РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников (обобщение опыта)

«Чтобы сделать ребёнка
умным и рассудительным
сделайте его
крепким здоровым»
Ж.Ж.Руссо

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования.

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.

К моменту поступления детей в школу, 40 – 60 % детей имеют различные функциональные отклонения. Со стороны органов зрения – 10%, избыточная масса тела - 8-16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребенка. Значительное место занимают болезни органов дыхания, а так же нервно психические дисфункции.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4- 5 раз, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%. раз.

И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение от здоровья.

Причин этому много:

  • малоподвижный образ жизни,
  • перегрузка учебного процесса,
  • несбалансированное питание,
  • отсутствие здорового образа жизни во многих семьях,
  • неблагополучная экологическая ситуация и т.д.

От здоровья детей напрямую зависит их успеваемость.

Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих - плохое состояние здоровья, какое-то недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».
Всем известно: здоровый ребенок – лучший ученик!

Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и приобрела сегодня социальное значение.

Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.

Здоровье – это самое дорогое, что есть у человека.

Ещё в ХIХ веке была высказана мысль, что со временем многие болезни будут расцениваться как следствие низкой культуры, отсталости, и потому болеть будет считаться позорным. К сожалению, это время пока ещё не пришло.

Вспоминается невесёлая шутка: «Если бы людей судили за преступление против собственного здоровья, очень многие получили бы высшую меру». Низка общая культура, слабы традиции ЗОЖ, нет потребности, нет привычки, нет навыков – эти основы не заложены с детства. Именно поэтому так остро стоит проблема сохранения здоровья детей.
Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя и учителя».

Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Общение со сверстниками и взрослыми важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребёнок усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных ситуациях.
Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Я являюсь учителем начальных классов и, приняв детей в первый класс, поставила для себя задачи: формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.

И я как учитель начальных классов, решила поподробнее разобраться в этом. Меня заинтересовала проблема: как сохранить и укрепить здоровье моих учеников, как формировать здоровый образ жизни. Задалась вопросом: как сделать так, чтобы мой ученик учился осознавать себя как часть природы и понимать ответственность за сохранение своего здоровья не только на отдельных мероприятиях или специальных уроках, а ежедневно где бы он не находился.

В 2014 – 2015 учебном году я приступила к работе в своём первом классе. Работа с учащимися и их родителями началась с анализа медицинских показателей на основе медицинских карт учащихся. Данный анализ был проведён совместно с медицинской сестрой.
Проведённый анализ показал, что среди учеников моего класса часто встречаются дефекты опорно–двигательного аппарата(9%), снижение остроты зрения (3%), сезонные ОРВИ - (5%)

Выявленные проблемы, связанные с ослабленным физическим и психологическим здоровьем детей, побудили меня сконцентрировать внимание на расширение здоровье-сберегающих возможностей образовательно-воспитательного процесса и выработке направлений сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Для этого мною в 2014 году была разработана программа «Уроки Здоровья».

Цель - это сохранение и укрепление состояния здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни, ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих

Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:

Образовательные:

  • Формирование знаний об организме человека, его функционировании в разных социальных и природных условиях, о факторах здоровья, здорового и безопасного образа жизни.

Развивающие:

  • Развитие у учащихся познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти) на основе установления взаимосвязи организма человека и окружающей среды; обогащение эмоциональной сферы; развитие воли при принятии и реализации компонентов здорового и безопасного образа жизни.

Воспитательные:

  • Формирование личности, адаптированной к природным и социальным условиям, ответственно относящейся к своему здоровью и здоровью других людей, укрепляющей своё физическое здоровье, стремящейся к охране окружающей среды.

С учётом всех этих задач воспитательную программу поделила на 4 года:

1 год обучения – 1 класс «Азбука здоровья»

Цель работы: создание комплексных условий для развития ребёнка и сохранение его здоровья в период адаптации к школьной жизни.

Предполагаемые результаты: - создание благоприятного психо-эмоционального фона, развитие адаптационных коммуникативных навыков.

2 год обучения - 2 класс «Золотые правила здоровья»

Цель работы: формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, воспитание культуры здоровья.

Предполагаемые результаты: - формирование приоритетного отношения к своему здоровью, совершенствование физических качеств.

3 год обучения – 3 класс «Быть здоровым и красивым»

Цель: формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, воспитание культуры здоровья.

Предполагаемые результаты: - формирование приоритетного отношения к своему здоровья, совершенствование физических качеств.

4 год обучения – 4 класс «Моё здоровье в моих руках»

Цель работы: формирование здоровой целостной личности

Предполагаемые результаты: развитие самознания

Предполагаемые результаты программы:

  1. Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста
  2. Формирование здорового образа жизни в семье.
  3. Улучшение организации питания учащихся
  4. Дети научатся осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием; понимать себя.

Реализация программы осуществляется через взаимодействие следующих участников:

  • классный руководитель, родители, психологическая служба, учитель физкультуры, медицинский работник и направлена на сохранение физического здоровья детей.

Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся построена на следующих блоках:

1 блок - Нормативно-правовое и документальное обеспечение.

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (раздел 10);
  4. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

2 блок – ресурсное обеспечение.

  1. Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами.
  2. Оснащённость кабинета необходимым оборудованием.
  3. Питание в школьной столовой.
  4. Наличие справочной и художественной литературы в кабинете.

3 блок – организация учебного процесса:

  1. Соблюдение гигиенических норм и требований к организации урока
  2. Объём учебной нагрузки (домашние задания) обучающихся.
  3. Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям обучающихся.
  4. Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении.
  5. Индивидуализация обучения.

4 блок – просветительско – воспитательная работа с учащимися и родителями.

  1. Выступление на родительском собрании с результатами диагностик.
  2. Проведение родительского лектория.
  3. Индивидуальные консультации.
  4. анкетирование;
  5. практические занятия;
  6. агитационная пропаганда ЗОЖ;
  7. совместная подготовка и проведение досугов, выставок, соревнований, театрализованных представлений и др.

5 блок – физкультурно–оздоровительная работа:

  1. Эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры.
  2. Организация подвижных игр, динамических пауз.
  3. Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физкультурных пауз на уроках, гимнастики для глаз.
  4. Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены.

6 блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:

  1. Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников
  2. Привлечение медработника к просвещению родителей.
  3. Проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
  4. Организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

Критериями эффективности программы является:

  1. Снижение заболеваемости в классе
  2. Формирование у детей позитивного отношения к ЗОЖ
  3. Развитие коммуникативных навыков
  4. Уменьшение конфликтных ситуаций
  5. Устранение барьеров в общении
  6. Снижение уровня агрессии
  7. Соблюдение норм поведения и режима дня

Учащиеся должны:

  • делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • выполнять правила личной гигиены;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха;
  • знать о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • знать о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.

Воспитательную программу «Уроки Здоровья» реализую через разнообразные формы работы: родительские собрания, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, конкурсы, анкетирование, семейные праздники, практические и учебные игры, викторины, заочные путешествия, экскурсии, презентации, проекты, утренники, занимательные беседы, оздоровительные минутки, кроссворды, выпуск газет, рисунков на спортивную тематику: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растём», «Что полезно для здоровья?», игры – путешествия в страну Здоровья, уроки соревнования;викторины, конкурсы, КВНы, утренники;фотоколлаж «Выходной день в нашей семье», «Семейные традиции», конкурс стихотворений, сочинений на заданные темы: «Береги здоровье смолоду»; « От простой воды и мыла у микробов тают силы», « Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» и другие, проведение физкультминутки здоровья учащихся, обсуждение ситуаций « А если не мыть руки?», «Одеваюсь по погоде»; занятия по ОБЖ и ПДД;

Рациональная организация урока - важная составная часть здоровье-сберегающей работы по формированию здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая организация учебного процесса снижает тревожность, психологическое напряжение.

В процессе всех уроков прививаю гигиенические навыки ребенка, предусматриваю участие его в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня.

Воспитываю правильное отношение детей к закаливанию организма.

Выбираю такие методы, которые способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, создают положительный психологический климат на уроке.

Применяю оздоровительные минутки,изменение рабочей позы во время урока, что оказывает полезное действие на функции организма и активизирует детей. Смена поз может происходить 2–3 раза в течение урока

В минутки здоровья включаю:

  • массаж пальцев;
  • пальчиковые игры;
  • упражнения дляформирования осанки;
  • двигательно-речевые физкультминутки;
  • упражнения для глаз;
  • подвижные дидактические игры;
  • упражнения на релаксацию;
  • элементы ритмической гимнастики;
  • акупрессуру.

В настоящее время человек страдает от перевозбуждения, перенапряжения и стрессов. Следствием является истощение организма, ослабление иммунитета, недостаточность кровообращения, головные боли, нарушение сна и т. д.

Акупрессура восстанавливает равновесие нервной системы, снимает головную боль, предупреждает и лечит болезни. Она является безопасным и эффективным средством против боли и не имеет побочных действий.

Нажатие на правильные точки освобождает от многих недугов. При акупрессуре необходимо расслабиться. Кончик указательного пальца слегка приложить к необходимой точке тела. Легко надавив на кожу, начать одновременно производить круговые движения пальцем, следя при этом, чтобы палец при движении не сходил с данной точки.

Продолжительность акупрессуры от полминуты до 5 минут. Действие наступает быстро и ощущается долгое время. Акупрессуру можно многократно повторять в течение дня. Для предупреждения простудных заболеваний, для профилактики гриппа во время урока можно проводить самомассаж активных
точек.(Приложение)

Пальчиковые игры со словами развивают мелкую моторику (приложение), помогают через нервные окончания эмоционально воздействовать на кору головного мозга и положительно влиять на работу внутренних органов.

Осанка не бывает врождённой и формируется с 4 до 10 лет. Нарушение осанки у детей встречается у 40% детей дошкольного возраста, а к окончанию школы количество таких детей вырастает до 50%. И от нас учителей в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребёнка. Для улучшения осанки использую в классе тренажёры – мешочки, наполненные различными крупами. Во время письма они лежат у ребят на голове. Сидит ребёнок правильно – мешочек не падает, как только склонился, то он падает с головы. Вот так ребята контролируют себя сами.

С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.

В качестве приёма здоровье - сбережения применяю дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе. Объём домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому предлагаю детям разно-уровневые домашние задания.

На уроках практикую беседы, использую элементы,которые бы постепенно убеждали школьников к ведению здорового образа жизни (факты, аргументы, примеры, задачи).

Например, на уроке математики:

Приём 1. При рождении скелет имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей. На сколько костей в скелете взрослого меньше (больше), чем у новорождённого? Сколько костей у здорового человека срастаются в течении жизни?
(с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90. 350—260=90) Куда деваются эти кости? (Они срастаются)

Приём 2. Математический разбор пословицы (сложение и вычитание).
Учитель приводит как условие задачи русскую народную пословицу: «Вставай в 5, завтракай в 9, обедай в 5, ложись в 9 – проживешь 99».

Вопрос 1. Через сколько часов после подъема рекомендуется завтракать?

Ответ: 9 – 5 = 4. Завтракать полезно не ранее, чем через 4 часа
после подъема.

Вопрос 2. За сколько часов до сна пословица рекомендует ужинать?

Ответ: 9 – 5 = 4. Последний раз нужно есть за 4 часа до сна.

Вопрос 3. Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна?

Ответ: 9 часов вечера равняется 21 часу; 24 – 21 = 3; 3 + 5 = 8.

Учитель напоминает детям, что продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов, т. е. ложиться надо в 9, а вставать можно с 5 до 7.

Если выспался, не надо залеживаться в постели. Еще раз повторим пословицу: «С курами ложись – с петухами вставай».

Данный прием напоминает о нормальном режиме дня и правильном ритме питания как необходимых условиях здоровья, к соблюдению которых нужно стремиться.

На уроке русского языка.

Прием 1. Вежливые слова и здоровье.

Дети списывают с доски слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи, здравствуйте. Учитель просит подумать, что
общего между этими словами, и продолжить список. Затем говорит:

«Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще их друг другу. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются, давайте вместе скажем:
– Я хочу быть здоровым.
– Я могу быть здоровым.
– Я буду здоровым».

Прием 2. Списывание текста о здоровье.

Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски текст:

Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье дает уменье. Терпенье и труд все перетрут!

Или такой текст: Чистота – залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жует, тот долго живет. С курами ложись, с петухами вставай.

Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо отражают народные традиции.

Демонстрирую своё отношение к здоровому образу жизни, к вредным привычкам, подчёркиваю своё мнение, но не в формальных оценках и фразах, а в искренних высказываниях, в которых бы читалось личное убеждение.

Также применяю в работе интегрированные уроки, которые облегчают усвоения материала:

  • Обучение грамоте + письмо;
  • Окружающий мир + технология;
  • Окружающий мир + литературное чтение.

В сложной системе факторов влияющих на предупреждение переутомления школьников, в целом на сохранение и укрепление их нервно психического и физического здоровья, существенную роль играет двигательная активность.

Гимнастика до начала уроков, которую провожу, обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, создает позитивный эмоциональный настрой, помогает удерживать правильную позу за партой, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями .

В неё входят игровые упражнения, упражнения, выполняемые под музыку и без неё. Имитационные упражнения.

У учеников начальной школы органы зрения находятся в стадии интенсивного развития. Поэтому необходимо проводить упражнения для глаз, особенно на уроках чтения, письма, математики.

Для этого использую музыкальный диск. Ресурс предназначен для снятия напряжения глаз. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.Массаж глаз также дает прекрасный отдых утомленному зрению, вызывает в них усиление циркуляции крови, укрепляет нервные окончания.

Игра – естественная потребность ребенка, удовлетворение которой позволяет делать учебный процесс более эффективным. Среди дидактических игр есть немало подвижных, которые помогают не только усвоению и закреплению изученного материала, но и активизируют внимание детей, снимают психическое и физическое напряжение, восполняют потребность в движении.

Чтобы снять напряжение, многочасовую усталость ребят, сберечь их хрупкую нервную систему провожу нестандартные уроки.

Уроки-путешествия: «Путь к Айболиту», «Путь к доброму здоровью», уроки- праздники: «Я здоровье берегу- сам себе я помогу», зоологические забеги, уроки- соревнования: «Литературный ринг», «Счастливый случай», музыкальные конкурсы, спортивные соревнования, эстафеты и др. Все эти мероприятия существенно влияют на психологический и физический статус ребенка, что благоприятно сказывается в течение года на успешности его учебной деятельности и самочувствии.

Также в своей работе применяю аромотерапию

  • в классе выращиваем герань (снимает неуверенность в себе);
  • хлорофитум (хорошо очищает воздух);
  • •кактус (нейтрализует радиоактивность);
  • во время эпидемии гриппа в классе раскладываем свеженарезанный чеснок; в школьной столовой пьём чай с лимоном.

Музыкотерапия.

Интереснейшее и перспективное направление, которое использую в лечебных и оздоровительных целях. Доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайнее возбуждение, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый бы вечер засыпали бы под колыбельную музыку. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Многие музыкальные произведения дают хороший терапевтический эффект.

Например, для снятия тревоги - Шопен, Штраус, для уменьшения раздражительности - Бетховен, успокоительное -Брамс. Музыка обладает силой воздействия на детей. Музыка заставляет задуматься над собой, над своим характером.

Подбираем звуковое сопровождение к урокам:

  • "Звуки природы";
  • "Голоса птиц";
  • "Шум моря"
  • "Песнь дождя";
  • Классические музыкальные произведения.

Всё это помогает детям осознать необходимость беречь своё здоровье, раскрывает основы здорового образа жизни, учит оценивать функциональное состояние своего организма.

Успешность работы по формированию здорового образа жизни заключается в работе триединства: ребёнок – родитель – педагог. Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста. Поэтому роль и значение семьи. Семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребёнка, чтобы он осознал и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родителям необходимо иметь определённую и практическую подготовку в этих вопросах.

Совместная работа с семьей заключается в обучении конкретным приемам и методам оздоровления.

В этих целях широко использую:

  • Консультации;
  • Деловые игры, тренинги;
  • Совместные физкультурные праздники;
  • Устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, а также родителей с опытом семейного воспитания;
  • Семинары-практикумы;
  • Исследовательская работа.
  • Родительские собрания

На родительских собраниях широко освещаю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления. Включаю родителей в процесс обсуждение проблем, привожу статистические данные.

Родители помогают в организации выставок рисунков, поделок, в проведении разных конкурсах.

Делая выводы о реализации программы, я вижу, что дети меньше и реже стали болеть (в среднем меньше 1 раза в год), стал лучше психологический климат в детском коллективе. Учителям – предметникам становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной утомляемости и происходит раскрепощение ученика и учителя, открывается простор для их педагогического сотрудничества и творчества.

Обобщая опыт работы по реализации программы я отметила следующие параметры результативности:

  • Снижение заболеваемости среди наших обучающихся;
  • Повышение качества обучаемости;
  • Создание сплочённого коллектива учащихся;
  • Личностный рост учащихся
  • Принятие учащимися здорового образа жизни к осознанной необходимости.

Приложение. Профилактика близорукости.

1. «Веселые человечки». На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие разные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2 см. Учитель показывает карточки, дети стоят у противоположной стены и повторяют движения человечков

2. Дети «бегают» глазами по разного рода траекториям. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмерки, зигзаги, спирали и т. п.), толщина линии 1 см. Или учитель описывает эти движения указкой, а дети следят глазами за ней.

3. К концу указки прикрепляется снежинка (листочек, бабочка, цветочек). Дети следят глазами, как эта снежинка кружится под порывом ветра по заданной траектории. Упражнения для глаз выполняются через 10–15 минут напряженного зрительного труда.

4. Для укрепления и тренировки мышц глаз, для улучшения зрения полезны следующие упражнения:
• Посмотреть вверх, вниз (7 раз). Закрыть глаза.
• Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо (7 раз). Закрытьглаза.
• Посмотреть поочередно налево, направо (7 раз). Закрытьглаза.
• Посмотреть прямо, направо, прямо (7 раз). Закрытьглаза.
• Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол (7 раз).
• Сменитьнаправления.
• Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза,
• влево (10 раз), закрыть глаза.
• Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на пред-
• метвдали (10 раз).
• Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30–35 см, затем на предмет вдали (10 раз).
• Описать глазами горизонтальную восьмерку (7 раз). То же самое в другую сторону.
• Описать глазами вертикальную восьмерку (7 раз). То же самое в другую сторону

Приложение. Слова для пальчиковых игр.

Раз, два, три, четыре, пять!
(Затем хлопают в ладоши)
Вышли пальцы погулять.
(После этого идет поочередный массаж пальцев)
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик хоть и мал –
Очень ловок и удал!

Чок, чок, чок, чок,
Разомну я кулачок!
Буду пальчики считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
– Пальчик, пальчик, где ты был?
– С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – бух в кровать.
Этот пальчик уж уснул.
Этот рядом прикорнул.
Этот пальчик спит давно.
Все спят.
Пальчики проснулись!
(Повторить те же действия с другой рукой.)
Каждый пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег в кровать.
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот пальчик уж уснул.
Этот ляжет на бочок.
Получился кулачок.
Встали пальчики. Ура!
Всем играть опять пора!

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены