РАЗРАБОТКИ
|
Проект как инструмент измерения образовательных результатовВ последнее время всё активнее обсуждается компетентностный подход к образованию [1], который, в числе прочего, подразумевает оценку образовательный результатов как ключевых компетенций учащегося. На этапе выпуска из школы в сформированности учебной и трудовой компетенций заинтересованы как вузы, так и средне-специальные учебные учреждения, а также работодатели. Стандарт определяет три типа образовательных результатов [2] выпускника средней школы: личностные, метапредметные и предметные. Однако современная практика организации замера образовательных результатов ориентируется исключительно на предметные результаты [3]. Очевидно, что замер исключительно предметных результатов даёт весьма размытое представление об учебных компетенциях выпускника. Одним из инструментов замера сформированности учебной компетенции является, введенный в стандарты индивидуальный проект, однако пока он не является учитываемым аспектом при приеме в вузы, другие образовательные учреждения и на работу; внимание, которое уделяется школами и самими учащимися этому проекту, весьма условно. Это можно объяснить сложившейся традицией, когда формирование учебной компетенции и производственной компетенции является делом вуза или конкретной компании. Получается замкнутый круг: школа может себе позволить относиться к индивидуальному проекту формально, так как его результаты не влияют напрямую на успешность поступления в вуз или трудоустройство, работодатели и вузы не обращают внимания на результаты проекта, так как школы могут подходить к организации и оцениванию проекта формально. Решением этого вопроса может быть грамотная организация проектной деятельности в учебном заведении и выбор актуальных характеристик проекта для того, чтобы отражать интересующие компетенции [4]. Для определения характеристик проекта, которыми он должен обладать, чтобы отражать необходимые вузу и работодателю компетенции, можно воспользоваться стандартами, однако количество этих характеристик и размытость формулировок делает создание и оценку такого проекта практически нереальным. Видимо, это и является одной из причин недостаточного внимания школ, вузов и работодателей к указанному проекту. Однако в мировой практике есть примеры разработанных моделей организации и оценки проектов такого рода. Одним из таких примеров является персональный проект системы MYP IB [5]. Кратко его основные характеристики [6] можно сформулировать следующим образом. Учащийся в ходе проекта должен продемонстрировать способность:
Этот список был сформирован с опорой на на критерии оценки персонального проекта в MYP IB и опробован в течение нескольких лет в ГБОУ школе 45 им. Л.И. Мильграма Из перечисленного списка видно, что для успешной реализации персонального проекта учащийся должен проявить как личностные, так и метапредметные навыки (в частности, отражает способность учиться и использовать свои знания для продуктивной деятельности). Безусловно, в ходе такого проекта невозможно использовать и, соответственно, оценить все предметные результаты. Однако это и не требуется (так же, как, например, для поступления в вуз не требуется сдавать экзамены по всем предметам школьной программы)! Существенно ценнее то, что необходимые для проекта предметные навыки используются в реальной целенаправленной деятельности, что и является проявлением компетенции. Соответственно, для того, чтобы подобный проект полноценно отражал ожидаемые вузом или работодателем компетенции, требуется, чтобы тема проекта отражали оцениваемые субъектом принятия решений предметные компетенции (то есть была связана с теми предметами, которые актуальны для конкретного вуза или работодателя). В отличие от отечественной практики, персональный проект MYP IB имеет не только рубрицированные критерии оценки, но и систему мониторинга достоверности результатов и систему поддержки организаторов проектной деятельности в школе. Построение аналогичных систем [4] и учет результатов индивидуального проекта как одного из основных образовательных результатов выпускника сможет не только улучшить эти результаты, но и повысить качество образовательного процесса в целом. Библиография
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены