РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Старославянизмы в поэзии М. В. Ломоносова

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы обусловлена тем, что творчество М. В. Ломоносова общеизвестно в области русского языка и литературы. Его поэзию любили и ценили русские классики всех поколений. Правда, сегодня горячих поклонников его творчества не так уж много. Творчество М. В. Ломоносова, к сожалению, мало знакома школьникам. Надеемся, что предложенный материал поможет расширить представления учащихся о поэтическом слове М. В. Ломоносова.

Цель работы: исследование роли старославянизмов в поэзии М.В. Ломоносова.

Задачи работы:

  • изучить фонетические и лексические особенности старославянских слов в поэзии М.В. Ломоносова;
  • показать закономерность обращения М. В. Ломоносова к данной группе слов;
  • расширить представление учащихся о поэтическом слове М. В. Ломоносова.

Предмет исследования: оды М. В. Ломоносова.

Объект исследования: старославянизмы в поэзии М. В. Ломоносова.

Метод исследования: контекстуальный анализ.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать её результаты на практикумах по лексикологии.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Старославянский язык явился одним из источников обогащения словарного состава русского языка. М.В. Ломоносов блестяще знал язык, обладал поэтическим чутьем. В своих стихах он дал простор исконным русским словам и выражениям, включая фольклорные и простонародные, умело сочетая их с элементами церковно-славянского языка, а также обогатил русскую литературу множеством изобразительных и эффектных приемов образно-художественного словоупотребления. Главная черта поэтического стиля Ломоносова – это «высокий», торжественно-лирический тон.

Часть славянизмов имеет определённые фонетические и словообразовательные признаки. Главными фонетическими признаками старославянизмов являются: так называемые неполногласные сочетания ра , ла, ре, ле между согласными в соответствии с русскими полногласными сочетаниями оро, оло, ере,оло (врата - ворота, глас – голос, брег – берег, млеко – молоко); начальные сочетания ра, ла перед согласными в соответствии с русскими сочетаниями ро, ло (ровный – равный, лакоть - локоть); сочетание жд и щ в соответствии с русскими звуками ж и ч (чуждый – чужой, освещение свечение); начальный е в соответствии с русским начальным о (един – один). К словообразовательным славянизмов относятся неполногласные приставки пре-, пред, чрез- (преступить, предвестник, чрезмерный); приставка из-(ис-) выделительного значения в соответствии с русской приставкой вы- (излить – вылить, изгнать – выгнать); приставка воз- (вос-) в соответствии с русской приставкой за- (возгореться – загореться, возгордиться – загордиться); приставка низ-(нис-) в соответствии с русской приставкой с- (низвергнуть – свергнуть, ниспадать – спадать). Многие славянизмы вошли в состав поэтической лексики.
Тесно переплетаются проблемы изучения русского языка и русской литературы в трудах Михаила Васильевича Ломоносова. Он создал первую подлинную научную грамматику русского языка, содержащую рекомендации об употреблении тех или иных произносительных вариантов и грамматических форм "в обыкновенном разговоре" или в литературном языке, применял теорию трёх стилей (высокого, среднего, и низкого),т.е. три рода слов. К первому относятся слова, которые являются общими и для славянского и для русского языка, например: слава, рука, ныне, почитаю. Ко второму принадлежат такие славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например: отверзаю, господень, насажденный, взываю. «Неупотребительные и весьма обветшалые отсюда выключаются, напр., обаваю (очаровываю), рясны (ожерелье)». К третьему относятся слова, которых нет в церковнославянских книгах, например: говорю, ручей, лишь.

В одах Ломоносова мы видим музыкальность и торжественность, образность. Создается это при помощи старославянизмов. В своем учении о «трех штилях» он писал, что «высокий штиль» составляют слова первой и второй группы, старославянизмы. Это стиль величественный и важный. Им писались героические поэмы и оды.

Отрывок из оды "На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года"

Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты
На бисер, злато и порфиру,
На все земные красоты,
Во все страны свой взор возводит,
Но краше в свете не находит
Елисаветы и тебя.
Ты кроме той всего превыше;
Душа ее зефира тише,
И зрак прекраснее рая.

В словах «злато», «краше», «зрак» используются неполногласные сочетания: -ла, -ра. М. В. Ломоносов славит красоту и могущество Елизаветы Петровны.

Поэт приветствует Елизавету Петровну «Великое светило миру …» поборницу просвещения и мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами. Наступает тишина, т.е. мирные времена, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа

Батальные сцены М.В. Ломоносов представляет грандиозно и выразительно:

Там ночью от пожаров день,
Там днё
м в пыли ночная тень;

Рисуя картины боя, поэт широко использует образы огня, молнии, пожара. Так в оде 1742 года «На прибытие Елисаветы Петровны…»война, начатая шведами, как пожар:

Багровый облак в небе рдеет,
Земля под ним в крови краснеет.

Слово «рдеет» создаёт картину боя. Рождаются глубокие переживания за судьбу Отчизны… Понимаешь, как важен мир на земле.

Оды содержат большое число цитат из Библии и других церковных книг:

Но Бог, смотря в концы вселенны,
В полночный край Свой взор возвёл,
Взглянул в Россию кротким оком
И, видя в мраке ту глубоком,
Со властью рек: да будет свет.
И бысть! Отвари Обладатель

М.В. Ломоносов сохраняет форму глагола «быти», характерную только для церковно-славянского языка. Словообразовательными признаками старославянизмов являются приставки воз-, вз- (возвёл, взглянул). С помощью данных средств поэт подчёркивает мощь, необъятные просторы государства.

«Ода на взятие Хотина», в которой звучит похвала императрице Анне

Герою молвил тут Герой:
«Не тщетно я с тобой трудился,
Не тщетен подвиг мой и твой,
Чтоб россов целый свет страшился.
Чрез нас предел наш стал широк
На север, запад и восток.
На юге Анна торжествует,
Покрыв своих победой сей».
Свилася мгла, Герои в ней;
Не зрит их око, слух не чует.

В данном фрагменте используются такие старославянизмы:

  • фонетические: чрез, тщетно, тщетен
  • лексические: молвить, зрит, око, тщетно, тщетен, сей.

Само построение фразы, ее синтаксис также свидетельствуют о возвышенном стиле, о торжественном, высоком слоге. Поэт гордится своей страной, призывает к мирной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высоко оценен был вклад Ломоносова в поэзию. Обратимся к речи А.П. Шувалова, напечатанной во французском журнале (1760) под названием «Письмо молодого русского вельможи»: «Ломоносов – гений творческий, он отец нашей поэзии; он первый пытался вступить на путь, который до него никто не открывал, имел смелость слагать рифмы на языке, который, казалось, весьма неблагоприятный материал для стихотворства… Он открыл нам красоты и богатства нашего языка, дал нам почувствовать его гармонию, обнаружил его прелесть и устранил его грубость…

Н.В. Гоголь говорил, что Ломоносова недаром называют отцом нашей стихотворной речи: он стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. М.В. Ломоносов оды: «Ода на взятие Хотина», «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года".
  2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2010. – 125с.
  3. Мелкова Н.П. Его величество «Чистое Слово» в эпоху информационно-коммуникативных технологий.// Школьная библиотека №3 март 2008. — С.3—7
  4. Синицын В.А. Путь к слову. – М.: АО «Столетие», 1996. – 350с.
  5. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности практикум по культуре речи. – СПб, «Тускарова», 2008. – 251с.
  6. Ладыженская Т.А. Школьная риторика.- М.: БАЛАСС, 2010. – 206 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены