РАЗРАБОТКИ
|
Вернется ли в школу «чистописание»?В современной школе почерк ребенка формируется в 1-ом классе на уроке письма. В зависимости от авторской программы, на освоение письменных букв, их соединений в слоги и слова, уходит примерно 2- 2,5 четверти. Но с каждым годом растет количество детей, про которых говорят сами родители, что пишет ребенок «как курица лапой». А ведь 100 лет назад и вплоть до 1950 года существовал письменный стандарт, который предусматривал декоративные элементы письма. Но за эти самые 100 лет в нашей стране письмо упрощалось несколько раз. Впервые это случилось после революции. Большевики вместе с алфавитом поменяли прописи. Стали писать менее вычурно, что позволило быстрее обучаться грамоте. Само письмо разрабатывалось под перьевую ручку, а консультировали разработчиков нейрофизиологи. При Сталине целые научные институты выверяли каждую букву так, чтобы при письме у человека мышечное напряжение чередовалось с расслаблением. Все эти завитушки у строчной «д», заглавной «Г», чёрточки над «Т» сохраняли, чтобы письмо не было безотрывным. Предполагалось, что при всех линиях, ведущих вниз, делается нажим, а при прорисовывании линий вверх давление ослабляется и рука отдыхает. Писали так медленнее, но уставали меньше. После смерти Сталина письменный стандарт упростили, заменили на безотрывное письмо. После перехода на безотрывное письмо скорость письма выросла, но человек стал быстрее уставать и терять концентрацию. Потому что рука всё время была в напряжении. В 1990-2000-е прошла третья волна упрощения прописей: уроки чистописания сократили. И если ещё в 1950-е годы этот предмет преподавали в начальной школе, то теперь дети учатся писать на уроках письма. В чем отличие современных уроков письма от забытых уроков чистописания? На мой взгляд, современные программы не предусматривают достаточную отработку и автоматизацию написания как элементов букв, так и их соединений. Дети учатся писать буквы параллельно с изучением букв в Азбуке. Тогда как раньше, например в 1955 году, первые полгода дети учились писать буквы с одновременным изучением на уроке обучения грамоте, а вот во втором полугодии 1 класса изучали эти же буквы в генетическом порядке, т.е. от простого к сложному. А во 2 и 3 классе был обязателен 1 час чистописания в неделю. Казалось бы, что умение красиво писать неактуально в современном мире, где уже даже малыши умеют «тыкать» пальчиком в гаджет. А выражение «каллиграфический почерк» становится анархизмом. Но, оказывается, не так все лучезарно. Приведу выдержки из статьи Анастасии Мироновой, которая разбиралась, что будет, если мы (и наши дети) совсем перестанем писать от руки. Какие последствия отказа письма ждут школьников и вообще всех нас? 1. Мы начнём хуже читать. А ещё пострадает моторика и координация. При ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже. У нас в голове есть так называемый центр Брока — участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. То есть за умение читать и писать. При ручном письме этот центр активизирует свою работу. Из этого учёные норвежского университета Ставангера сделали вывод, что люди, которые быстро пишут, лучше читают. И наоборот: люди, медленно читающие и тяжело понимающие текст, плохо пишут. 2. У детей, которые мало пишут, плохо развит глазомер. И наоборот: те, у кого проблемы с глазомером, плохо пишут. 3. Люди станут хуже распознавать письменный текст. Тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано. Конечно, в мире, где ручкой никто не пользуется, неумение читать письмо нестрашно. Но страшно, что мы откажемся от этой умственной деятельности. Процессы чтения письменного и печатных текстов изучены досконально. Людей с книжками и блокнотами сажали в аппараты МРТ, проводили во время чтения УЗИ, допплеровское сканирование сосудов мозга, делали электроэнцефалограмму. При чтении письменного текста у нас задействовано гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного. 4. Станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления. Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно. Многие решат, что грамотность в XXI веке и ни к чему. Но спорить с необходимостью учить спряжения так же странно, как оспаривать преимущества разностороннего образования: зачем нам в университетах преподавали литературу и астрономию? Да затем, что сам процесс обучения меняет людей и влияет на развитие интеллекта. Единственное, что может сделать человека хоть немного умнее, — это обучение. 5. Без письма мы будем хуже формулировать свои мысли. Ведь при записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления. Для того, чтобы набирать текст на компьютере, этого не нужно, ведь фразу, падеж, союз в любой момент можно поменять. Всё очень просто: кто часто пишет рукой и записывает лекции, часто обращается к абстрактному мышлению. А его тоже нужно держать в тонусе. 6. У нас будет плохое воображение. Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь. Если это лекция о поэтах Серебряного века, студенты, пишущие на бумаге, подробнее представляют членов «Бубного валета» и персонажей поэм Есенина, чем те, кто печатает на компьютере. Это выяснили, заставив людей записывать лекции в томографе. 7. Дети в принципе станут хуже учиться и запоминать . Есть много исследований, которые говорят от том, что материал, записанный от руки, а не на компьютере, лучше запоминается, так как люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи. Это подтвердили эксперименты американских психологов Пэм Мюллер и Дэниеля Оппенгеймера. Учёные выяснили, что студенты, которые записывают конспекты на компьютере, делают это более подробно, зато те, кто пишут от руки, лучше запоминают материал. При рукописной записи люди в уме очень быстро перефразируют высказывание и формулируют мысль так, чтобы легче её записать и запомнить... Впечатляет, не правда ли? Несколько лет назад я познакомилась с авторским курсом по «Каллиграфии» и интенсивной методикой обучению письму. Автора называть не стану, чтобы не посчитали мою статью рекламой. Курс великолепен, прописи- прекрасные, много тренировочных упражнений, написание букв изучается по схожести элементов, материал построен от простого к сложному. Результаты- просто поражают. (Есть тетрадки учеников до и после курса). Один недостаток все же есть- эту программу сложно внедрить в массовую школу. Разные принципы подачи материала. В школе порядок изучения букв построен в соответствии с системой обучения чтению, а писать букву учим ту, которую изучили на чтении. В курсе «Каллиграфия» же дети учатся писать сначала элементы букв, такие как наклонная линия, крючок, затем схожие по элементам группы буквы – и, л, н, м и т.д. Вот такой парадокс. Есть проблема, есть пути решения. Но пока что-то изменится в массовой школе, учителя «старой закалки» используют кальки для многократного обведения букв и слов, дополнительные тетрадки, чтобы дети тренировались писать. Или за свой счет обучаются передовым и эффективным методикам, той же «Каллиграфии», а потом преподают эти курсы в частных клубах и учебных центрах. А родители платят за это деньги и удивляются, что детей в школе не научили красиво и быстро писать.
Читайте также:
Всего комментариев: 1
1
VNBiryukov • 11:37, 27.08.2019
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены