РАЗРАБОТКИ
|
Интернет-технологии как средство социализации дошкольниковАннотация: в статье раскрывается проблема использования интернет-технологий как средства социализации дошкольников. Проанализированы факторы влияния киберпространства на ребенка-дошкольника. Представлены современные научные концепции в спектре социализации посредством Интернет-технологий, изучены основные составляющие данного процесса. Охарактеризованы интерактивные технологии социального развития дошкольников. Отмечена популярность и активное внедрение инновационных Интернет-технологии в социальную психологию. Предметом междисциплинарных исследований Интернет стал почти с самого его появления. На сегодняшний день становиться очевидным насколько современное общество вовлечено в интернет-пространство. Изучением интернет-среды занимаются социологи, культурологи, философы, лингвисты, этнографы, психологи, педагоги, политологи, то есть Интернет-пространство представляет собой весьма популярное научное направление [1]. Отметим, что понятие «информационное общество» не имеет четкой общепринятой дефиниции. В задачи нашего исследования не входит изучение соотношения между информационным обществом и иными концепциями, описывающими современный этап развития социальных и коммуникационных технологий. Поэтому мы ограничимся пониманием информационного общества как общества постиндустриального и поставим между ними условный знак равенства; такая трактовка является широко распространенной. Актуальность исследования связана с тем, что серьезный интерес к проблеме социализации дошкольников средствами интернет-технологии и виртуального общения имеет веские основания, тем более в русле развития сетевого общества, когда рациональное сочетание традиционных и инновационных форм взаимодействия ориентирует детей на высокие жизненные результаты, а также, обращение к этой проблеме в связи с исследованием других психолого-педагогических явлений, сочетаются в отечественной науке с немногочисленными научными теоретико-практическими исследованиями сетевого общения как такового. Целью исследования представляется рассмотрение интернет-технологий как средства социализации дошкольников. Вопросами изучения влияния киберпространства на детей и различных возрастных групп занимались такие авторы, как Н.С. Кудакова [5], А.М. Прихожан [7], А. А. Серебрякова [8] и многие др. Сегодня многие исследователи пытаются дать ответы на эти вопросы и понять логику жизни в виртуальной реальности. Определение зоны рисков подрастающих поколений – это вопрос будущего детей и родителей. Отбору современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях эффективной социализации детей посвящены исследования: Е. И. Абрамовой [1], Е. А. Барсуковой [2], Н. А. Голубевой [3], В. А. Довгаль [4], Е. С. Шабуровой [9] и др. Ряд авторов подчеркивают, что возникшая социальная виртуальная реальность Интернет представляет собой своеобразный ответ на распад старых социальных связей между людьми, удовлетворяет потребность человека в общении, обмене информацией, в знаниях, в творческой реализации [2;3;5;7]. В исследовании Л. И. Микрюковой, Интернет-технологии рассматриваются фактически однозначно, как источник познавательной, наглядной, аналитической и просветительской информации, и пространство сети, как место, где можно ознакомиться с материалами о событиях текущей жизни детей. А дошкольный возраст представляется автором как наиболее целесообразный для успешной положительной социализации личности ребенка [6]. По справедливому мнению, А. А. Серебряковой ИКТ дают возможность:
Процесс освоения ребенком социального опыта, бесспорно, происходит не только в сформированной семейной среде, но и сквозь средства массовой информации, в частности через Интернет-технологии. Социальные психологи подчеркивают, что в современном мире ребенку необходимо во многом самостоятельно обозначать стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в дошкольном возрасте. В силу чего, эффективная социализация – одно из ключевых условий жизни ребенка в обществе, где базой социализации служит формирование у него психологической саморегуляции поведения [2]. Слайд-шоу, презентации, мультимедийные фотоальбомы, мультфильмы являются одним из важных средств расширения детских представлений. Это наглядность, помогающая выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При подобной организации материала задействуется три вида памяти детей: слуховая, зрительная, моторная. Рассмотреть сложный материал поэтапно позволяет презентация. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. В научной работе Н.С. Кудаковой, за основу Интернет-социализации дошкольников взята программа IBM KidSmаrt, которая разработана для обучения детей от 3-х до 6-ти лет посредством применения коммуникационных и информационных технологий и организации стимулирующей среды, содействующей когнитивному и социальному развитию детей. Данное программное обеспечение пособляет формировать творческие способности и пространственное воображение, освоить основы математики и компьютерной грамоты [5]. Социальные сети, отмечает В. А. Довгаль, формируют иллюзию интерактивного и коммуникативного пространства, при этом мы не можем пренебрегать тем фактом что через подобный механизм идет ретрансляция ценностей, правил и норм, важных для социализации. Ребенок-дошкольник примеряет на себя чужие роли, приобщается к различным группам, которых, к примеру, ВКонтакте полно. «Возможности Интернета красочно и наглядно с беспрецедентной откровенностью позволяют оказывать мощное влияние на эмоциональную сферу. При этом, данное влияние может быть и в позитивном контексте» [4, с. 168]. Анализ новых научных источников по воздействию Интернет-технологий на социализацию ребенка-дошкольника дает возможность выделить психологические закономерности и специфику формирования детского сознания:
Вывод. Итак, Интернет-технологии, в частности образы компьютерной визуализации, являются мощным средством воздействия на становление детей дошкольного возраста. Поэтому необходимо создать новую культуру жизни с информационными технологиями, научиться пользоваться ими, не теряя способности критически мыслить, чувствовать, общаться. Литература:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены