РАЗРАБОТКИ
|
Использование современных информационных образовательных технологий – одно из эффективных средств формирования учебной мотивации младших школьников вСостояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды, рассматривающейся как одно из условий достижения нового качества образования. Правильно организованная ИОС школы, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, повысить мотивацию учащихся, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования. Роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования обучающихся выявили следующие закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Одним из направлений использования возможностей информационных технологий в образовательных целях является организация различных видов учебной деятельности на основе использования технологии Мультимедиа. Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации на различных этапах учебного занятия. Он сочетает в себе факторы, которые наиболее продуктивно удерживают внимание ребенка, позволяют сделать акценты на самых важных моментах. Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя качественный иллюстративный материал, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Учеными доказано, что большинство людей запоминают 5 % услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Кроме того, информационные технологии позволяют демонстрировать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. Так, на уроках окружающего мира при изучении темы «Солнце, растения и мы с вами» анимационные сюжеты Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов наглядно демонстрируют процессы дыхания, питания растений. В результате осуществляется познавательное развитие детей, легче усваивается сложный учебный материал. Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски, что в свою очередь позволяет увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием, разнообразить формы работы на уроке, добиться максимального учебного эффекта. Учащиеся тоже пробуют свои силы в составлении мультимедийных презентаций. В ходе подготовки сообщений по теме учебных занятий у детей формируются навыки поиска, сбора, обработки информации, развивается умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, формируются познавательные, коммуникативные компетенции. Выступление с аудиовизуальной поддержкой позволяет ребенку чувствовать себя комфортно, формирует чувство уверенности в собственных силах, что является основой формирования положительного отношения к учению, развитию учебной мотивации. Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». Несмотря на очевидные плюсы использования презентаций существует риск превращения учеников в пассивных созерцателей. Как сделать так, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера и не заслонила собой учебные цели? Использование программы Smart Notebook, созданной специально для интерактивной доски, позволяет по-новому строить процесс обучения на основе системно-деятельностного подхода, лежащего в основе реализации ФГОС. Ребенок становится активным субъектом учебного процесса. Данная программа позволяет сконструировать задания, основными характеристиками которых являются интерактивность (интерактивные задания разного типа с автоматизированной проверкой ответа, универсальность (материал может быть включен в уроки по любым УМК), мультимедийность (возможность представления учебных материалов разными средствами). Возможна организация работы на интерактивной доске при изучении любого учебного предмета на всех этапах учебного занятия. Так, в ходе объяснения нового материала возможно в реальном времени работать с проецируемым изображением: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст. Любые изменения можно сохранять в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования. Замечательная коллекция интерактивных объектов, созданная с использованием Flash-технологий, позволяет не только увлечь учащихся выполнением интересных заданий, но и осуществлять своевременный контроль и коррекцию при наличии затруднений. На этапе актуализации знаний могут быть использованы задания, сконструированные с помощью интерактивных средств коллекции LAT. 2.0 «Анаграмма», «Подбор ключевого слова», «Угадывание слов». На этапе закрепления – «Мозаика», «Сортировка вихрей». На уроках итогового повторения – «Викторина», «Выбор ответа». На разных этапах урока могут быть предложены задания на классификацию (с помощью передвижения объектов), установление соответствия (с помощью подчеркивания, отметки определенным знаком, анимации), кроссворды (с использованием электронного пера), тесты. С целью привлечения внимания учеников могут быть использовать инструменты «прожектор», «затемнение экрана», «волшебное перо». ЭОР используется и как средство диагностики и контроля. Организация учебного процесса с использованием ИКТ-технологий позволяет не только увлечь учащихся выполнением оригинальных заданий, но и осуществить своевременный контроль и коррекцию при наличии затруднений Для эффективности процессов обучения и воспитания они должны быть эмоционально-позитивными и комфортными. Продуктивность уроков с использованием интерактивной доски очень высока. Создание ИОС школы способствует формированию познавательной мотивации школьников. Информационные технологии помогают снять у ребенка страх самовыражения, стимулируют его творческую активность, освобождают от физиологических ограничений. Процесс учебного труда становится легче, расширяются возможности представления учениками результатов учебной деятельности, учебно-воспитательная деятельность наполняется новыми возможностями.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены