РАЗРАБОТКИ
|
Сценарий литературной композиции "Царственное слово Анны Ахматовой"Цели: Формирование знаний о личности и творческом наследии А.А. Ахматовой; развитие умения выразительного чтения лирического текста. Ожидаемые результаты:
Ход мероприятия: ВЕДУЩИЙ 1: ВЕДУЩИЙ 2: Ей были подвластны все секреты и тайны поэзии. Ей, поэту Анне Ахматовой, обладающей несравненным поэтическим даром, великим талантом. Став знаменитой в 18 лет, она прожила долгую, трудную жизнь, бескорыстно служа литературе, никогда, даже в самые сложные моменты, не переставая писать стихи, не зная от них спасенья. Вся её жизнь – восхождение к вершинам творчества, священного ремесла - Поэзии. ВЕДУЩИЙ 3: «Анна всея Руси» - так назвала ее М. Цветаева. Венчанная терновым венцом и звездной короной поэзии. ВЕДУЩИЙ 1: «В то время я гостила на земле. Мне дали имя при крещении Анна - сладчайшее для губ людских и слуха», - так писала Ахматова о своей юности. ВЕДУЩИЙ 2: «Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставным инженером-механиком флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет. Мои первые воспоминания – царские: зелёное сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие лошадки, старый вокзал и нечто другое». ВЕДУЩИЙ 3: ВЕДУЩИЙ 1: Первые свои стихи Анна Ахматова написала в 11 лет, но они не сохранились. Первое сохранившееся стихотворение Ахматовой "Лилии" написано в 1904 г. В 1907 г. в Париже, в издававшемся Николаем Гумилёвым журнале "Сириус", появилось первое опубликованное стихотворение А. А. Ахматовой "На руке его много блестящих колец" под инициалами "А. Г. ". На руке его много блестящих колец - ВЕДУЩИЙ 2: Узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и «не позорила славную фамилию» (к профессии литератора в семье относились свысока). Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова. ВЕДУЩИЙ 3: Согласно семейной легенде, ее прабабушка вела своё происхождение от татарского хана Ахмата. ВЕДУЩИЙ 1: Так писала Ахматова о своём псевдониме впоследствии. ВЕДУЩИЙ 2: Со своим будущем мужем, поэтом Николаем Гумилёвым, Анна Горенко познакомилась ещё будучи совсем юной. В 1903 году 17-летний Гумилев и 14-летняя Ахматова учились в Царскосельской гимназии. Она – очень высокая и стройная, на бледном лице – серьёзные глаза. Он – нескладный, закомплексованный юноша, изо всех сил старавшийся предстать ни на кого не похожим. Эта встреча в корне изменила жизнь юного поэта, который в то время увлекался Оскаром Уайлдом, всячески подражая ему, и играл роль трагического героя. ВЕДУЩИЙ 3: Для полного образа ему недоставало неразделенной любви и разбитого сердца. С этой миссией легко справилась Ахматова, ставшая его музой. ВЕДУЩИЙ 1: В 1905 году Н. Гумилев делает ей предложение, но получает отказ. Сердце поэтессы было занято ее репетитором - Владимиром Голенищевым-Кутузовым. На Пасху Гумилев делает неудачную попытку покончить с собой, чем еще больше отдаляет от себя свою музу. Поэтому, раздосадованный, просто уезжает на учебу в Париж. Есть в близости людей заветная черта, И дружба здесь бессильна, и года Стремящиеся к ней безумны, а ее ВЕДУЩИЙ 2: Однако, потеряв такого пылкого поклонника, Ахматова начинает частенько в беседе с друзьями упоминать его - либо посмеиваясь, либо сожалея об отказе. И в конце концов пишет ему письмо и признается, что скучает. ВЕДУЩИЙ 3: В 1907 году Н. Гумилев бросает учебу и мчится к Анне в Крым, куда переехала мать поэтессы после развода с мужем. Он убеждает ее в своей любви и в очередной раз предлагает пожениться, но ветреная натура Ахматовой берет верх - снова отказ. ВЕДУЩИЙ 1: О себе тех лет А.А. вспоминала: «Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы и т.д., бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень». ВЕДУЩИЙ 2: Есть легенда, что на отказ Ахматовой повлияли мертвые дельфины, выброшенные на берег во время прогулки двух поэтов. ВЕДУЩИЙ 3: Затем – новая неудачная попытка самоубийства, третье предложение Ахматовой, третий отказ, третья попытка уйти из жизни. Вновь оставшись в живых, Гумилев решает путешествовать по Африке. ВЕДУЩИЙ 1: В 1908 году он возвращается в Россию и встречается с Ахматовой. Анна принимает предложение Гумилёва. Двадцать первое. Ночь. Понедельник. И от лености или со скуки Но иным открывается тайна, ВЕДУЩИЙ 2: Тогда же она пишет своему возлюбленному - Владимиру Голенищеву-Кутузову: «Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже 3 года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, не знаю, но кажется мне, что люблю. Коля собирается приехать ко мне. Я безумно счастлива. Он пишет мне непонятные слова, и я хожу с письмом к знакомым и спрашиваю объяснений. Он так любит меня, что даже страшно. Как вы думаете, что скажет папа, когда узнает о моем решении? Если он будет против брака, я убегу, тайно обвенчаюсь с Николаем». ВЕДУЩИЙ 3: В апреле 1910 года Гумилёв и Ахматова женятся, но на свадьбу не приходят ни родственники со стороны жениха, ни родственники со стороны невесты - все уверены в недолговечности брака. ВЕДУЩИЙ 1: «Я отравлена на всю жизнь. Горек яд неразделенной любви. Смогу ли я снова начать жить? Конечно, нет. Но Гумилев – моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной». ВЕДУЩИЙ 2: ВЕДУЩИЙ 3: А удивительно чувствующий мир и влюбленный Гумилёв так описывал их семейную жизнь: Из логова змиева, Покликаешь - морщится, Твержу ей: крещенному, Молчит - только ежится, ВЕДУЩИЙ 1: К моменту свадьбы у Гумилева – автора трех книг – уже было в поэзии довольно известное имя. Когда выяснилось, что стихи пишет и его юная жена, то всерьез к этому поэт отнесся не сразу. ВЕДУЩИЙ 2: Через полгода после женитьбы Гумилев отправился в Абиссинию. Сегодня мне письма не принесли: ВЕДУЩИЙ 3: Настоящий поэтический дебют Ахматовой состоялся летом 1910 года после возвращения из Парижа, когда она читала стихи в Павловске друзьям Гумилева и на «башне» Вячеслава Иванова. С 1911 года она начинает регулярно печататься в петербургских и московских изданиях. ВЕДУЩИЙ 1: 1912 год - время её первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. В марте выходит в свет первый сборник стихов под названием «Вечер» с предисловием М. А. Кузьмина. Молюсь оконному лучу ВЕДУЩИЙ 2: Прошло два-три года, и в ее глазах, в осанке, и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость: "царственная", монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии. Тогда же Гумилёв так описал эту поэтическую царственность Ахматовой: Я знаю женщину: молчанье, Ее душа открыта жадно Неслышный и неторопливый, Когда я жажду своеволий Она светла в часы томлений ВЕДУЩИЙ 3: С каждым годом она становилась величественнее. Нисколько не заботилась об этом, это выходило у нее само собой. «За все полвека, что мы были знакомы, - пишет К.И. Чуковский - я не помню у нее на лице ни одной просительной, заискивающей, мелкой или жалкой улыбки. При взгляде на нее мне всегда вспоминалось некрасовское: ВЕДУЩИЙ 1: Всякий, не знавший ее, чувствовал ее спокойную важность и относился к ней с особым уважением, хотя держалась она со всеми просто, дружественно, на равной ноге. Ахматова была царственно проста и на неокрашенной садовой скамейке, и в обшарпанном старомодном кресле, и в более, чем скромном одеянии. Кто-то из современных писателей сказал: «Где бы Ахматова ни была, она всюду - королева». ВЕДУЩИЙ 2: Рассказывает писатель Виктор Конецкий: «Жили несколько раз одновременно в Домах творчества, но я робел. Вечно она была окружена интеллигентненькими мальчиками, подававшими гениальные поэтические надежды. Один раз перемолвились. В Комарове. … Мороз был жуткий. Висел там ее лапсердак – вытертое нечто, линялое, в проплешинах, этакий енот, который лает у ворот. И выплывает из столового помещения Ахматова с приживалкой или сожительницей. Царственным жестом указывает сперва на меня, потом на лапсердак и говорит державно и капризно: «Конецкий! Подайте мне мои соболя!» Ну, я трясущимися руками подал. И все. Легенький лапсердак был – как наволочка с диванной подушки». ВЕДУЩИЙ 3: Гордость и простота на редкость гармонично сливались в ней. Простота не была показной, гордость – кичливой. ВЕДУЩИЙ 1: В ее стихах юмор редкость, а в разговоре, особенно с близкими, она часто шутила, и вообще шутливый тон всегда был наготове. ВЕДУЩИЙ 2: Иногда она намеренно сгущала краски, описывая какое-то событие, какое-то свое дело, - ей предлагали тот или иной выход, она говорила: "Не утешайте меня - я безутешна". ВЕДУЩИЙ 3: ВЕДУЩИЙ 1: Замечательна была в ее характере другая черта: она совершенно была лишена чувства собственности. Литературовед Дмитрий Максимов так определил эту черту личности Ахматовой: «презрение к быту». Вокруг нее не было комфорта и уюта. ВЕДУЩИЙ 2: И в жизни, и в поэзии Ахматова была чаще всего бесприютна. Царство Ахматовской лирики – от мира сего. Она обладала удивительным даром превращать крупицы самой обычной жизни в драгоценный слиток поэзии. И точно так же величие библейского образа в лирике Ахматовой превращается в глубокую человеческую драму, в рассказ о судьбе мира и человека. И праведник шёл за посланником Бога, Кто женщину эту оплакивать будет? ВЕДУЩИЙ 3: Анна Ахматова имела прекрасный вкус – к литературе, к музыке, к красивым вещам. ВЕДУЩИЙ 1: Современники, критики говорят о музыкальной всеядности Ахматовой. Слуховой мир ее был одинаково восприимчив и к глубокой старине, и к современности, простираясь от Вивальди и Баха до Стравинского и Шостаковича. Один из современников говорил: «Она умела жить во все стороны». Ее привлекал Моцарт. ВЕДУЩИЙ 2: Ахматова очень ценила красивые вещи и понимала в них толк. Старинные подсвечники, восточные ткани, гравюры, иконы древнего письма то и дело появлялись в ее скромном быту, но через несколько недель исчезали. Даже книги, за исключением самых любимых, она, прочитав, отдавала другим. Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир, Достоевский были ее вечными спутниками, и она нередко брала их с собой в дорогу. Остальные, побывав у нее, исчезали. ВЕДУЩИЙ 3: Близкие друзья ее знали, что стоит подарить ей какую-нибудь, скажем, нарядную шаль, как через день или два эта нарядная шаль украсит другие плечи. И чаще всего она расставалась с такими вещами, которые были нужны ей самой. Однажды в Ташкенте (в эвакуации) она получила от кого- то в подарок несколько кусков драгоценного сахару. Горячо поблагодарила дарителя, но через минуту, когда он ушёл и в комнату вбежала пятилетняя дочь одного из соседей, отдала ей весь подарок. ВЕДУЩИЙ 1: Значительной чертой ее личности была огромная начитанность. Она была одним из самых начитанных поэтов эпохи. По свидетельству современников, Пушкина знала всего наизусть, именно о нем писала: Кто знает, что такое слава! ВЕДУЩИЙ 2: В поэзии Ахматовой есть центр, который как бы сводит к себе весь оставшийся мир ее поэзии. Это любовь. В одном из своих стихотворений Ахматова назвала любовь «пятым временем года», с помощью которого ею были замечены и остальные обыкновенные четыре. То змейкой, свернувшись клубком, ВЕДУЩИЙ 3: Любящему человеку мир видится более прекрасным и счастливым, чувства обострены и напряжены. Все обычное преобразуется в необыкновенное. ВЕДУЩИЙ 1: Но любовь в стихах Ахматовой – отнюдь не любовь-счастье, тем более благополучие. «Она поэт сиротства и вдовства» - писал Чуковский о ней в 1920 году. Её лирика питается чувствами необладания, разлуки, утраты. А ты думал — я тоже такая, ВЕДУЩИЙ 2: Безголосый соловей, у которого отнята песня; танцовщица, которую покинул любимый; “девушки, не знавшие любви”; женщина, теряющая сына; и та, у которой умер сероглазый король; и та, о которой у Ахматовой сказано: “вестей от него не получишь больше”; и та, которая не может найти дорогой для неё белый дом, хоть и знает, что он где-то здесь неподалёку, - всё это осиротелые души, теряющие самое милое, и, полюбив эти осиротелые души, полюбив лирически переживать их сиротские потери, как свои, Ахматова из этих сиротских потерь создала свои лучшие стихотворения. Сжала руки под тёмной вуалью… Как забуду? Он вышел, шатаясь, Задыхаясь, я крикнула: «Шутка ВЕДУЩИЙ 3: Изо всех мук сиротства она особенно облюбовала одну: муку безнадежной любви. Я люблю, но меня не любят; меня любят, но я не люблю, – это была главная её тема. Как говорил её друг К. Чуковский: «У неё был величайший талант чувствовать себя разлюбленной, нелюбимой, нежеланной, отверженной. Говоря от лица нелюбимых, она создала целую вереницу страдающих, почернелых от неразделенной любви, смертельно тоскующих…». Порой они проклинают своих врагов и мучителей, но все же любят свою боль, упиваются ею, носят ее в себе. О, жизнь без завтрашнего дня! Так незаметно отлетать, Тебе я милой не была, То словно брат. Молчишь, сердит. ВЕДУЩИЙ 1: В год развода Анна Андреевна подарила Гумилеву сборник стихов «Белая стая» с надписью: «Моему дорогому другу Гумилеву с любовью. А. Ахматова. 10 июня 1918 года. Петербург». ВЕДУЩИЙ 2: Каждый из них пошел навстречу своей трагедии. Гумилев был обвинен в контрреволюционном заговоре и расстрелян в 1921 году. Их жизненные пути к тому времени разошлись, но из сердца ее он никогда не был вычеркнут: слишком многое связывало их. Пережитое тогда и оставшееся с нею на всю жизнь горе будет отзываться в ее стихах вновь и вновь. Заплаканная осень, как вдова ВЕДУЩИЙ 3: Она всегда была прямой и строгой, была человеком воистину незаметного великого мужества. А в жизни ее было много тяжелого и трагического. Жизнь Анны Андреевны Ахматовой проходила в суровое время и не щадила ее. И смерть трех сестер от чахотки, и у самой кровь горлом, и личные трагедии; две революции и две страшные войны, запрет печатать свои стихи, арест сына…. Зачем вы отравили воду ВЕДУЩИЙ 1: Сына А. Ахматовой Льва Гумилёва арестовывали трижды. Впервые – в 1935году. Затем – в 1938 году. В перерывах между арестами он успел проявить себя как незаурядный учёный-историк. В 1948 году, едва освободившись, защитил диссертацию на степень кандидата исторических наук. А в 1949 году вновь был арестован и осуждён на 10 лет лагерей. ВЕДУЩИЙ 2: Ахматова признавалась Ф. Раневской: «Фаина, я родила этого мальчика для каторги». Муза не покинула поэта, и она написала великий «Реквием». Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь; творчество было её жизнью. И упало каменное слово У меня сегодня много дела: А не то… Горячий шелест лета, ВЕДУЩИЙ 3: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». Ахматова убеждена и в высоком праве поэта, и в его огромной духовной ответственности, в неизбежности страдания. И это тоже есть проклятие и дар Поэта. ВЕДУЩИЙ 1: В последние годы к А.А. Ахматовой пришла всемирная слава. Ей вручается международная литературная премия в Италии. Она вновь, как и в молодости, побывала в Риме, в Париже, в Англии. На родине же она всё чаще проводит дни и месяцы в больницах, подолгу живёт у друзей в Москве или в маленьком дачном домике в Комарово, под Ленинградом, где, не имея даже обычной садовой скамейки, сочиняла стихи, сидя на ступеньках. Мне ни к чему одические рати ВЕДУЩИЙ 2: Анна Андреевна Ахматова умерла в марте 1966 года. Гражданская панихида по ней проходила в тесном помещении морга Института Склифосовского безо всякого предварительного оповещения. ВЕДУЩИЙ 3: Из тогдашнего руководства Союза писателей никто не явился. Друзья и ученики увезли прах Ахматовой в Ленинград, где она была отпета в храме Николы Морского и похоронена на кладбище в Комарово. Под соснами Комарово она обрела свой последний приют. Дай мне горькие годы недуга, ВЕДУЩИЙ 1: Запомните её величественный образ и её поистине царственное слово, ведь она всегда писала для своего неведомого друга – читателя: ВЕДУЩИЙ 2: ВЕДУЩИЙ 3: Будем же ценить поэта Ахматову за неповторимость ее прекрасных слов, потому что она, произнося их, тратит слишком много для нас, и будем неистощимы к ней в своей признательности. (А. Платонов) Авторы: Дворяшина Нина Алексеевна, Усанова Ирина Алексеевна, Галян Софья Витальевна, Колягина Татьяна Юрьевна, Параскева Елена Владимировна, Чертыковцева Елизавета Петровна, БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены