый возрастной период имеет свое своеобразие и неповторимость. В раннем возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей театральной творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дети, которые приходят в школу, не похожи друг на друга по уровню подготовки к учению, с разными интересами, отличающиеся по уровню развития умений, навыков, с разным уровнем воспитания. Но есть то, что объединяющее всех первоклассников. Это игровой тип деятельности, который был преобладающим в дошкольный период. Первоначально творческая деятельность носит игровой характер, она развивается из игры и создается в игре. К концу дошкольного возраста намечается переход от игровой деятельности (она является ведущим типом деятельности дошкольника по А.Н.Леонтьеву), к учебной деятельности, являющейся ведущим типом деятельности младшего школьника. Для развития художественно-творческих способностей младших школьников важно осуществить преемственность типов деятельности. Ребенок, играя ту или иную роль, не просто переносится в чужую личность, входя в роль, он расширяется, обогащает свою собственную личность. В это время улучшается понимание характера переживания других людей, растет способность сопереживать, сочувствовать эмоциональным переживаниям других. Кроме того, всех младших школьников объединяет преобладание эмоционально-образного восприятия мира и получения информации, повышенная эмоциональность, стремление силой своего воображения одушевить окружающие неодушевленные предметы, вдохнуть в них жизнь. Именно это объясняет интерес данного возраста ко всему красочному, необычному, всему, что вызывает у них эмоциональный отклик. Благодаря этому школьник охотно включается в заинтересовавшую его деятельность. Другой потребностью является движение, что объясняется уровнем созревания нервной и мышечной системы, и психических процессов. Все рассмотренные нами возрастные черты обучающихся являются благоприятной предпосылкой для развития творческих способностей, которое необходимо осуществлять внутри конкретной деятельности. Только собственное художественное творчество позволит использовать преходящие особенности возраста для развития способностей к творчеству. Театральное творчество отвечает основным потребностям школьного возраста. Театральное творчество:
Из всего выше сказанного можно сделать вывод:
Список использованных источников и литературы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены