РАЗРАБОТКИ
|
Взаимодействие учителя с семьёйКобзева Елизавета Юрьевна Семья - это естественная среда для развития ребенка, главное учебное заведение, в котором закладываются основы будущей личности. С момента поступления ребенка в школу возникает «педагогический треугольник»: учитель - ученик - родитель. Следует отметить, что такая прочная связь между родителями и учителями необходима, реализуется и закрепляется во многих образовательных учреждениях на протяжении десятилетий. Здесь упор делается на выявление, сохранение и передачу гуманистической составляющей личностного роста от родителей к детям. Отношения, которые складываются между учителем, учениками и их родителями, в основном влияют на успеваемость и развитие детей. Семья должна взять на себя ответственность за образование своего ребенка. В результате педагогическое и социальное взаимодействие с семьями учащихся признано важнейшим направлением деятельности школы на современном этапе. Повышение уровня воспитательного потенциала в семье, педагогической грамотности и культуры взрослых составляет содержание педагогического образования родителей школьников и определяет актуальность данной исследовательской проблемы. Целью исследования является выявление и обоснование основных функций классного руководителя, воспитателя, его взаимодействия с родителями в воспитании детей (диагностические, корректирующие, профилактические, воспитательные) и теоретический анализ концепции родительской компетентности. Методы исследования: изучение и анализ психологической и учебной литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент. В статье предлагается теоретический анализ одного из важнейших направлений деятельности образовательной организации в современном обществе - особенностей работы с родителями учащихся. Показана роль семьи в воспитании ребенка как самостоятельного и полноценного субъекта его воспитания. Для реализации задач эффективного взаимодействия образовательного учреждения и семьи необходимо выполнение нескольких условий:
Один из афоризмов обучения состоит в том, что самое сложное в работе с детьми - это работать с их родителями. На самом деле, несмотря на общие интересы семьи и школы, они часто занимают противоположные позиции и не могут найти общий язык. В связи с этим важнейшей задачей, которую должен решить педагог, является задача формирования активной позиции семьи по отношению к школе и всему образовательному процессу. Школа вынуждена работать с родителями, которые пассивно ожидают значимых результатов в образовании, воспитании и развитии своего ребенка. Поэтому задача педагога - помочь родителям в соответствии с положениями Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» занять позицию самостоятельного и полноправного субъекта всего образования своего ребенка, имеющего «преимущественное право на образование и воспитание детей по сравнению с другими людьми». Таким образом, партнерство между семьей и школой направлено на реализацию законных прав и интересов родителей учеников, а также на компенсацию отсутствия родительских компетенций, тем самым создавая новое качество образования. Сейчас существуют противоречия в понимании родительской компетентности. Родители все чаще ощущают потребность в самообразовании и саморазвитии в отношении воспитания детей, но, к сожалению, не все осознают важнейший принцип родительской компетентности. Опираясь на работы педагогов-психологов, мы определяем родительскую компетентность как способность родителей организовать семейную социально-педагогическую работу по формированию у ребенка социальных навыков, социальных навыков и социального интеллекта методом грамотного построения обучения в жизненных ситуациях. Родительская компетентность - это компетентность родителя в проведении компетентного обучения с целью формирования социальной и психологической компетентности ребенка. Недостаток родительской компетентности проявляется в незнании того, как действовать во всех типах жизненных ситуаций, и в неумении правильно формировать социально-психологическую компетентность ребенка. Следовательно, семья, выступая в качестве активного обучающего фактора, является значимым объектом педагогического воздействия школы. При их полной поддержке и помощи, направленных на повышение уровня образовательной компетентности и культуры родителей, повышение эффективности всех средств, методов и приемов воздействия на личность, семья становится эффективным институтом формирования личности Ребенка. В связи с этим одной из задач профессиональной подготовки будущего учителя является формирование у него готовности взаимодействовать с вопросами учебного процесса как с учениками, так и с родителями. Воспитательная позиция взаимодействия школы с семьей выделяет пять основных функций классного руководителя, воспитателя:
Адаптация обучения отдельных учащихся в семьях связана с решением ряда задач: во-первых, оказание психологической и педагогической поддержки одаренным учащимся, проявляющим склонность к изучению определенных учебных дисциплин или интерес к определенным видам внеклассной работы. Другое направление - оказание психологической и педагогической помощи родителям в решении сложных проблем семейного воспитания - это решение противоречий, характерных для подростков, преодоление трудностей полового воспитания детей в период полового созревания, предотвращение формирования пагубных наклонностей и привычки; включает помощь в преодолении асоциального и антисоциального влияния неформальных подростковых объединений, профилактику преступности. Индивидуальная работа с «проблемными семьями»: семья с больным ребенком (психически или соматически), семья с нарушениями межсемейного общения, разведенная семья, неполная семья, семья алкоголиков. В таких случаях работа ведется совместно с правоохранительными органами, такими как инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, отделы защиты детей и опеки в отделах образования. Но даже в рамках нормального развития семьи возникает множество трудностей, требующих помощи и разрешения. Для выполнения этой задачи направлена психологическая и педагогическая работа с семьей, в которой выделяются следующие направления: диагностические, коррекционные, профилактические, воспитательные. Все вышеперечисленные функции школы, в том числе классного руководителя, направлены на формирование родительской компетентности, способствует созданию эффективной воспитательной среды в школе. Список литературы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены