РАЗРАБОТКИ
|
Влияние средств массовой информации на формирование личности ребенкаСовременный мир – это мир информационных технологий, в котором можно совершать покупки не выходя из дома; общаться, находясь на разных континентах…Неудивительно, что дети с первых лет жизни погружены в информационное пространство. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что даже взрослому сложно предопределить степень воздействия СМИ, степень же влияние на детскую аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением – наиболее значительна. Ребенок, еще не умея оценивать поступающую информацию, не имея устойчивых социальных моделей, получил доступ к телепрограммам разного качества и содержания. На него буквально хлынул огромный, мощный поток самой разной информации. Ситуация особенно обострилась в последние годы - с распространением планшетных компьютеров и смартфонов. Таким образом, воздействие множества информационных потоков ни родители, ни педагоги практически не в состоянии контролировать, прогнозировать или учитывать [3]. Один из самых негативных последствий такой «телевизионной и компьютерной» жизни является отставание в развитии ребенка. В последние годы наблюдается тенденция, что: дети начинают говорить позже, мало и плохо разговаривают, их словарный запас бедный и примитивный. С телеэкрана информация подается в готовом виде, и она не требует включения воображения и анализа. Она изменяет и деформирует психику ребенка, давая новые установки и модели поведения, что часто приводит к гипервозбудимости детей, их агрессивности. Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. В дальнейшем он с трудом включается на уроках, плохо воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не происходит развитие нервных связей, памяти, ассоциативного ряда, логического мышления. Как следствие, возникают коммуникативные трудности: детям трудно общаться и со своими сверстниками, и со взрослыми. Исключить из жизни детей СМИ невозможно и неосуществимо. Так существует много телепередач и мультфильмов обучающего, развивающего, познавательного характера. Мультипликация – одна из форм экранного искусства, синтетический вид, объединяющий живопись, графику, музыку, литературу, элементы театра, танца. Мультфильмы служат прекрасным средством развития мышления, внимания, воображения и памяти у детей. Благодаря им значительно расширяется кругозор и совершенствуются коммуникативные навыки, дети учатся выражать свои чувства и настроение. Мультипликационные фильмы предоставляют отличную возможность для внесения разнообразия и индивидуализации в воспитательно-образовательный процесс. При этом важно учитывать возрастные особенности, время препровождения перед телевизором, за планшетом. Современный ребенок все чаще познает мир через экран. Экран монитора (телевизора, телефона, компьютера, планшета и т.п.) формирует представления ребенка о том, как живут люди в разных странах, какие отношения существуют в мире взрослых, какие поступки надо совершать, чтобы быть успешным, сильным, смелым. Но дети должны познавать мир не только визуально. Сегодня книге приходится бороться за аудиторию с телевидением, кино, Интернетом. Но чтение – это не просто способ получения информации, это уникальный процесс, способный сделать из человека именно Личность, умеющую чувствовать, сопереживать, мыслить независимо [4, c.31]. Хороший результат дает чтение перед сном. Ведь известно, что именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под впечатлением этих событий. В связи с возрастающим, нередко деструктивным, влиянием СМИ в современном обществе целесообразно разрабатывать образовательные программы медийной грамотности. Защита от языкового воздействия на сознание должна строиться в первую очередь на активизации и интенсификации экстралингвистического фактора: на изучении серьезных аналитических исследований, основанных на богатом фактическом материале и помогающих выстроить в сознании реальную, лишенную тенденциозности картину исторического процесса. Исследования в этой области должны быть ориентированы на выявление и раскрытие новых способов манипулирования сознанием, постоянно модифицирующихся в деятельности средств массовой информации за счет развития языков, а также в связи с закономерностями мирового развития, геополитикой и трансформацией мотивов субъекта воздействия. Подобные исследования будут иметь одновременно лингвистический, психологический и политологический статус: с одной стороны, они будут способствовать более глубокому постижению закономерностей развития языка, с другой — помогут выработать эффективные механизмы защиты от манипулирования — как на уровне индивида, так и на уровне социума [2, c.212]. Ученые дают десять полезных советов тем, чьи дети все-таки остаются дома и просят включить телевизор:
Фомина Елена Александровна Источники и литература:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Родителям
Важность проблемы задержки речевого развития и необходимые меры в коррекции речевых нарушений Как воспитать у ребенка любовь к книге и чтению Готовность ребенка к школьному обучению День народного единства
День народного единства (4 ноября) - сценарии, классные часы и презентации к празднику |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены