РАЗРАБОТКИ
|
Экологическое воспитание и образование младших школьниковПрирода - это вселенная с существующим в ней органическим и неорганическим миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочки Земли - в биосфере, составной частью которой являются живые существа - мир растений и животных, человек. Значение природы в жизни людей очень велико и многообразно. Природа - источник материальных и культурных благ человека.Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений вызывает чувство радости и дает огромное наслаждение. Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу, тем больше мы начинаем любить ее. Природа истощается. В связи с бурным развитием техники загрязняются воздух, вода, исчезают ценные животные и растения. Это волнует все человечество. Долг живущих на Земле людей - сохранить всю красоту и богатства природы для будущих поколений. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», а постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач стоящих перед педагогами - воспитать любовь к родине, а значит и бережное отношение к родной природе. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Еще И.М.Сеченов писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И.П.Павлов это свойство назвал рефлексом «Что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов. Почему именно природе отводится особая роль в формировании личности ребенка? Да потому, что природа окружает ребенка с первых дней его жизни. Ребенок знакомится с природой еще до того, как произнес свои первые слова и сделает самостоятельные шаги. У детей рано проявляется стремление к активному познанию природы, которая притягательна для него благодаря своему красочному, постоянно изменяющемуся миру. Это дает ребенку массу ярких впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать еще не познанное и незнакомое. По словам В.А.Сухомлинского, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства. Нужно прививать ему эти чувства с детства. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не толькоовладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Разумная, деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления, прагматизму и эгоизму. О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что XXI век наречен мировым сообществом «столетием окружающей среды» в отличие от завершившегося второго тысячелетия – «столетия экономики». А это означает, что экологический диктат будет определять и экономику, и образование, и культуру. В этом процессе воспитанию принадлежит заглавная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека – общий или экологический – есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке, мерило его развития как существа разумного. Изложенные выше факты определили тему моего доклада – «Экологическое воспитание младших школьников». Актуальность. Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного отношения к природе, осознание важности ее охраны и формирование экологической культуры. Объект исследования. Организация учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию и образованию школьников. Предметом данного исследования явилось проведения уроков и внеклассных занятий по экологическому воспитанию. Цель исследования – теоретическое обоснования и практическое доказательство осуществления экологического воспитания при реализации межпредметных связей. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
В качестве гипотезы исследования послужило следующее предположение: представленные методические рекомендации, организованные в урочной и внеурочной форме по межпредметным связям, позволяют заложить хороший фундамент для дальнейшего формирования экологической культуры у младших школьников. В ходе исследования были применены следующие методы исследования:
Научная новизна исследования заключается в предложении методических рекомендаций и попытка передать опыт школы в организации учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию и образованию школьников. Практическая значимость данной работы в том, что предложенные рекомендации могут быть применены в практике учителем начальных классов. Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры. Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей. Основные пути решения экологической культуры младших школьников: а) интеграция естественнонаучных и общественно-гуманитарных знаний; б) формирование экологического сознания и мышления нравственно-этического восприятия природы; в) непрерывное воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде и здоровью, начиная с дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная работа проведена на базе начальных классов Тюбинской средней школы Намского улуса Республики Саха (Якутия). Цель опытной работы: выявить уровень экологического воспитания до начала и в конце исследования определить модель системы экологического образования. Опытно-экспериментальная работа проводилась по следующим направлениям:
Нами были намечены следующие задачи:
Методика исследования состоит в проведении контроля знаний и умений, отслеживании качества фактического усвоения материала учащимися до проведения педагогического эксперимента – констатирующий этап. И соответственно такого же контроля в ходе педагогического эксперимента, в которой внедрена модель системы экологического образования. Диагностика уровня экологического образования проводилась в форме тестирования. Ученикам предлагалось ответить на 20 вопросов. Оценивание результатов происходило по количеству набранных баллов. В зависимости от количества набранных баллов определялся уровень экологической воспитанности учащихся. Для эксперимента были привлечены 2, 3, 4 классы. По результатам анализов диагностики мы определили уровень экологической воспитанности учащихся 2- 4 классов (всего 21 человек). Принципы формирования экологической образованности младших школьников: открытость, адаптивность, системность, доступность. Педагогические условия реализации модели: создание гибкой системы экологического образования, ориентированной на младших школьников:
Целью межпредметной интеграции является развитие экологического образования через систему уроков. Нами разработаны примеры проведения уроков, направленных на экологическое образование учащихся начальных классов. Познавательно – развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это – театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры. В результате такой работы наблюдается положительная динамика эмоционально – чувственного восприятия природы, повышается уровень творческой активности детей, растет потребность в здоровом образе жизни. Таким образом, разработанная модель системы экологического образования включает в себя комплексную работу: начиная с интегрированных уроков и заканчивая внеклассными занятиями. Контрольный этап опытной работы позволил выявить эффективность внедрения модели системы экологического образования. Сопоставляя и анализируя результаты диаграммы, мы отмечаем, что количество учащихся имеющих низкий уровень снизился на 9%; количество учащихся имеющих средний уровень снизился на 4,8%; количество учащихся имеющих высокий уровень повысился на 14,7%. В результате нашей опытно-экспериментальной работы мы сделали следующие выводы:
Выполнила: Никонова Кира Владимировна, учитель начальных классов.
Читайте также:
pixabay.com
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Родителям
Консультация для педагогов и родителей на тему: «Снятие усталости». Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников Факторы риска возникновения осложнений и трудностей в поведении и развитии личности ребёнка День народного единства
День народного единства (4 ноября) - сценарии, классные часы и презентации к празднику |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены