РАЗРАБОТКИ
|
Особенности физического воспитания в условиях семьи1. Сущность физического воспитания Для того, чтобы дать определение физическому воспитанию, необходимо ответить на вопрос: «А что же такое воспитание?» Воспитание – это организованный и целенаправленный процесс формирования личности как ребенка так и взрослого. Это определение делится на две большие категории: воспитание как педагогический процесс и как социальный Воспитание в широком педагогическом смысле – это специально организованное, управляемое и целенаправленное воздействие общества (коллектива), на личность с целью формирования у него определенных качеств. Осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях и охватывает учебно-воспитательный процесс в целом. Воспитание в узком педагогическом смысле представляет собой процесс и результат воспитательной работы, которая направлена на решение определенных, заранее поставленных воспитательных задач. Воспитание в широком социальном смысле – есть передача определенного опыта, накопившегося и передающихся от старшего поколения к младшему. Под опытом подразумевается определенные умения, знания, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – проще говоря, все то наследие, которое духовно создано человеком в процессе исторического развития. Под воспитанием в узком социальном смысле понимается целенаправленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью развития в нем конкретных представлений, убеждений, взглядов, знаний, политической ориентации, нравственных и моральных ценностей, подготовки к жизни. Таким образом физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств [20]. Главной особенностью физического воспитания является то, что оно способно регулярно формировать двигательные навыки и умения, а так же направленно развивает физические качества человека, которые в совокупности решают и определяют его физическую дееспособность. Основной целью физического воспитания человека является развитие физической культуры личности, то есть того аспекта общей культуры, которая может помочь реализовать его духовные и биологические возможности. Как это не странно, но уже с первых дней, после нашего рождения, начинается наше физическое развитие. Основателем научной концепции физического воспитания (первоначально — образования), которая способна гармонично развивать высоконравственное и интеллектуальное становление молодого человека, является русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837—1909). В 1896 году им созданы «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования», которые были первым в России высшим учебным заведением по подготовке экспертов физического воспитания и являлись прообразом нынешней Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Получая высшее физкультурное образование, и становясь специалистами в различных сферах физической культуры, выпускники академии являются ассоми в области физического воспитания, то есть освоении людьми ценности физической культуры и спорта. Физическое воспитание заключается в слиянии умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания и обеспечивает многостороннее развитие человека. Причем все выше перечисленные стороны общего процесса воспитания в определенной мере являются частью и в самом созданном надлежащим образом процессе физического воспитания. На данный момент, тема физического воспитания приобрела большое распространение. К основным значениям физического воспитания относят:
Для того, чтобы формирование физического воспитания было правильным, необходимо принимать участие в спортивно массовых мероприятиях, которые способствуют формированию коллективизма, товарищества, стойкости, силы духа, нравственности, требовательности к себе, укрепление воли и т. д. Из всего выше сказанного, мы можем заметить, сущность физического воспитания заключается в решении таких задач, как:
2. Главные средства и методы физического воспитания Физическое воспитание способствует эстетическому, умственному и нравственному воспитанию, создавая гармонично сформированную личность. Средствами в физическом воспитании называют совокупность предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми в процессе воздействия на свою физическую природу с целью ее совершенствования [22]. Главными средствами физического воспитания являются:
Расскажем о каждом из них по подробней. Гигиенические факторы — это факторы, включающие в себя режим, питание общественную и личную гигиену. Гигиенические факторы в роли средств физического воспитания обеспечиваются реализацией специальных норм и требований по личной и общественной гигиене труда, отдыха, питания, физкультурных занятий и т. п [1]. Физическое упражнение - это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания. Выделяются следующие виды упражнений:
Оздоровительные силы природы – это силы, оказывающие существенное влияние на занимающихся из окружающей среды и способствующие грамотному выполнению физических упражнений. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека [24]. В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности [25]: 1. Общепедагогические методы:
Игровой метод. Применяется на основе физических упражнений, но не всегда связан со спортивными играми. Игровой метод широко используется в комплексном совершенствовании двигательной деятельности и дает возможность развивать такие качества, как быстрота, сила, ловкость, инициативность, самостоятельность, находчивость, ориентировка в пространстве и еще многое другое (в зависимости от того, какие задачи поставлены в той или иной игре). Метод регламентированного упражнения. Метод регламентированного упражнения предусматривает обеспечение оптимальных условий для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств [25]. Словесный и сенсорный методы. Словесный и сенсорный методы подразумевают использование не только слова, но и чувственной информации в процессе физического воспитания. Благодаря словесному методу можно сообщать необходимые знания, активизировать и углублять восприятие, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся [25]. Посредством многих сенсорных методов мы можем обеспечить хорошее визуальное восприятие, мышечные и слуховые ощущения. Соревновательный метод. Этот метод может использоваться как в более простых формах, для активизации занимающихся при выполнении отдельных упражнений на занятиях, так и в отдельном виде в качестве контрольных или официальных спортивных соревнований. 2. Специфические методы:
Нагрузка и отдых являются специфическим компонентом методов физического воспитания. Ведь для того, чтобы средство физического воспитания дало положительный результат, необходимо грамотно использовать специфические методы его применения. Специфические методы физического воспитания неотделимы от физических упражнений. 3. Физическое воспитание как часть здорового образа жизни Физическое воспитание, как часть здорового образа жизни, используется во всех сферах человеческого общества и осуществляется в разнообразных формах, которые связаны между собой, являясь дополнением друг друга. Они выступают в роли единого процесса физического воспитания. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на полное изменение прежних привычек, касающихся еды, режима физической активности и отдыха [26]. Здоровый образ жизни не отдельный компонент, а ряд комплексных понятий, которые включают в себя большое количество определенных составляющих. Сюда входят все сферы человеческого существования – начиная с питания и заканчивая эмоциональным настроем [26]. По средствам физического воспитания выделяют основные уровни сформированности здорового образа жизни:
Помимо всего прочего здорового образа жизни помогут добиться несколько простых истин, которых следует придерживаться в процессе физического воспитания личности. Первая — постепенность. Каждую неделю и каждый день улучшать уже достигнутый результат своего физического состояния. Вторая —“субмаксимальные” нагрузки. Периодически пробовать максимум и использовать для тренировок нагрузки несколько меньше максимальных [4]. Третья —“многократность повторения”. Заключается в увеличении повторений определенных физических упражнений. Четвертая — есть тренировки на длительность и есть на максимум. Для одних обязательна многократность, для других важнее наращивание максимальных нагрузок [4]. Ярким примером в спорте являются бегуны на короткие дистанции (спринтеры), для которых характерно наращивание максимальных нагрузок, и бегуны на длинные дистанции (стаеры), для которых характерно многократное повторение . Пятая — перетренировки опасны! Не надо переусердствовать в погоне за своим физическим развитием. Сбалансированность всего — есть успех в достижении поставленной цели. Воспитание здорового образа жизни является длительным педагогическим процессом, осуществляемым учителями, совместно с родителями и врачом [19]. Это процесс должен носить систематический (постоянный) характер, а не разовый. Положительного результата можно добиться если ребенок осознает, что физическое воспитание часть здорового образа жизни, и хочет постоянно его совершенствовать. Как уже было сказано, большую роль в формировании физического воспитания ребенка играет семья. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений [5]. Разумеется семейный быт не всегда можно поместить в какие-то определенные рамки, ведь он зависит от множество факторов. Но создавая этот комплекс упражнений мы бы хотели, чтобы родители всегда стремились поместить ребенка в те условия, которые благоприятно скажутся на его физическом воспитании. Цель: приобщить детей и их родителей к совместному выполнению физических упражнений при помощи одной из форм физического воспитания Задачи:
Примечание:
1 — Подготовительная часть Разминка (она подготавливает тело и мышцы к последующим нагрузкам) Ходьба на месте ( от 30 до 90 секунд) 2 — Основная часть: Комплекс ОРУ (он всегда выполняется сверху вниз) Упражнение «Тянемся к солнцу» И. п. - о. с. Упражнение «Часики» И. п. - руки на пояс Упражнение «Мельница» И. п. - то же Упражнение « Плавец» И. п. - о.с. Упражнение «Солдат» И. п. - руки на пояс Упражнение «Заяц» И. п. - ноги на ширине плеч, руки вверх Упражнение «Мяч» И. п. - руки на пояс 3 — Заключительная часть Дыхательные упражнения (помогает восстановить дыхание) Глубокий вдох носом и выдох ртом О пользе утренней гимнастики: Поскольку во время сна часть нашей кровь уходит в депо крови и начинает циркулировать медленнее, просыпаясь утром мы чувствуем себя вяло и ослабленными. Зарядка помогает на «встряхнуть» наш организм, после чего физическая и умственная работоспособность улучшается и наш организм чувствует себя энергично и свежо. Ежедневное занятие утренней гимнастикой способствует приливу сил, повышению работоспособности и улучшению жизни. 1. Как организовать свой труд и отдых./ Под ред. Ширяева А. Г., Ульянова А. В.. - М.: Физкультура и спорт. - 2011 г. - 464с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены