РАЗРАБОТКИ
|
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьиВ настоящее время, проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения стала значимой. Статистика показывает, что новое поколение детей рождается с ослабленным здоровьем, и эта тенденция только растет. Дошкольный возраст является основополагающим этапом в формировании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и функциональных систем организма. Формируется характер, отношение к себе и окружающим людям. Именно в этом возрасте необходимо формировать у детей активное осмысленное отношение к своему здоровью и его укреплению [7, с. 11]. Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), состояние здоровья человека примерно на 50 % зависит от образа его жизни, поэтому работа педагога должна быть направлена на развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ, формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, подчеркивается важность одного из принципов дошкольного образования – сотрудничество с семьёй, которое должно быть основано на личностно-ориентированном взаимодействии [6]. Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни к которому ребенка приучают в дошкольной образовательной организации, может находить каждодневную поддержку дома и закрепляться или не находить, и тогда данная полученная информация будет тягостной для ребенка. В свою очередь, многие родители не совсем четко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов. Поэтому дошкольная образовательная организация, должна оказать существенную помощь во взаимодействии с семьей, в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребёнка, а также мотивировать к занятию спортом. Ю.П. Лисицына понятие «Здоровый образ жизни» определяет, как «деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей» [2, с. 18]. Из этого определения следует, что на процесс формирования направленности личности на здоровый образ жизни влияют экологическая обстановка, общественное мнение, технологии воспитательно ˗ образовательного процесса, личности педагогов, а также состояние и направленность семейного воспитания. Вопросу формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста посвящены работы Ю.П. Лисицына, Б.Н. Чумакова, М.Д. Маханевой, В.А. Деркунской, В.Г. Алямовской, Ю.Ф. Змановского, Л.Г Татарникова, М.Ю. Картушиной, О.Ю. Толстова. Исследователи данной проблемы определяют следующие общие особенности представлений дошкольников о ЗОЖ:
Условиями эффективной работы по формированию представлений о ЗОЖ являются:
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации внедряется достаточно большое количество разнообразных программ, таких как «Радуга» (под ред. С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой и др.), «Детство» (под ред. В.И Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткина и др.). У этих программ и других есть одна общая цель: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать привычку к здоровому образу жизни. Для определения уровней сформированности и представлений о ЗОЖ нами были использованы материалы программы «Детство» [5]. Наша работа с родителями воспитанников по вопросу формирования здорового образа жизни началась с того, что были определены направления на:
Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась на базе МБДОУ детский сад «Сказка» г. Покровск, Хангаласский район Республики Саха (Якутия). Последовательность проведенной работы по формированию ЗОЖ у детей, сохранение и усиление их здоровья в условиях ДОО проводили в 3 этапа. На первом этапе, подготовительном, подготовили материально - техническую базу, изучили методическую литературу. На следующем этапе мы составили перспективный план мероприятий, который включал:
На заключительном этапе нами был разработан перспективный годовой план, направленный на формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников в процессе взаимодействия ДОО и семьи. Приведем примеры информационно-просветительской деятельности:
Родители проявили наибольший интерес к актуальным вопросам в воспитании детей, таким как «Влияние ТВ (гаджетов) на здоровье детей», «Вредные привычки и полезные привычки», «О здоровом питании» и др. Одна семья приняла участие в городском конкурсе «Мама, папа, я – спортивная семья!», где заняла второе место. Участникам эксперимента понравилось осуществлять проектную деятельность, в процессе которой они изготавливали информационные буклеты о видах спорта, которыми занимаются дети. В экспериментальной группе часть детей посещали спортивные секции города по направлениям: художественная гимнастика, большой теннис, дзюдо. Они показали наиболее высокие результаты по проведенному эксперименту. Отметим, что нахождение таких детей способствует интенсивному формированию заданных качеств ЗОЖ у сверстников. Для успешной реализации работы в группе была преобразована предметно - развивающая среда, были созданы: фотовыставка из семейных альбомов «Я и спорт», «Домашний стадион», мобильный стенд для родителей по темам «На здоровье!», «Как сохранить здоровье ребенка?», «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты?», «Путь к здоровому образу жизни», «Здоровое питание», «Движение - это жизнь», «Дыхание и здоровье». Таким образом, в результате проведенной работы планируются следующие результаты:
Совместная работа родителей и ДОО по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, показала заинтересованность и активность родителей в вопросах оздоровления своих детей, а совместные спортивные мероприятия детского сада, сблизили семьи воспитанников. В дальнейшем работа в данном направлении будет продолжена, так как она интересна как детям, так и взрослым. Всем известно, что для любого ребенка важен личный пример взрослого. Но и сами дети могут быть примером для своих сверстников. Литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены