РАЗРАБОТКИ
|
Старославянизмы в поэзии М. В. ЛомоносоваВВЕДЕНИЕ Актуальность работы обусловлена тем, что творчество М. В. Ломоносова общеизвестно в области русского языка и литературы. Его поэзию любили и ценили русские классики всех поколений. Правда, сегодня горячих поклонников его творчества не так уж много. Творчество М. В. Ломоносова, к сожалению, мало знакома школьникам. Надеемся, что предложенный материал поможет расширить представления учащихся о поэтическом слове М. В. Ломоносова. Цель работы: исследование роли старославянизмов в поэзии М.В. Ломоносова. Задачи работы:
Предмет исследования: оды М. В. Ломоносова. Объект исследования: старославянизмы в поэзии М. В. Ломоносова. Метод исследования: контекстуальный анализ. Практическая значимость работы заключается в возможности использовать её результаты на практикумах по лексикологии. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Старославянский язык явился одним из источников обогащения словарного состава русского языка. М.В. Ломоносов блестяще знал язык, обладал поэтическим чутьем. В своих стихах он дал простор исконным русским словам и выражениям, включая фольклорные и простонародные, умело сочетая их с элементами церковно-славянского языка, а также обогатил русскую литературу множеством изобразительных и эффектных приемов образно-художественного словоупотребления. Главная черта поэтического стиля Ломоносова – это «высокий», торжественно-лирический тон. Часть славянизмов имеет определённые фонетические и словообразовательные признаки. Главными фонетическими признаками старославянизмов являются: так называемые неполногласные сочетания ра , ла, ре, ле между согласными в соответствии с русскими полногласными сочетаниями оро, оло, ере,оло (врата - ворота, глас – голос, брег – берег, млеко – молоко); начальные сочетания ра, ла перед согласными в соответствии с русскими сочетаниями ро, ло (ровный – равный, лакоть - локоть); сочетание жд и щ в соответствии с русскими звуками ж и ч (чуждый – чужой, освещение свечение); начальный е в соответствии с русским начальным о (един – один). К словообразовательным славянизмов относятся неполногласные приставки пре-, пред, чрез- (преступить, предвестник, чрезмерный); приставка из-(ис-) выделительного значения в соответствии с русской приставкой вы- (излить – вылить, изгнать – выгнать); приставка воз- (вос-) в соответствии с русской приставкой за- (возгореться – загореться, возгордиться – загордиться); приставка низ-(нис-) в соответствии с русской приставкой с- (низвергнуть – свергнуть, ниспадать – спадать). Многие славянизмы вошли в состав поэтической лексики. В одах Ломоносова мы видим музыкальность и торжественность, образность. Создается это при помощи старославянизмов. В своем учении о «трех штилях» он писал, что «высокий штиль» составляют слова первой и второй группы, старославянизмы. Это стиль величественный и важный. Им писались героические поэмы и оды. Отрывок из оды "На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года" Великое светило миру, В словах «злато», «краше», «зрак» используются неполногласные сочетания: -ла, -ра. М. В. Ломоносов славит красоту и могущество Елизаветы Петровны. Поэт приветствует Елизавету Петровну «Великое светило миру …» поборницу просвещения и мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами. Наступает тишина, т.е. мирные времена, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа Батальные сцены М.В. Ломоносов представляет грандиозно и выразительно: Там ночью от пожаров день, Рисуя картины боя, поэт широко использует образы огня, молнии, пожара. Так в оде 1742 года «На прибытие Елисаветы Петровны…»война, начатая шведами, как пожар: Багровый облак в небе рдеет, Слово «рдеет» создаёт картину боя. Рождаются глубокие переживания за судьбу Отчизны… Понимаешь, как важен мир на земле. Оды содержат большое число цитат из Библии и других церковных книг: Но Бог, смотря в концы вселенны, М.В. Ломоносов сохраняет форму глагола «быти», характерную только для церковно-славянского языка. Словообразовательными признаками старославянизмов являются приставки воз-, вз- (возвёл, взглянул). С помощью данных средств поэт подчёркивает мощь, необъятные просторы государства. «Ода на взятие Хотина», в которой звучит похвала императрице Анне Герою молвил тут Герой: В данном фрагменте используются такие старославянизмы:
Само построение фразы, ее синтаксис также свидетельствуют о возвышенном стиле, о торжественном, высоком слоге. Поэт гордится своей страной, призывает к мирной жизни. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Высоко оценен был вклад Ломоносова в поэзию. Обратимся к речи А.П. Шувалова, напечатанной во французском журнале (1760) под названием «Письмо молодого русского вельможи»: «Ломоносов – гений творческий, он отец нашей поэзии; он первый пытался вступить на путь, который до него никто не открывал, имел смелость слагать рифмы на языке, который, казалось, весьма неблагоприятный материал для стихотворства… Он открыл нам красоты и богатства нашего языка, дал нам почувствовать его гармонию, обнаружил его прелесть и устранил его грубость… Н.В. Гоголь говорил, что Ломоносова недаром называют отцом нашей стихотворной речи: он стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Читайте также:
hramblag.spb.ru
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены