РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности физического воспитания в условиях семьи

1. Сущность физического воспитания

Для того, чтобы дать определение физическому воспитанию, необходимо ответить на вопрос: «А что же такое воспитание?»

Воспитание – это организованный и целенаправленный процесс формирования личности как ребенка так и взрослого. Это определение делится на две большие категории: воспитание как педагогический процесс и как социальный

Воспитание в широком педагогическом смысле – это специально организованное, управляемое и целенаправленное воздействие общества (коллектива), на личность с целью формирования у него определенных качеств. Осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях и охватывает учебно-воспитательный процесс в целом.

Воспитание в узком педагогическом смысле представляет собой процесс и результат воспитательной работы, которая направлена на решение определенных, заранее поставленных воспитательных задач.

Воспитание в широком социальном смысле – есть передача определенного опыта, накопившегося и передающихся от старшего поколения к младшему. Под опытом подразумевается определенные умения, знания, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – проще говоря, все то наследие, которое духовно создано человеком в процессе исторического развития.

Под воспитанием в узком социальном смысле понимается целенаправленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью развития в нем конкретных представлений, убеждений, взглядов, знаний, политической ориентации, нравственных и моральных ценностей, подготовки к жизни.

Таким образом физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств [20]. Главной особенностью физического воспитания является то, что оно способно регулярно формировать двигательные навыки и умения, а так же направленно развивает физические качества человека, которые в совокупности решают и определяют его физическую дееспособность. Основной целью физического воспитания человека является развитие физической культуры личности, то есть того аспекта общей культуры, которая может помочь реализовать его духовные и биологические возможности. Как это не странно, но уже с первых дней, после нашего рождения, начинается наше физическое развитие.

Основателем научной концепции физического  воспитания (первоначально — образования), которая способна гармонично развивать высоконравственное и интеллектуальное становление молодого человека, является русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837—1909). В 1896 году им созданы «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования», которые были первым в России высшим учебным заведением по подготовке экспертов физического воспитания и являлись прообразом нынешней Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Получая высшее физкультурное образование, и становясь специалистами в различных сферах физической культуры, выпускники академии являются ассоми в области физического воспитания, то есть освоении людьми ценности физической культуры и спорта.

Физическое  воспитание заключается в слиянии умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания и обеспечивает многостороннее развитие человека. Причем все выше перечисленные стороны общего процесса воспитания в определенной мере являются частью и в самом созданном надлежащим образом процессе физического воспитания.

На данный момент, тема физического воспитания приобрела большое распространение. К основным значениям физического воспитания относят:

  1. Физическое развитие личности, создают предпосылки для полноценной умственной работы или деятельности [21].
  2. Интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил [21].
  3. Болезнь человека и отсутствие физической закалки снижает эффективность умственной деятельности, поэтому многие люди сочетают умственные занятия с физическими упражнениями, а некоторые активно занимаются спортом [21].
  4. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производственном труде, преодолении большой физической нагрузки и меньше утомляться [21].

Для того, чтобы формирование физического воспитания было правильным, необходимо принимать участие в спортивно массовых мероприятиях, которые способствуют формированию коллективизма, товарищества, стойкости, силы духа, нравственности, требовательности к себе, укрепление воли и т. д.

Из всего выше сказанного, мы можем заметить, сущность физического воспитания заключается в решении таких задач, как:

  • Систематическое поддержание правильного физического развития и укрепление здоровья;
  • Формирование двигательных навыков и умений;
  • Овладение физическими и спортивными навыками;
  • Развитие определенных двигательных качеств (быстрота, сила, выносливость, ловкость);
  • Воспитание в себе нравственных качеств (решимость и смелость, организованность и дисциплинированность, настойчивость и упорство).
  • Формирование эстетических качеств, которые должны использоваться ежедневно (быстрота двигательной реакции, походка, осанка).
  • Выработка привычки к постоянным занятиям физической культурой, а так же спортом.
  • Формирование гигиенических умений и навыков.

2. Главные средства и методы физического воспитания

Физическое воспитание способствует эстетическому, умственному и нравственному воспитанию, создавая гармонично сформированную личность.

Средствами в физическом воспитании называют совокупность предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми в процессе воздействия на свою физическую природу с целью ее совершенствования [22].

Главными средствами физического воспитания являются:

  1. Гигиенические факторы;
  2. Физические упражнения;
  3. Оздоровительные силы природы.

Расскажем о каждом из них по подробней.

Гигиенические факторы — это факторы, включающие в себя режим, питание общественную и личную гигиену. Гигиенические факторы в роли средств физического воспитания обеспечиваются реализацией специальных норм и требований по личной и общественной гигиене труда, отдыха, питания, физкультурных занятий и т. п [1].

Физическое упражнение - это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания.

Выделяются следующие виды упражнений:

  • скоростно-силовые упражнения, которые характеризуются мощностью максимальных усилий (прыжки, поднимание штанги, спринтерский бег и т.п.);
  • упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т. п.) [23];
  • упражнения, требующие проявления координационных и других способностей в условиях строго регламентированной программы движений (акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду и т. п.) [23];
  • упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях перемененных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (борьба, спортивные игры и т. п.) [23].

Оздоровительные силы природы – это силы, оказывающие существенное влияние на занимающихся из окружающей среды и способствующие грамотному выполнению физических упражнений. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека [24].

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности [25]:

1. Общепедагогические методы:

  • Игровой метод;
  • Метод регламентированного упражнения;
  • Словесный и сенсорный методы;
  • Соревновательный метод.

Игровой метод.

Применяется на основе физических упражнений, но не всегда связан со спортивными играми. Игровой метод широко используется в комплексном совершенствовании двигательной деятельности и дает возможность развивать такие качества, как быстрота, сила, ловкость, инициативность, самостоятельность, находчивость, ориентировка в пространстве и еще многое другое (в зависимости от того, какие задачи поставлены в той или иной игре).

Метод регламентированного упражнения.

Метод регламентированного упражнения предусматривает обеспечение оптимальных условий для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств [25].

Словесный и сенсорный методы.

Словесный и сенсорный методы подразумевают использование не только слова, но и чувственной информации в процессе физического воспитания. Благодаря словесному методу можно сообщать необходимые знания, активизировать и углублять восприятие, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся [25].

Посредством многих сенсорных методов мы можем обеспечить хорошее визуальное восприятие, мышечные и слуховые ощущения.

Соревновательный метод.

Этот метод может использоваться как в более простых формах, для активизации занимающихся при выполнении отдельных упражнений на занятиях, так и в отдельном виде в качестве контрольных или официальных спортивных соревнований.

2. Специфические методы:

  • Нагрузка;
  • Отдых.

Нагрузка и отдых являются специфическим компонентом методов физического воспитания. Ведь для того, чтобы средство физического воспитания дало положительный результат, необходимо грамотно использовать специфические методы его применения. Специфические методы физического воспитания неотделимы от физических упражнений.
Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом [25].

3. Физическое воспитание как часть здорового образа жизни

Физическое воспитание, как часть здорового образа жизни, используется во всех сферах человеческого общества и осуществляется в разнообразных формах, которые связаны между собой, являясь дополнением друг друга. Они выступают в роли единого процесса физического воспитания.

Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на полное изменение прежних привычек, касающихся еды, режима физической активности и отдыха [26].

Здоровый образ жизни не отдельный компонент, а ряд комплексных понятий, которые включают в себя большое количество определенных составляющих. Сюда входят все сферы человеческого существования – начиная с питания и заканчивая эмоциональным настроем [26].

По средствам физического воспитания выделяют основные уровни сформированности здорового образа жизни:

  1. Когнетивный — предполагает наличие определенных знаний в области здорового образа жизни. Данный критерий включает в себя понимание различных сторон знаний о здоровье: гигиенические требования и нормы, основы правильного питания, режим труда и отдыха, двигательная активность и т.д.[19]. 
  2. Мотивационно-потребностный — уровень предполагает наличие заинтересованности вести здоровый образ жизни, присутствие интереса, потребности быть здоровым.
  3. Деятельностный — непосредственная деятельность, направленная на формирование здорового образа жизни. Данный уровень оценивает то, насколько основные положения здорового образа жизни реализуются в поведении, привычках и действиях [19].
  4. Эмоционально-волевой — данный уровень играет очень важную роль в формировании здорового образа жизни. Этот уровень определяется тем, насколько превалирует положительные эмоции во время занятий и мероприятий, при выполнении норм и правил здорового образа жизни, какие волевые усилия прикладывает человек при выполнении таких действий, насколько такое поведение стало для него ценностным[19].

Помимо всего прочего здорового образа жизни помогут добиться несколько простых истин, которых следует придерживаться в процессе физического воспитания личности.

Первая — постепенность. Каждую неделю и каждый день улучшать уже достигнутый результат своего физического состояния.

Вторая —“субмаксимальные” нагрузки. Периодически пробовать максимум и использовать для тренировок нагрузки несколько меньше максимальных [4].

Третья —“многократность повторения”. Заключается в увеличении повторений определенных физических упражнений.

Четвертая — есть тренировки на длительность и есть на максимум. Для одних обязательна многократность, для других важнее наращивание максимальных нагрузок [4]. Ярким примером в спорте являются бегуны на короткие дистанции (спринтеры), для которых характерно наращивание максимальных нагрузок, и бегуны на длинные дистанции (стаеры), для которых характерно многократное повторение .

Пятая — перетренировки опасны! Не надо переусердствовать в погоне за своим физическим развитием. Сбалансированность всего — есть успех в достижении поставленной цели.

Воспитание здорового образа жизни является длительным педагогическим процессом, осуществляемым учителями, совместно с родителями и врачом [19]. Это процесс должен носить систематический (постоянный) характер, а не разовый. Положительного результата можно добиться если ребенок осознает, что физическое воспитание часть здорового образа жизни, и хочет постоянно его совершенствовать.

4. Комплекс утренних гимнастических упражнений для формирования физического воспитания детей в условиях семьи: « С ДОБРЫМ УТРОМ!»

Как уже было сказано, большую роль в формировании физического воспитания ребенка играет семья. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений [5]. Разумеется семейный быт не всегда можно поместить в какие-то определенные рамки, ведь он зависит от множество факторов. Но создавая этот комплекс упражнений мы бы хотели, чтобы родители всегда стремились поместить ребенка в те условия, которые благоприятно скажутся на его физическом воспитании.
«С ДОБРЫМ УТРОМ!»

Цель: приобщить детей и их родителей к совместному выполнению физических упражнений при помощи одной из форм физического воспитания

Задачи:

  1. Пробудить организм от сна и ускорить его работоспособность.
  2. Улучшить работу основных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, системы желез внутренней секреции и др.).
  3. Повысить тонус нервной системы.

Примечание:

  • ОРУ — общеразвивающие упражнения
  • И. п. — исходное положение
  • о. с. — основная стойка (ноги вместе руки по швам)

1 — Подготовительная часть

Разминка (она подготавливает тело и мышцы к последующим нагрузкам)

Ходьба на месте ( от 30 до 90 секунд)

2 — Основная часть:

Комплекс ОРУ (он всегда выполняется сверху вниз)

Упражнение «Тянемся к солнцу»

И. п. - о. с.
1 — на носки, руки верх
2 — И.п.
3-4 — то же (повторить 4-8 раз)

Упражнение «Часики»

И. п. - руки на пояс
1 — наклон туловища вправо
2 — И. п.
3-4 — то же влево (повторить 4-8 раз)

Упражнение «Мельница»

И. п. - то же
1 — наклон правой рукой к левой ноге (левая рука отводится назад вверх)
2 — И. п.
3-4 — то же к правой (повторить 4-8 раз)

Упражнение « Плавец»

И. п. - о.с.
1-4 — круговые вращения рук вперед
5-8 — то же назад (повторить 4 раза)

Упражнение «Солдат»

И. п. - руки на пояс
1 — поднять прямую левую ногу, сделать хлопок под коленом
2 — И. п.
3-4 — то же под правой ногой (повторить 4-8 раз)

Упражнение «Заяц»

И. п. - ноги на ширине плеч, руки вверх
1 — полуприсед, руки вперед
2 — И.п.
3-4 — то же (повторить 4-8 раз)

Упражнение «Мяч»

И. п. - руки на пояс
1-4 — прыжки на двух ногах
5-8 — ходьба на месте (повторить 4 раза)

3 — Заключительная часть

Дыхательные упражнения (помогает восстановить дыхание)

Глубокий вдох носом и выдох ртом

О пользе утренней гимнастики:

Поскольку во время сна часть нашей кровь уходит в депо крови и начинает циркулировать медленнее, просыпаясь утром мы чувствуем себя вяло и ослабленными. Зарядка помогает на «встряхнуть» наш организм, после чего физическая и умственная работоспособность улучшается и наш организм чувствует себя энергично и свежо. Ежедневное занятие утренней гимнастикой способствует приливу сил, повышению работоспособности и улучшению жизни.

Список используемой литературы

1. Как организовать свой труд и отдых./ Под ред. Ширяева А. Г., Ульянова А. В.. - М.: Физкультура и спорт. - 2011 г. - 464с.
2.Безопасность жизнедеятельности. 2-е издание./ Под ред. Плошкина В. В.. - М.: Директ-Медиа. - 2015 г. - 404с.
3.Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности./ Под ред. Макаровой Г. А., Нефедова П. В.. - М.: Акадения. - 2014 г. - 267с.
4.http://fanread.ru/book/9141671/?page=1.- Раздумья о здоровье.- Амосов Н.М.. - 2011 г.
5.http://sundekor.ru/referat/ucheba/pamiatka-dlia-roditelei-rol-semi-v-fizicheskom-vospitanii-rebenka/. - Памятка для родителей «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка ». - 2014 г.
6.http://www.studfiles.ru/preview/3053162/page:2/. - Реферат «Семейный досуг». - 2012 г.
7.http://cpmss-kueda.ucoz.ru/. - Статья «Организация досуга детей в семье ». - 2011 г.
8.http://fb.ru/article/142887/chto-takoe-dosug-vzroslyiy-i-detskiy-dosug. - Статья «Что такое досуг? Взрослый и детский досуг ». - 2014 г.
9.http://www.refu.ru/refs/89/39140/1.html. - Курсовая работа «Физическое воспитание в семье». - 2013 г.
10.http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6730-formy-vospitanija-detej.php. - Статья «Формы воспитания детей ». - 2011 г.
11.http://works.doklad.ru/view/uMYpVVq0d_Q.html. - Реферат «Закаливание детей в семье». - 2014 г.
12.http://bibliofond.ru/view.aspx?id=466380. - Реферат «Формы организации физического воспитания». - 2013 г.
13.http://works.doklad.ru/view/x8AxexWvk74/all.html. - Курсовая работа «Закаливающие мероприятия как основа формирования здоровья детей». - 2011 г.
14.http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/02/rol-podvizhnoy-igry. - Статья «Роль подвижной игры». - 2013 г.
15.http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2015/01/29/dykhatelnye-uprazhneniya. - Статья «Дыхательная гимнастика». - 2013 г.
16.http://www.maam.ru/detskijsad/kak-sdelat-zarjadku-lyubimoi-privychkoi-rebenka.html. - Статья «Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка». - 2012 г.
17.https://ru.wikipedia.org/wiki/. - Материал из Википедии — свободной энциклопедии. - 2015 г.
18.http://www.razumniki.ru/. - Статья «Семейный досуг». - 2013 г.
19.http://www.scienceforum.ru/2014/720/6685. - доклад «Формирование здорового образа жизни у школьника средствами физического воспитания». - 2014 г.
20.http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-72689. - Реферат «Физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты». - 2012г.
21.http://works.tarefer.ru/64/100479/index.html. - Реферат «Физическое воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе».- 2013г.
22.http://cinref.ru/razdel/02700kultura/21/326780.htm. - Реферат «Средства физического воспитания. Физические упражнения». - 2014 г.
23.http://bibliofond.ru/view.aspx?id=561463. - Курсовая работа «Классификация физических упражнений». - 2012 г.
24.http://www.bestreferat.ru/referat-326780.html.- Реферат «Средства физического воспитания. Физические упражнения». - 2013г.
25.http://www.magma-team.ru/kursovye-i-diplomnye-raboty-po-fizicheskoy-kulture/metodicheskie-printsipy-fizicheskogo-vospitaniya-i-ih-realizatsii-v-protsesse-zanyatiy-fizicheskimi-uprazhneniyami. - Курсовая работа «Методические принциипы физического воспитания и их реализации в процессе занятий физическими упражнениями». - 2011г.
26.http://vashsport.com/chto-takoe-zdorovyj-obraz-zhizni/. - Статья «Здоровье человека и его зависимость от образа жизни». - 2013г.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены