РАЗРАБОТКИ
|
Литературная композиция, посвященная творчеству Б.Пастернака «Путь в жизни и в литературе»Литературная композиция представляет собой историю жизни и творчества Бориса Пастернака, одного из крупнейших русских поэтов XX века, отраженную в его стихах, прозе. Вступительное слово: Преподаватель Ведущий 1. Сегодня нам предстоит трепетно и бережно прикоснуться к страницам жизни и творчества одного из величайших поэтов 20 века Бориса Леонидовича Пастернака. 10 февраля 2020 года исполняется 130 лет со дня рождения поэта. Поэзия Пастернака призывает вслушаться, вчувствоваться в мир, но ни в коем случае не вторгаться в него, дабы не нарушить существующую гармонию. Борис Леонидович утверждал в своем творчестве великий закон сохранения энергии: ничто не возникает из ничего, ничто не исчезает бесследно. Ведущий 2. Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 г. в Москве. В семье молодого живописца Леонида и пианистки Розалии. Будущий поэт в детстве рисовал и писал красками. Его отец был уверен, что сын может стать хорошим профессиональным живописцем. Однако в 13 лет Борис навсегда оставил изобразительное искусство. Его поглотила музыка. Ведущий 1. Учась в гимназии, Борис Леонидович брал уроки у профессоров консерватории. За 6 лет упорных занятий он достиг столь многого, что все близкие были убеждены: он станет композитором. Но вскоре навсегда оставил мечту о музыке как профессии. Для того чтобы бросить занятия, он придумал для себя причину: неабсолютный слух. Одно качество связывало пристрастия Пастернака в любой деятельности - это желание добиться профессиональных успехов: если музыка - то быть гениальным музыкантом, если переводы - то одни из лучших, если поэзия - то с глубоким смыслом и звучанием, если проза - то Нобелевская премия. Меньшее не нужно. Именно так трудиться его вдохновлял Александр Скрябин. Ведущий 2. Творческое наследие Александра Николаевича Скрябина представлено симфонической музыкой. Автор девятнадцати фортепианных поэм. Музыкальный кумир. Юный Пастернак восхищался его модернистской музыкой. Особенно действовал на него скрябинский культ гения. Будущий поэт был поражён и очарован, услыхав, как на соседней даче композитор А.Н.Скрябин сочиняет третью симфонию. Ведущий 2. « Боже, что это была за музыка! Симфония беспрерывно рушилась и обваливалась, как город под артиллерийским огнём. Её всю переполняло содержание, до безумия разработанное и новое, как нов был жизнью и свежестью дышавший лес. И не было в симфонии ничего ложно глубокого , но трагическая сила сочиняемого была смела до сумашествия…», - так писал Борис Леонидович. Став поэтом, он никогда не расставался с музыкой – ни в жизни, ни в поэзии. Этому есть подтверждение стихотворение “Музыка”. Стихотворение “Музыка”. Чтец читает стихотворение “Музыка”. Ведущий 1. Удивительно построена поэзия. Сначала музыки нет – есть только рояль, неодушевленный предмет. Его несут, “как колокол на колокольню”; рояль уподоблен завету Бога, а работа грузчиков, несущих его, как на гору, предстает в ореоле библейской святости. Появляется музыкант-“жилец шестого этажа”. Пианист начинает играть не сразу. Игре предшествует мгновение молчания, созерцания, взгляда с высоты – на землю. Требования, которые юный Пастернак предъявлял себе, были невыполнимы. И он с болью отказался от профессии композитора. Вскоре он напишет: «Судьба моя была решена, путь правильно избран. Меня прочили в музыканты, мне всё прощали ради музыки…И, несмотря на это, я оставил музыку…». Погружается в философию. Ведущий 2. В 1908 г, окончив с золотой медалью гимназию, Борис поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, где выше всех направлений ценилась Марбургская философская школа. Марбург-это маленький университетский городок в центре Германии. Туда на летний семестр съезжались студенты со всей Европы. Пастернак год учился философии в университете Марбурга. Он хочет проникнуть в суть вещей. Его кредо запечатлено в стихотворении «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»: Стихотворение “ Во всем мне хочется дойти до самой сути…” Ведущий 2. В поэзии "Во всем мне хочется дойти до самой сути...", написанной в 1956 году (за 4 года до смерти), отражается вся философия жизненного и творческого пути поэта. Жизнь - вечный поиск смысла, поиск истины. При жизни Бориса она так и не была опубликована. Ведущий 1. "Прощай, философия"- эти слова из автобиографической повести "Охранная грамота" теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге. Все больше манит писательская карьера. Вскоре Борис Леонидович почувствовал, что его подлинное призвание - поэзия. Ведущий 2. Творчество – удивительный процесс. Для одних он легкий и приятный, для других – тяжелая работа, требующая великих усилий, чтобы добиться цели и достичь совершенства. Борис относился ко второй категории людей. Первые свои стихи признавал незрелыми. Именно поэтому позднее поэт объединил их в новый сборник и значительно переработал. Это был один из самых важных этапов в его жизни, ведь после этого Борис Пастернак решил стать профессиональным литератором. Он много работает, тщательно оттачивая фразы и рифмы. Любимым и открывавшим затем многие сборники стало стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать». Стихотворение «Февраль…». Ведущий 2. Поэзия “Февраль” быстро стала широко известной. В ней отразились основные черты поэтического таланта автора. Вдохновение у лирического героя – мучительное чувство, вызывающее слезы и страстное желание «достать чернил». $IMAGE1$ Во многих текстах Пастернака присутствуют темы творчества, преображения мира в слово, судьбы поэта и поэзии в окружающем мире. Ведущий 1. Поэт может существовать лишь осознавая свой долг, жертвуя своей прижизненной судьбой ради вечного. Ранние страницы Пастернака требовали усилий читателя, работы воображения. С течением лет поэзия становится прозрачней, ясней. Много лет спустя Борис Леонидович напишет: «О, знал бы я, что так бывает…» Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…» Ведущий 1. Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…», написанное в начале 1930-х годов, можно считать провидческим. Автор поэзии размышляет о призвании поэта, его назначении. В этих словах звучат сомнение, боль. Лирический герой приблизился к истине, поэтому путь его опасный и неизведанный. Ведущий 2. Война…. «Именно в 36-м году, когда начались страшные процессы, всё сломилось во мне… Я ушёл в переводы. Личное творчество кончилось». Во время войны Пастернак, в отличие от большинства поэтов, не взялся за стихи о военной славе. Точнее, ему этого очень хотелось. Кое-что он писал, но всё это было далеко не то. В течение всей эвакуации не покладая рук занимался переводами. Ведущий 1. “Вечным спутником”, духовным примером, собеседником поэта стал Шекспир. Переводы были не только источником заработка, но и давали ему нравственную силу. Шекспировский цикл его работ занимает особое место. Переводить Шекспира - работа, требующая труда и времени. В нем переводчик подчеркивает глубину познания исторических характеров, взрывы образности, пласты языка. Особо важно отметить перевод 66-го сонета. В.Шекспир Сонет 66-в исполнении Б.Пастернака Ведущий 2. Борис Пастернак прежде всего замечательный, оригинальный поэт. Нельзя обойти стороной и его прозаические произведения: очерки, повести, статьи, и, знаменитый роман «Доктор Живаго». Свою работу над ним начал сразу после окончания Великой Отечественной войны и продолжал в течение 10 лет. Произведение стало итогом творческих поисков писателя в области художественной прозы, попыткой воплотить своё понимание времени и жизни в большой прозаической форме. Сам Пастернак признавался, что хочет дать в романе исторический образ России за последнее сорокапятилетие. Ведущий 1. Вот что написал поэт В.Т.Шаламову: « Я окончил роман, исполнил свой долг, завещанный от Бога». Роман «Доктор Живаго» был издан за границей и переведён на 24 языка. А ждановско-сусловская критика приняла его в штыки. И издание на Родине было запрещено более чем на 30 лет. Борис Леонидович понимал, что его двойственное положение становится всё более угрожающим. Он писал: «…Мне посчастливилось высказаться полностью, и то самое, чем мы привыкли жертвовать и что есть самое лучшее в нас, художник оказался в моём случае незатёртым и нерастоптанным». Пастернак становится знаменитым на весь мир. Но в поэзии «Быть знаменитым некрасиво» напоминает, что главной целью любого автора является "самоотдача". К сожалению, часто все происходит по иному. Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» . Ведущий 2. Действительно, победа оказалась равной поражению. С 1946 года Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958 году поэту была присуждена Нобелевская премия за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы. Это было мировое признание, но... На родине поэт оказался изгоем. Любимая женщина оказалась под угрозой ареста. И Б. Пастернак вынужден был отказаться от премии. В эти дни он напишет стихотворение «Нобелевская премия» . Стихотворение «Нобелевская премия» Ведущий 1. В последних строках стихотворения звучит надежда на пришествие новой эры – милосердия и справедливости, о которой мечтал когда-то его «кумир» - Александр Скрябин. К сожалению, Пастернак мог об этом только мечтать. Ведущий 2. Смысл существования главного героя романа отражается не столько в действиях и поступках, сколько в стихах, которые составляют органическую часть романа. Наделив своего героя поэтическим даром, Пастернак отдал ему самое дорогое из того, чем сам обладал. В стихах Юрия Живаго торжествует жизнь, они - о самом сокровенном. Именно эта мысль звучит в поэзии «Гамлет». Стихотворение «Гамлет» из романа “Доктор Живаго” Ведущий 1. Писатель, как и Гамлет, ощущает разрыв «связующей нити» времен и свою ответственность за её соединение. Выбор пути совершился в пользу христианской этики: «…. иду навстречу страданиям и гибели, но ни в коем случае – лжи, неправды, беззакония и безверия». Финальная же фраза этого стихотворения о том, что «жизнь прожить – не поле перейти» свидетельствует о том, как трудно человеку оставаться искренним и верным самому себе в тех ситуациях, когда окружающие ожидают от него совсем иного. Ведущий 2. 30 мая 1960 года Бориса Леонидовича не стало. Творческий путь Пастернака был нелегким. Он искал себя и смысл свей жизни до самой смерти, и вершиной своего творческого пути считал роман в прозе, который при жизни страна не приняла. А сейчас прозвучит песня ”Зимняя ночь”( Свеча горела на столе... ) на стихи Б.Пастернака в исполнении Ирины Сказиной. Горящая свеча, символизирующая человеческую жизнь, а окружающая непогода – неминуемую смерть, способна отогреть и успокоить измученную душу. Трепещущий огонек легко погасить неосторожным движением. Презентация и песня. ”Зимняя ночь”( Свеча горела на столе...) Ирина Сказина-лучшее исполнение песни Ведущий 1. Недаром именно к нему обращены строки Евтушенко в стихотворении «Молитва перед поэмой»: Дай, Пастернак, смещенье дней, Ведущий 2. На этом закончилось знакомство с выдающимся поэтом. Спасибо за внимание.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены