РАЗРАБОТКИ
|
Подготовка детей дошкольного возраста с нарушениями речи к овладению учебной деятельностьюАвтор: Цуканова Виктория Петровна Подготовка детей дошкольного возраста с нарушениями речи к овладению учебной деятельностью Очень важным моментом в подготовке дошкольников к овладению учебным процессом является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. В детском саду эти виды работ проводятся в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Сначала упражнения по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия проводятся на материале неречевых звуков. Затем постепенно водятся звуки речи, правильно произносимые детьми, и те, которые вновь ставятся. Кроме того. С первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия. Ведь неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
Работая над узнаванием неречевых звуков, можно проводить с детьми следующие игры: Далее дети учатся различать слова близкие по звуковому составу. Очень важным показателем успешности обучения детей в школе является умение детей правильно произносить все звуки речи. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс: ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В результате такой работы к четырём – пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребёнку 5 лет, а он не произносит отдельные звуки «Л», «Р»; группу звуков «С», «З», «Ц»; или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими; звук «Л» произносится как «В», звук «Р» - картаво. Нередко у детей страдают и гласные звуки. Дети произносят их не чётко, как бы затушёвывая их звучание. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают, однако при благоприятных условиях дети способны к самокоррекции. При нарушении двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие движения языка, губ, челюсти. Из – за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям. У таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляционного аппарата. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин позднего становления звуков речи. У детей дошкольного возраста необходимо развивать слуховое внимание и фонематического восприятия. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию. А правильное звукопроизношение и хорошо развитое фонематическое восприятие является показателями работы по предупреждению дизграфии у школьников. Взаимосвязь общей и речевой моторики была изучена и подтверждена исследованиями крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень готовности к школьному обучению также определяется и развитием мелкой моторики ребёнка. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 – 7 годам, в основном, заканчивается созреванием соответствующих зон головного мозга, развитием мелких мышц кисти. И.М.Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не определены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда можно достигнуть наибольшего эффекта от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, нельзя допускать скуки и переутомления. Чем же можно заниматься с малышами, чтобы развивать ручную умелость?
Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж. Для проведения самомассажа можно взять следующие упражнения:
Чтобы сделать работу по развитию пальцев моторики регулярной и результативной, можно в занятия, проводимые воспитателями, включить физминутки с упражнениями для пальцев. Физминутки, как элемент двигательной активности, предлагается детям для переключения с одного вида деятельности на другой, повышение работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребуется дополнительного времени. Традиционные физминутки проводятся в сочетании с речью детей. Проговаривание стихотворений одновременно с движениями даёт ряд преимуществ для детей логопедических групп. Их речь становится более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей. Регулярность проведения таких физминуток положительно влияет на то, что дети быстрее овладевают правильным произношением звуков, лучше работают на занятиях по обучению грамоте и на занятиях по изо - деятельности. Такой подход позволяет следующее:
У многих детей дошкольного возраста, имеющих диагноз ОНР, помимо различных отклонений в фонетике, лексике и грамматике в той или иной степени нарушение памяти и внимание. А для успешной учебной деятельности в школе необходимы и хорошая память, и устойчивое внимание. Для развития памяти и внимания можно предложить детям выполнять различные задания и провести с детьми различные игры.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены