РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Гражданская позиция современного учителя

Гражданская позиция - одна из важнейших характеристик педагогической профессии. Она проявляется не только в работе педагога с учащимися, в выполнении государственного заказа на выпускников школы, но и в деятельности педагога как личная ответственность за то, что он учит школьника владеть собой, способам деятельности, учит принимать нравственные решения и нести за них личную ответственность перед собой, перед близкими, перед Родиной.

Гражданская позиция учителя формируется, стабилизируется и кристаллизируется в деле. Рассуждать о политике, о патриотизме, об интернационализме все мастера. Но не стоит пополнять и так многочисленные ряды «пикейных жилетов». В первую очередь, наша позиция как гражданина нужна детям, а они не терпят славословия и остро чувствуют бессмысленность пафоса.

Гражданская позиция, прежде всего, — нравственная. Какие бы прекрасные учебники не издавали, какие бы замечательные программы не составляли, истинный проводник гражданской идеи — учитель, оратор, друг. И от нас зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется противоположным. Да, в наше время крушения устоявшихся политических стереотипов важно помочь детям сформироваться и вырасти стойкими и убежденными гуманистами.

Нельзя считать школу местом, не совсем достойным применения собственных выдающихся способностей, местом, куда как бы сослали. Школа не нуждается в ничьем снисхождении. Да, она ждет людей новых, с новыми мечтами, идеями, и, можно сказать, с распростертыми объятиями, у нее есть свое достоинство, которое не зависит от размеров подушевого финансирования. И это достоинство — дети. Поэтому не надо смотреть на школу свысока, не надо делать ей одолжение.

Не надо думать, что школе все должно государство, государство не место раздачи подачек. В США, например, каждый налогоплательщик участвует в обсуждении бюджета школы на своем микроучастке. Докажешь, что школа достойна составленного бюджета – получишь, не докажешь – сиди без денег. Школа – это место творчества, твори, радуй окружающих, и тогда получишь прибыль – не денежную, более дорогую – моральное и нравственное удовлетворение от того, что дети, которые были с тобой – стали настоящими людьми – гражданами, равными партнерами в сообществе, успешными и счастливыми.

Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Гражданин – это как раз проявление уникальности, но в дружном союзе единомышленников. Могу привести собственный пример: мы являемся участниками движения общественно-активных школ. Это не просто игра, это деятельность, полезная и нам, и детям, и окружающему сообществу. Мы учимся решать проблемы взрослого окружения, применяя детские хитрости и новейшие технологии, мы как бы играем, но в то же время – делаем полезные дела.

Поэтому, если учитель — только учитель, это скучно. Учитель должен быть интересен детям, но это не получится, если он будет сосредоточен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у него, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.

Уроки на самом деле мало чему учат, кроме знаний, умений и навыков. Не смотря на громкие технологии и компетентностный подход, большая часть уроков – та же указка, унылый учебник, стандарты программы и ЕГЭ, на которые работает и среднестатистический учитель и выпускник.

Только живая деятельность – будь то детская организация, помощь ветеранам, проекты по благоустройству своего школьного двора, масленица для жителей микрорайона – только то, что требует общения с окружающим миром, создания чего либо нового, своего дела, - только эти настоящие шаги помогут нам воспитать человека неравнодушного к проблемам общества. А как дети радуются, воспринимая учителя вне школьной обстановки, как друга, товарища, равного участника детских проектов? Пусть это маленькие шаги, но сделанные детьми вместе с педагогами – настоящая предпосылка будущего гражданского общества!

Характер учительского труда комплексный. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он — эрудит, или он — хороший методист, или он — энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности учителя тоже хороши. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, все это взаимосвязано. И если мы говорим об этом отдельно, то получается нелепо, смешно или даже, хуже того, непрофессионально.

И конечно, учитель должен быть оптимистом. Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ходит и ноет, как учителя из чеховских пьес.

Оптимизм учителя передается детям, а значит, порождает заведомо будущее счастливое общество. Кто- то из классиков заметил, если счастливы граждане, то будет стабильным и благополучным государство, несчастливые люди живут в государстве рабов!

Честность и правдивость также составляют немаловажную часть гражданской позиции учителя. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» — это крайне отрицательная оценка в глазах детей.

Гражданин – это звучит гордо, но гражданин это определенная позиция: умение принимать решение, брать на себя ответственность и быть готовым к любому риску. А еще это огромная любовь к родине, к семье, к друзьям и желание сделать их жизнь интересной, настоящей, счастливой. Так вот, гражданская позиция учителя состоит как раз в том, чтобы научить детей, показать собственным примером в совместной деятельности как это сделать.

Джон Кеннеди говорил: «Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины».

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены