РАЗРАБОТКИ
|
Использование современных инновационных технологий в надомном обучении детей с ОВЗ в начальной школеСейчас в нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии, которые способствуют созданию эффективной учебно-познавательной, развивающей среды. Их применение в образовательном процессе даёт возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), развивать навыки и умения, способствующие их успешной социализации и адаптации в обществе. Это способствует решению задач образовательной программы, направленных на овладение обучающимися с ОВЗ предметными результатами, формированием базовых учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной. Перемены в системе школьного образования не могли не отразиться и на содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Являясь учителем начальной школы, обучающим ребёнка с ОВЗ (надомное обучение), заинтересована в эффективном использовании современных технологий в учебной деятельности. Для этого я изучаю опыт коллег, связанных с этой темой, ищу новые пути подхода в обучении, изучаю методическую литературу по данной теме. Небольшой опыт работы с ребёнком с ОВЗ показывает хорошие результаты. Следует отметить, что в работе с ребёнком с ОВЗ возрастает роль учителя как наставника в процессе овладения навыками и умениями. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых инновационных технологий, средств, форм и методов обучения и воспитания. Таким новым средством в процессе надомного обучения ребёнка с ОВЗ явился прибор Tobii eyetracker (ай-трекинг - управление взглядом). Четыре года назад, в класс поступила девочка на надомное обучение по медицинским показаниям с диагнозом ДЦП со спастическим типом и отсутствием речи, с сохранением интеллекта. Девочка самостоятельно не передвигается, все жизненно важные процессы выполняет с помощью мамы или няни; не разговаривает, но произносит только отдельные звуки, поэтому диалог во время процесса обучения происходит в рамках невербального общения – кивает головой либо «Да», либо «Нет». Также применяю карточную систему опроса: показываю карточку, а девочка указывает на ответ. В своей работе с девочкой применяю ИКТ – технологии. Занятия провожу с помощью ноутбука и айтрекера, соблюдая нормы СанПин. Когда девочка перешла в 3 класс, папа приобрёл устройство айтрекер. В процессе обучения часто использую устройство во время уроков как средство обучения, особенно во время дистанционного обучения (ДО). Не имея возможности говорить и имея расстройства двигательной функции (ограничены в возможности использования клавиатуры, мышки или сенсорного экрана в повседневной жизни), ребёнок может писать сообщения с помощью ай-трекинга, используя только глаза, а компьютер затем их даже озвучит. Во время словарных и текстовых диктантов, были пропущены орфограммы и девочка по клавиатуре на экране, заполняла необходимый пропуск. Точно такую же работу проводили и на уроке математики. Во время тестовых работ, на экране появлялись 4 квадрата с условными буквами (А, Б, В, Г) или цифрами (1, 2, 3, 4). Девочка слушала вопрос и выбирала вариант ответа, наводя свой взгляд на квадрат, под которым она считала верный ответ. В начале применения устройства, возникали затруднения. Но при систематическом использовании ай-трекинга, ребёнок стал более уверенно выполнять разные виды работы. Во время ДО, ай-трекинг использовала в качестве рабочего инструмента. При помощи ай-трекера и простого приложения (Анализатор положения взгляда), можно увидеть, смотрит ли ребёнок в монитор, в какую конкретно область экрана направлен его взгляд. Затем на основе этого можно строить разговор, разрабатывать индивидуальный план обучения. Пользуясь этой программой, ребёнок может достичь навыков, необходимых для общения, развития грамотности, а также навыков управления компьютером. Одно из уникальных свойств Tobii eyetracker - ребёнку нет необходимости держать голову в одном положении, он может свободно двигаться без какой-либо значительной потери точности или четкости. Это особенно важно для детей с неконтролируемыми движениями головы. Технология Tobii eyetracker для детей с тяжелой и средней степенью ДЦП поможет закрыть пробел в образовании. С помощью данной технологии легче проводить занятия по литературному чтению, математике и русскому языку, окружающему миру. Но минус данной технологии в том, что по нормам САН ПИН не разрешается использование ноутбука длительное время. Поэтому комбинирую свою работу с другими технологиями. Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных инновационных технологий в надомном обучении детей с ОВЗ расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и новые организационные формы и методы обучения. Автор: Список использованной литературы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены