РАЗРАБОТКИ
|
Координация деятельности специалистов по оказанию психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗВ муниципальном казённом учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» создана психолого-педагогическая служба, которая оказывает помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В состав психолого-педагогической службы входят следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования. В общеобразовательных учреждениях нет специалистов для проведения диагностики детей, проведения коррекционных занятий. МКУ ДО «ЦДТ» ежегодно заключает договора на оказание психолого-педагогической помощи с общеобразовательными учреждениями с целью проведения первичного обследования детей, выдачи рекомендаций на прохождение ПМПК. В соответствии с запросом организаций, согласия родителей на проведение психолого-логопедического обследования специалисты МКУ ДО «ЦДТ» выезжают в школы района. Они проводят первичное обследование детей, составляют рекомендации для родителей и педагогов по устранению возникших проблем в обучении, назначают коррекционные занятия, оказывают методическую помощь в составлении индивидуальных программ, адаптированных общеобразовательных программ. По графику выезжают на повторные занятия и консультации, приглашают родителей и детей на занятия в Центр детского творчества, дают рекомендации на обследование у узких специалистов в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. В селе Мельниково дети, имеющие трудности в обучении, ограничение возможностей здоровья получают консультации в объединении «Солнечный свет», в котором кроме педагога-психолога и учителя-логопеда проводят занятия педагоги дополнительного образования, прошедшие курсы повышения квалификации по проблемам организации инклюзивного образования. Занятия проводятся по расписанию индивидуально, малыми группами. Ребята занимаются изобразительной деятельностью, декоративно-прикладным творчеством, участвуют в организации и проведении выставок, праздников, творческих конкурсов. Для организации работы с детьми имеется кабинет логопеда, кабинет психолога, кабинеты для творчества. Деятельность психолого-педагогической службы ведется в соответствии с нормативными документами. Право на образование гарантировано каждому гражданину Российской Федерации (статья 43 Конституции РФ). Реализация данного права обеспечивается Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании). Впервые на законодательном уровне введено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (как субъект образовательной деятельности) — это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Содержание образования обучающихся с ОВЗ определяется адаптированной образовательной программой (применяемой на различных образовательных уровнях), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. В настоящее время предусмотрены следующие формы образования обучающихся с ограниченными возможностями:
Выбор формы образования обучающихся с ОВЗ определяется родителями (законными представителями) ребёнка, т.е. при желании родителей и отсутствии медицинских противопоказаний ребёнок с ОВЗ должен быть принят в образовательное учреждение, расположенное на «закреплённой территории». Администрация учреждения в этом случае обязана создать условия для получения обучающимся с ОВЗ качественного образования (государственной программой «Доступная среда» на 2011-2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297) предусмотрено увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста до 100 процентов к 2020 году). Обучение детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях по месту их жительства (месту пребывания) позволяет решить следующие задачи:
Чтобы решить обозначенные задачи, необходимо создать «специальные условия», т.е. условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, включающие в себя:
Кроме специальной статьи 79 Закона об образовании, регламентирующей организацию получения образования обучающимися с ОВЗ, необходимо учитывать другие требования Закона об образовании. Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 34 обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. В свою очередь психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
Кроме этого, педработники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости) запрещается применять меры дисциплинарного взыскания (ч. 5 ст. 43 Закона об образовании). Всем обучающимся с ограниченными возможностями здоровья должны бесплатно предоставляться специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (за счёт средств субъекта Российской Федерации). Тем детям с ОВЗ, которые обучаются в специальных образовательных учреждениях (например, в санаторных) и проживают в этих организациях, гарантируется полное государственное обеспечение, они обеспечиваются питанием, одеждой, мягким и жёстким инвентарём (ч. 7 ст. 79 Закона об образовании). Организуя деятельность по оказанию психолого-педагогического сопровождения, отвечаем на вопросы: с чего начать работу с ребёнком? Как правильно организовать сопровождение? Какие образовательные условия являются наиболее эффективными в работе с данной категорией детей? При создании условий для развития личности и самостоятельности необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников с отклонениями в развитии, а также социокультурные факторы, влияющие на их обучение и воспитание. В нашем муниципалитете не каждая школа или детский сад имеет в своем штатном расписании должности педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. В тоже самое время образовательные организации заинтересованы в повышении качества образования, а успеваемость детей с ОВЗ сильно влияет на общие показатели качества. Поэтому взаимодействие образовательных организаций очень необходима и взаимовыгодно. В Центре детского творчества разработан проект по организации взаимодействия образовательных организаций. Цель проекта: Проект направлен на совершенствование системы взаимодействия специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, семьи и образовательных учреждений района в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Задачи проекта
Ключевые слова проекта
Участники проекта
Этапы проекта
Результаты проекта
Выводы Деятельность психолого-педагогической службы направлена на обеспечение права на доступное и качественное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной задачей всех участников ппс становится определение специальных образовательных условий (СОУ). Речь идёт не об отборе детей в специализированное учреждение, а о подборе специальных образовательных условий для учащегося с ОВЗ в массовой школе. Одной из главных задач специалистов ппс становится не только организация высокопрофессиональной диагностики, но и консультативная, аналитическая и организационно-методическая работа. Недостаточно изучение характеристик и табеля успеваемости учащегося, которые по-прежнему направлены на описание неуспешности ребёнка и отражают его обученность и не указаны резервные возможности, социальная ситуация развития. Педагоги не грамотно используют заключения и рекомендации ппс. Одной из действенных форм профилактической работы с детьми с трудностями в обучении и развитии является – психолого-медико-педагогический консилиум – постоянно действующий, скоординированный коллектив специалистов. На консилиуме педагоги формируют портрет ребёнка, который складывается из индивидуальных и возрастных особенностей, социальной ситуации развития, отмечаются резервные возможности. Затем составляется программа сопровождения, в которой есть свой объём обязанностей каждого специалиста и родителей. Программа должна быть направлена не только на коррекцию, но и на развитие ребёнка. Выстраивание в партнёрском формате взаимоотношения между образовательными организациями и ппс складывается в систему сотрудничества. Которая направлена на решение одной общей задачи – помочь ребёнку стать успешным.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе: Советы для родителей Сочинение ученицы 7 класса «Традиции моей семьи» «Преподавание истории – это наука или искусство» Формирование универсальных учебных действий у младших школьников как основа развития личности Опыт применения технологии проблемного обучения в процессе обучения математике Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены