РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Влияние средств массовой информации на формирование личности ребенка

Современный мир – это мир информационных технологий, в котором можно совершать покупки не выходя из дома; общаться, находясь на разных континентах…Неудивительно, что дети с первых лет жизни погружены в информационное пространство. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что даже взрослому сложно предопределить степень воздействия СМИ, степень же влияние на детскую аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением – наиболее значительна.

Ребенок, еще не умея оценивать поступающую информацию, не имея устойчивых социальных моделей, получил доступ к телепрограммам разного качества и содержания. На него буквально хлынул огромный, мощный поток самой разной информации. Ситуация особенно обострилась в последние годы - с распространением планшетных компьютеров и смартфонов. Таким образом, воздействие множества информационных потоков ни родители, ни педагоги практически не в состоянии контролировать, прогнозировать или учитывать [3].

Один из самых негативных последствий такой «телевизионной и компьютерной» жизни является отставание в развитии ребенка.

В последние годы наблюдается тенденция, что: дети начинают говорить позже, мало и плохо разговаривают, их словарный запас бедный и примитивный.
Формирование речи в раннем возрасте происходит исключительно в живом общении, тогда, когда малыш учится общаться, при этом участвуя в разговоре своими движениями, мыслями и чувствами.

С телеэкрана информация подается в готовом виде, и она не требует включения воображения и анализа.

Она изменяет и деформирует психику ребенка, давая новые установки и модели поведения, что часто приводит к гипервозбудимости детей, их агрессивности. Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. В дальнейшем он с трудом включается на уроках, плохо воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не происходит развитие нервных связей, памяти, ассоциативного ряда, логического мышления.

Как следствие, возникают коммуникативные трудности: детям трудно общаться и со своими сверстниками, и со взрослыми.
Также телевизор отнимает у детей возможность двигаться, играть и общаться вживую. Из-за сидячего положения, в котором ребенок проводит долгое время, могут возникнуть: нарушение осанки, ухудшится зрение, а в случае постоянного приема пищи перед телевизором даже ожирение.

Исключить из жизни детей СМИ невозможно и неосуществимо.

Так существует много телепередач и мультфильмов обучающего, развивающего, познавательного характера.

Мультипликация – одна из форм экранного искусства, синтетический вид, объединяющий живопись, графику, музыку, литературу, элементы театра, танца.
В процессе просмотра мультипликационного фильма дети сопереживают, проживают события вместе с героями. У ребенка это вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, проявляющуюся в самых разных формах, в том числе в форме речевого высказывания.

Мультфильмы служат прекрасным средством развития мышления, внимания, воображения и памяти у детей. Благодаря им значительно расширяется кругозор и совершенствуются коммуникативные навыки, дети учатся выражать свои чувства и настроение.

Мультипликационные фильмы предоставляют отличную возможность для внесения разнообразия и индивидуализации в воспитательно-образовательный процесс.
Работа над содержанием мультфильма позволяет сформировать разные стороны речи ребенка: фонетико-фонематическую, просодическую, лексико-грамматическую, что создает базу для овладения связным речевым высказыванием [1, c. 29].

При этом важно учитывать возрастные особенности, время препровождения перед телевизором, за планшетом.

Современный ребенок все чаще познает мир через экран.

Экран монитора (телевизора, телефона, компьютера, планшета и т.п.) формирует представления ребенка о том, как живут люди в разных странах, какие отношения существуют в мире взрослых, какие поступки надо совершать, чтобы быть успешным, сильным, смелым. Но дети должны познавать мир не только визуально.

Сегодня книге приходится бороться за аудиторию с телевидением, кино, Интернетом. Но чтение – это не просто способ получения информации, это уникальный процесс, способный сделать из человека именно Личность, умеющую чувствовать, сопереживать, мыслить независимо [4, c.31].

Хороший результат дает чтение перед сном.

Ведь известно, что именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под впечатлением этих событий.

В связи с возрастающим, нередко деструктивным, влиянием СМИ в современном обществе целесообразно разрабатывать образовательные программы медийной грамотности.

Защита от языкового воздействия на сознание должна строиться в первую очередь на активизации и интенсификации экстралингвистического фактора: на изучении серьезных аналитических исследований, основанных на богатом фактическом материале и помогающих выстроить в сознании реальную, лишенную тенденциозности картину исторического процесса.

Исследования в этой области должны быть ориентированы на выявление и раскрытие новых способов манипулирования сознанием, постоянно модифицирующихся в деятельности средств массовой информации за счет развития языков, а также в связи с закономерностями мирового развития, геополитикой и трансформацией мотивов субъекта воздействия. Подобные исследования будут иметь одновременно лингвистический, психологический и политологический статус: с одной стороны, они будут способствовать более глубокому постижению закономерностей развития языка, с другой — помогут выработать эффективные механизмы защиты от манипулирования — как на уровне индивида, так и на уровне социума [2, c.212].

Ученые дают десять полезных советов тем, чьи дети все-таки остаются дома и просят включить телевизор:

  1. Избегать знакомства с телевизором для малышей младше двух лет. Для развлечения ребенка лучше выбрать развивающие занятия: разговоры, игра, чтение вслух, пение или прослушивание музыки.
  2. Если ребенку разрешено смотреть телевизор, надо выбирать соответствующие его возрасту телепрограммы.
  3. Тщательно проверяйте «образовательные» программы, которые идут по ТВ или продаются на дисках.
  4. Максимальное время просмотра телевизора — два часа в день, а желательно меньше.
  5. Нельзя смотреть телевизор во время еды.
  6. Нельзя использовать телевизор в качестве награды за хорошие поступки.
  7. Нельзя ставить телевизор в спальне.
  8. Надо смотреть телевизор вместе с детьми и активно обсуждать с ними происходящее на экране.
  9. Надо выключать телевизор, когда заканчивается выбранная телепрограмма, или когда ребенок от него отвлекся.
  10. Один день в неделю лучше сделать «свободным от СМИ» для всей семьи [6].

Фомина Елена Александровна
г.Сыктывкар,
ведущий специалист управления дошкольного образования
администрации МО ГО «Сыктывкар»

Источники и литература:

  1. Грошенкова, В. Коррекция недостатков речи дошкольников в процессе работы с мультфильмами: Дошкольное воспитание №7/2018, с.27-35
  2. Данилова, А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации М.: Добросвет. 2011-228 с.
  3. Ильясова, В.И. Влияние телевидения и средств массовой информации на детей дошкольного возраста «Символ науки» №4- 2016
  4. Миронова, Н. «В книгах можно найти объяснение всему, если знать, где искать», или Как с помощью книги ребенок может познать мир - Дошкольное воспитание № 4 -2016 с.28-35
  5. Шхахутова З. З., Ситкова А. В. Негативное воздействие СМИ на развитие и воспитание дошкольников // Концепт. - 2014. - № 05 (май).
  6. http://www.takzdorovo.ru/deti/kak-ne-poselit-doshkolnika-u-televizora/ [электронный ресурс]
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены