РАЗРАБОТКИ
|
Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников (обобщение опыта)«Чтобы сделать ребёнка Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. К моменту поступления детей в школу, 40 – 60 % детей имеют различные функциональные отклонения. Со стороны органов зрения – 10%, избыточная масса тела - 8-16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребенка. Значительное место занимают болезни органов дыхания, а так же нервно психические дисфункции. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение от здоровья. Причин этому много:
От здоровья детей напрямую зависит их успеваемость. Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих - плохое состояние здоровья, какое-то недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и приобрела сегодня социальное значение. Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека. Здоровье – это самое дорогое, что есть у человека. Ещё в ХIХ веке была высказана мысль, что со временем многие болезни будут расцениваться как следствие низкой культуры, отсталости, и потому болеть будет считаться позорным. К сожалению, это время пока ещё не пришло. Вспоминается невесёлая шутка: «Если бы людей судили за преступление против собственного здоровья, очень многие получили бы высшую меру». Низка общая культура, слабы традиции ЗОЖ, нет потребности, нет привычки, нет навыков – эти основы не заложены с детства. Именно поэтому так остро стоит проблема сохранения здоровья детей. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Общение со сверстниками и взрослыми важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребёнок усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных ситуациях. Я являюсь учителем начальных классов и, приняв детей в первый класс, поставила для себя задачи: формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. И я как учитель начальных классов, решила поподробнее разобраться в этом. Меня заинтересовала проблема: как сохранить и укрепить здоровье моих учеников, как формировать здоровый образ жизни. Задалась вопросом: как сделать так, чтобы мой ученик учился осознавать себя как часть природы и понимать ответственность за сохранение своего здоровья не только на отдельных мероприятиях или специальных уроках, а ежедневно где бы он не находился. В 2014 – 2015 учебном году я приступила к работе в своём первом классе. Работа с учащимися и их родителями началась с анализа медицинских показателей на основе медицинских карт учащихся. Данный анализ был проведён совместно с медицинской сестрой. Выявленные проблемы, связанные с ослабленным физическим и психологическим здоровьем детей, побудили меня сконцентрировать внимание на расширение здоровье-сберегающих возможностей образовательно-воспитательного процесса и выработке направлений сохранения и укрепления здоровья учащихся. Для этого мною в 2014 году была разработана программа «Уроки Здоровья». Цель - это сохранение и укрепление состояния здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни, ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
С учётом всех этих задач воспитательную программу поделила на 4 года: 1 год обучения – 1 класс «Азбука здоровья» Цель работы: создание комплексных условий для развития ребёнка и сохранение его здоровья в период адаптации к школьной жизни. Предполагаемые результаты: - создание благоприятного психо-эмоционального фона, развитие адаптационных коммуникативных навыков. 2 год обучения - 2 класс «Золотые правила здоровья» Цель работы: формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, воспитание культуры здоровья. Предполагаемые результаты: - формирование приоритетного отношения к своему здоровью, совершенствование физических качеств. 3 год обучения – 3 класс «Быть здоровым и красивым» Цель: формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, воспитание культуры здоровья. Предполагаемые результаты: - формирование приоритетного отношения к своему здоровья, совершенствование физических качеств. 4 год обучения – 4 класс «Моё здоровье в моих руках» Цель работы: формирование здоровой целостной личности Предполагаемые результаты: развитие самознания Предполагаемые результаты программы:
Реализация программы осуществляется через взаимодействие следующих участников:
Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся построена на следующих блоках: 1 блок - Нормативно-правовое и документальное обеспечение.
2 блок – ресурсное обеспечение.
3 блок – организация учебного процесса:
4 блок – просветительско – воспитательная работа с учащимися и родителями.
5 блок – физкультурно–оздоровительная работа:
6 блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
Критериями эффективности программы является:
Учащиеся должны:
Воспитательную программу «Уроки Здоровья» реализую через разнообразные формы работы: родительские собрания, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, конкурсы, анкетирование, семейные праздники, практические и учебные игры, викторины, заочные путешествия, экскурсии, презентации, проекты, утренники, занимательные беседы, оздоровительные минутки, кроссворды, выпуск газет, рисунков на спортивную тематику: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растём», «Что полезно для здоровья?», игры – путешествия в страну Здоровья, уроки соревнования;викторины, конкурсы, КВНы, утренники;фотоколлаж «Выходной день в нашей семье», «Семейные традиции», конкурс стихотворений, сочинений на заданные темы: «Береги здоровье смолоду»; « От простой воды и мыла у микробов тают силы», « Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» и другие, проведение физкультминутки здоровья учащихся, обсуждение ситуаций « А если не мыть руки?», «Одеваюсь по погоде»; занятия по ОБЖ и ПДД; Рациональная организация урока - важная составная часть здоровье-сберегающей работы по формированию здорового образа жизни. Здоровьесберегающая организация учебного процесса снижает тревожность, психологическое напряжение. В процессе всех уроков прививаю гигиенические навыки ребенка, предусматриваю участие его в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня. Воспитываю правильное отношение детей к закаливанию организма. Выбираю такие методы, которые способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, создают положительный психологический климат на уроке. Применяю оздоровительные минутки,изменение рабочей позы во время урока, что оказывает полезное действие на функции организма и активизирует детей. Смена поз может происходить 2–3 раза в течение урока В минутки здоровья включаю:
В настоящее время человек страдает от перевозбуждения, перенапряжения и стрессов. Следствием является истощение организма, ослабление иммунитета, недостаточность кровообращения, головные боли, нарушение сна и т. д. Акупрессура восстанавливает равновесие нервной системы, снимает головную боль, предупреждает и лечит болезни. Она является безопасным и эффективным средством против боли и не имеет побочных действий. Нажатие на правильные точки освобождает от многих недугов. При акупрессуре необходимо расслабиться. Кончик указательного пальца слегка приложить к необходимой точке тела. Легко надавив на кожу, начать одновременно производить круговые движения пальцем, следя при этом, чтобы палец при движении не сходил с данной точки. Продолжительность акупрессуры от полминуты до 5 минут. Действие наступает быстро и ощущается долгое время. Акупрессуру можно многократно повторять в течение дня. Для предупреждения простудных заболеваний, для профилактики гриппа во время урока можно проводить самомассаж активных Пальчиковые игры со словами развивают мелкую моторику (приложение), помогают через нервные окончания эмоционально воздействовать на кору головного мозга и положительно влиять на работу внутренних органов. Осанка не бывает врождённой и формируется с 4 до 10 лет. Нарушение осанки у детей встречается у 40% детей дошкольного возраста, а к окончанию школы количество таких детей вырастает до 50%. И от нас учителей в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребёнка. Для улучшения осанки использую в классе тренажёры – мешочки, наполненные различными крупами. Во время письма они лежат у ребят на голове. Сидит ребёнок правильно – мешочек не падает, как только склонился, то он падает с головы. Вот так ребята контролируют себя сами. С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни. В качестве приёма здоровье - сбережения применяю дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе. Объём домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому предлагаю детям разно-уровневые домашние задания. На уроках практикую беседы, использую элементы,которые бы постепенно убеждали школьников к ведению здорового образа жизни (факты, аргументы, примеры, задачи). Например, на уроке математики: Приём 1. При рождении скелет имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей. На сколько костей в скелете взрослого меньше (больше), чем у новорождённого? Сколько костей у здорового человека срастаются в течении жизни? Приём 2. Математический разбор пословицы (сложение и вычитание). Вопрос 1. Через сколько часов после подъема рекомендуется завтракать? Ответ: 9 – 5 = 4. Завтракать полезно не ранее, чем через 4 часа Вопрос 2. За сколько часов до сна пословица рекомендует ужинать? Ответ: 9 – 5 = 4. Последний раз нужно есть за 4 часа до сна. Вопрос 3. Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна? Ответ: 9 часов вечера равняется 21 часу; 24 – 21 = 3; 3 + 5 = 8. Учитель напоминает детям, что продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов, т. е. ложиться надо в 9, а вставать можно с 5 до 7. Если выспался, не надо залеживаться в постели. Еще раз повторим пословицу: «С курами ложись – с петухами вставай». Данный прием напоминает о нормальном режиме дня и правильном ритме питания как необходимых условиях здоровья, к соблюдению которых нужно стремиться. На уроке русского языка. Прием 1. Вежливые слова и здоровье. Дети списывают с доски слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи, здравствуйте. Учитель просит подумать, что «Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще их друг другу. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются, давайте вместе скажем: Прием 2. Списывание текста о здоровье. Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски текст: Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье дает уменье. Терпенье и труд все перетрут! Или такой текст: Чистота – залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жует, тот долго живет. С курами ложись, с петухами вставай. Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо отражают народные традиции. Демонстрирую своё отношение к здоровому образу жизни, к вредным привычкам, подчёркиваю своё мнение, но не в формальных оценках и фразах, а в искренних высказываниях, в которых бы читалось личное убеждение. Также применяю в работе интегрированные уроки, которые облегчают усвоения материала:
В сложной системе факторов влияющих на предупреждение переутомления школьников, в целом на сохранение и укрепление их нервно психического и физического здоровья, существенную роль играет двигательная активность. Гимнастика до начала уроков, которую провожу, обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, создает позитивный эмоциональный настрой, помогает удерживать правильную позу за партой, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями . В неё входят игровые упражнения, упражнения, выполняемые под музыку и без неё. Имитационные упражнения. У учеников начальной школы органы зрения находятся в стадии интенсивного развития. Поэтому необходимо проводить упражнения для глаз, особенно на уроках чтения, письма, математики. Для этого использую музыкальный диск. Ресурс предназначен для снятия напряжения глаз. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.Массаж глаз также дает прекрасный отдых утомленному зрению, вызывает в них усиление циркуляции крови, укрепляет нервные окончания. Игра – естественная потребность ребенка, удовлетворение которой позволяет делать учебный процесс более эффективным. Среди дидактических игр есть немало подвижных, которые помогают не только усвоению и закреплению изученного материала, но и активизируют внимание детей, снимают психическое и физическое напряжение, восполняют потребность в движении. Чтобы снять напряжение, многочасовую усталость ребят, сберечь их хрупкую нервную систему провожу нестандартные уроки. Уроки-путешествия: «Путь к Айболиту», «Путь к доброму здоровью», уроки- праздники: «Я здоровье берегу- сам себе я помогу», зоологические забеги, уроки- соревнования: «Литературный ринг», «Счастливый случай», музыкальные конкурсы, спортивные соревнования, эстафеты и др. Все эти мероприятия существенно влияют на психологический и физический статус ребенка, что благоприятно сказывается в течение года на успешности его учебной деятельности и самочувствии. Также в своей работе применяю аромотерапию
Музыкотерапия. Интереснейшее и перспективное направление, которое использую в лечебных и оздоровительных целях. Доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайнее возбуждение, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый бы вечер засыпали бы под колыбельную музыку. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Многие музыкальные произведения дают хороший терапевтический эффект. Например, для снятия тревоги - Шопен, Штраус, для уменьшения раздражительности - Бетховен, успокоительное -Брамс. Музыка обладает силой воздействия на детей. Музыка заставляет задуматься над собой, над своим характером. Подбираем звуковое сопровождение к урокам:
Всё это помогает детям осознать необходимость беречь своё здоровье, раскрывает основы здорового образа жизни, учит оценивать функциональное состояние своего организма. Успешность работы по формированию здорового образа жизни заключается в работе триединства: ребёнок – родитель – педагог. Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста. Поэтому роль и значение семьи. Семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребёнка, чтобы он осознал и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родителям необходимо иметь определённую и практическую подготовку в этих вопросах. Совместная работа с семьей заключается в обучении конкретным приемам и методам оздоровления. В этих целях широко использую:
На родительских собраниях широко освещаю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления. Включаю родителей в процесс обсуждение проблем, привожу статистические данные. Родители помогают в организации выставок рисунков, поделок, в проведении разных конкурсах. Делая выводы о реализации программы, я вижу, что дети меньше и реже стали болеть (в среднем меньше 1 раза в год), стал лучше психологический климат в детском коллективе. Учителям – предметникам становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной утомляемости и происходит раскрепощение ученика и учителя, открывается простор для их педагогического сотрудничества и творчества. Обобщая опыт работы по реализации программы я отметила следующие параметры результативности:
Приложение. Профилактика близорукости. 1. «Веселые человечки». На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие разные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2 см. Учитель показывает карточки, дети стоят у противоположной стены и повторяют движения человечков 4. Для укрепления и тренировки мышц глаз, для улучшения зрения полезны следующие упражнения: Приложение. Слова для пальчиковых игр. Раз, два, три, четыре, пять! Чок, чок, чок, чок,
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены