РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Сценарий литературной композиции "Царственное слово Анны Ахматовой"

Цели: Формирование знаний о личности и творческом наследии А.А. Ахматовой; развитие умения выразительного чтения лирического текста.

Ожидаемые результаты:

  • Предметные – представление о тематическом многообразии творчества А.А. Ахматовой; знание основных мотивов, художественных особенностей лирики А.А. Ахматовой.
  • Метапредметные – умение работать индивидуально и в группе; умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
  • Личностные – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; обогащение словарного запаса для свободного выражения чувств и мыслей в процессе речевого общения.

Ход мероприятия:

ВЕДУЩИЙ 1:
Златоустой Анне - всея Руси
Искупительному глаголу, –
Ветер, голос мой донеси
И вот этот мой вздох тяжелый.
Ты в грозовой выси
Обретённый вновь!
Ты! – Безымянный!
Донеси любовь мою
Златоустой Анне – всея Руси!

ВЕДУЩИЙ 2: Ей были подвластны все секреты и тайны поэзии.

Ей, поэту Анне Ахматовой, обладающей несравненным поэтическим даром, великим талантом. Став знаменитой в 18 лет, она прожила долгую, трудную жизнь, бескорыстно служа литературе, никогда, даже в самые сложные моменты, не переставая писать стихи, не зная от них спасенья. Вся её жизнь – восхождение к вершинам творчества, священного ремесла - Поэзии.

ВЕДУЩИЙ 3: «Анна всея Руси» - так назвала ее М. Цветаева. Венчанная терновым венцом и звездной короной поэзии.

ВЕДУЩИЙ 1: «В то время я гостила на земле. Мне дали имя при крещении Анна - сладчайшее для губ людских и слуха», - так писала Ахматова о своей юности.

ВЕДУЩИЙ 2: «Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставным инженером-механиком флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет. Мои первые воспоминания – царские: зелёное сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие лошадки, старый вокзал и нечто другое».

ВЕДУЩИЙ 3:
По аллее проводят лошадок.
Длинны волны расчесанных грив.
О, пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.

ВЕДУЩИЙ 1: Первые свои стихи Анна Ахматова написала в 11 лет, но они не сохранились. Первое сохранившееся стихотворение Ахматовой "Лилии" написано в 1904 г. В 1907 г. в Париже, в издававшемся Николаем Гумилёвым журнале "Сириус", появилось первое опубликованное стихотворение А. А. Ахматовой "На руке его много блестящих колец" под инициалами "А. Г. ".

На руке его много блестящих колец -
Покоренных им девичьих нежных сердец.
Там ликует алмаз, и мечтает опал,
И красивый рубин так причудливо ал.
Но на бледной руке нет кольца моего,
Никому, никогда не отдам я его.
Мне сковал его месяца луч золотой
И, во сне надевая, шепнул мне с мольбой:
"Сохрани этот дар, будь мечтою горда!"
Я кольца не отдам никому, никогда.

ВЕДУЩИЙ 2: Узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и «не позорила славную фамилию» (к профессии литератора в семье относились свысока). Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова.

ВЕДУЩИЙ 3: Согласно семейной легенде, ее прабабушка вела своё происхождение от татарского хана Ахмата.

ВЕДУЩИЙ 1:
Татарское, гремучее,
Пришло из никуда,
К любой беде липучее,
Само оно - беда.

Так писала Ахматова о своём псевдониме впоследствии.

ВЕДУЩИЙ 2: Со своим будущем мужем, поэтом Николаем Гумилёвым, Анна Горенко познакомилась ещё будучи совсем юной. В 1903 году 17-летний Гумилев и 14-летняя Ахматова учились в Царскосельской гимназии. Она – очень высокая и стройная, на бледном лице – серьёзные глаза. Он – нескладный, закомплексованный юноша, изо всех сил старавшийся предстать ни на кого не похожим. Эта встреча в корне изменила жизнь юного поэта, который в то время увлекался Оскаром Уайлдом, всячески подражая ему, и играл роль трагического героя.

ВЕДУЩИЙ 3: Для полного образа ему недоставало неразделенной любви и разбитого сердца. С этой миссией легко справилась Ахматова, ставшая его музой.
Он влюбился в ее таинственность и красоту: "серые глаза, густые длинные черные волосы, античный профиль".

ВЕДУЩИЙ 1: В 1905 году Н. Гумилев делает ей предложение, но получает отказ. Сердце поэтессы было занято ее репетитором - Владимиром Голенищевым-Кутузовым. На Пасху Гумилев делает неудачную попытку покончить с собой, чем еще больше отдаляет от себя свою музу. Поэтому, раздосадованный, просто уезжает на учебу в Париж.

Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти, -
Пусть в жуткой тишине сливаются уста,
И сердце рвется от любви на части.

И дружба здесь бессильна, и года
Высокого и огненного счастья,
Когда душа свободна и чужда
Медлительной истоме сладострастья.

Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие - поражены тоскою...
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.

ВЕДУЩИЙ 2: Однако, потеряв такого пылкого поклонника, Ахматова начинает частенько в беседе с друзьями упоминать его - либо посмеиваясь, либо сожалея об отказе. И в конце концов пишет ему письмо и признается, что скучает.

ВЕДУЩИЙ 3: В 1907 году Н. Гумилев бросает учебу и мчится к Анне в Крым, куда переехала мать поэтессы после развода с мужем. Он убеждает ее в своей любви и в очередной раз предлагает пожениться, но ветреная натура Ахматовой берет верх - снова отказ.

ВЕДУЩИЙ 1: О себе тех лет А.А. вспоминала: «Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы и т.д., бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень».

ВЕДУЩИЙ 2: Есть легенда, что на отказ Ахматовой повлияли мертвые дельфины, выброшенные на берег во время прогулки двух поэтов.

ВЕДУЩИЙ 3: Затем – новая неудачная попытка самоубийства, третье предложение Ахматовой, третий отказ, третья попытка уйти из жизни. Вновь оставшись в живых, Гумилев решает путешествовать по Африке.

ВЕДУЩИЙ 1: В 1908 году он возвращается в Россию и встречается с Ахматовой. Анна принимает предложение Гумилёва.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина...
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.

ВЕДУЩИЙ 2: Тогда же она пишет своему возлюбленному - Владимиру Голенищеву-Кутузову: «Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже 3 года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, не знаю, но кажется мне, что люблю. Коля собирается приехать ко мне. Я безумно счастлива. Он пишет мне непонятные слова, и я хожу с письмом к знакомым и спрашиваю объяснений. Он так любит меня, что даже страшно. Как вы думаете, что скажет папа, когда узнает о моем решении? Если он будет против брака, я убегу, тайно обвенчаюсь с Николаем».

ВЕДУЩИЙ 3: В апреле 1910 года Гумилёв и Ахматова женятся, но на свадьбу не приходят ни родственники со стороны жениха, ни родственники со стороны невесты - все уверены в недолговечности брака.

ВЕДУЩИЙ 1: «Я отравлена на всю жизнь. Горек яд неразделенной любви. Смогу ли я снова начать жить? Конечно, нет. Но Гумилев – моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной».

ВЕДУЩИЙ 2:
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики
...А я была его женой.

ВЕДУЩИЙ 3: А удивительно чувствующий мир и влюбленный Гумилёв так описывал их семейную жизнь:

Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
А думал - забавницу,
Гадал - своенравницу,
Веселую птицу-певунью.

Покликаешь - морщится,
Обнимешь - топорщится,
А выйдет луна - затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то,- и хочет топиться.

Твержу ей: крещенному,
С тобой по-мудреному
Возиться теперь мне не в пору;
Снеси-ка истому ты
В днепровские омуты,
На грешную Лысую гору.

Молчит - только ежится,
И все ей неможется,
Мне жалко ее, виноватую,
Как птицу подбитую,
Березу подрытую,
Над очастью, богом заклятую.

ВЕДУЩИЙ 1: К моменту свадьбы у Гумилева – автора трех книг – уже было в поэзии довольно известное имя. Когда выяснилось, что стихи пишет и его юная жена, то всерьез к этому поэт отнесся не сразу.

ВЕДУЩИЙ 2: Через полгода после женитьбы Гумилев отправился в Абиссинию.

Сегодня мне письма не принесли:
Забыл он написать или уехал;
Весна, как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли...

ВЕДУЩИЙ 3: Настоящий поэтический дебют Ахматовой состоялся летом 1910 года после возвращения из Парижа, когда она читала стихи в Павловске друзьям Гумилева и на «башне» Вячеслава Иванова. С 1911 года она начинает регулярно печататься в петербургских и московских изданиях.

ВЕДУЩИЙ 1: 1912 год - время её первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. В марте выходит в свет первый сборник стихов под названием «Вечер» с предисловием М. А. Кузьмина.

Молюсь оконному лучу
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце – пополам.
На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.

ВЕДУЩИЙ 2: Прошло два-три года, и в ее глазах, в осанке, и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость: "царственная", монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии. Тогда же Гумилёв так описал эту поэтическую царственность Ахматовой:

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий
И смел, и горд — я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.

ВЕДУЩИЙ 3: С каждым годом она становилась величественнее. Нисколько не заботилась об этом, это выходило у нее само собой. «За все полвека, что мы были знакомы, - пишет К.И. Чуковский - я не помню у нее на лице ни одной просительной, заискивающей, мелкой или жалкой улыбки. При взгляде на нее мне всегда вспоминалось некрасовское:
Есть женщины в русских селеньях,
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движениях,
С походкой, со взглядом цариц.»

ВЕДУЩИЙ 1: Всякий, не знавший ее, чувствовал ее спокойную важность и относился к ней с особым уважением, хотя держалась она со всеми просто, дружественно, на равной ноге. Ахматова была царственно проста и на неокрашенной садовой скамейке, и в обшарпанном старомодном кресле, и в более, чем скромном одеянии. Кто-то из современных писателей сказал: «Где бы Ахматова ни была, она всюду - королева».

ВЕДУЩИЙ 2: Рассказывает писатель Виктор Конецкий: «Жили несколько раз одновременно в Домах творчества, но я робел. Вечно она была окружена интеллигентненькими мальчиками, подававшими гениальные поэтические надежды. Один раз перемолвились. В Комарове. … Мороз был жуткий. Висел там ее лапсердак – вытертое нечто, линялое, в проплешинах, этакий енот, который лает у ворот. И выплывает из столового помещения Ахматова с приживалкой или сожительницей. Царственным жестом указывает сперва на меня, потом на лапсердак и говорит державно и капризно: «Конецкий! Подайте мне мои соболя!» Ну, я трясущимися руками подал. И все. Легенький лапсердак был – как наволочка с диванной подушки».

ВЕДУЩИЙ 3: Гордость и простота на редкость гармонично сливались в ней. Простота не была показной, гордость – кичливой.

ВЕДУЩИЙ 1: В ее стихах юмор редкость, а в разговоре, особенно с близкими, она часто шутила, и вообще шутливый тон всегда был наготове.

ВЕДУЩИЙ 2: Иногда она намеренно сгущала краски, описывая какое-то событие, какое-то свое дело, - ей предлагали тот или иной выход, она говорила: "Не утешайте меня - я безутешна".

ВЕДУЩИЙ 3:
Могла ли Биче, словно Дант, творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить…
Но, боже, как их замолчать заставить!

ВЕДУЩИЙ 1: Замечательна была в ее характере другая черта: она совершенно была лишена чувства собственности. Литературовед Дмитрий Максимов так определил эту черту личности Ахматовой: «презрение к быту». Вокруг нее не было комфорта и уюта.

ВЕДУЩИЙ 2: И в жизни, и в поэзии Ахматова была чаще всего бесприютна. Царство Ахматовской лирики – от мира сего. Она обладала удивительным даром превращать крупицы самой обычной жизни в драгоценный слиток поэзии. И точно так же величие библейского образа в лирике Ахматовой превращается в глубокую человеческую драму, в рассказ о судьбе мира и человека.

И праведник шёл за посланником Бога,
Огромный и светлый, по чёрной горе.
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь ещё посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула - и, скованы смертною болью,
Глаза её большё смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.

Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце моё никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

ВЕДУЩИЙ 3: Анна Ахматова имела прекрасный вкус – к литературе, к музыке, к красивым вещам.

ВЕДУЩИЙ 1: Современники, критики говорят о музыкальной всеядности Ахматовой. Слуховой мир ее был одинаково восприимчив и к глубокой старине, и к современности, простираясь от Вивальди и Баха до Стравинского и Шостаковича. Один из современников говорил: «Она умела жить во все стороны». Ее привлекал Моцарт.

ВЕДУЩИЙ 2: Ахматова очень ценила красивые вещи и понимала в них толк. Старинные подсвечники, восточные ткани, гравюры, иконы древнего письма то и дело появлялись в ее скромном быту, но через несколько недель исчезали. Даже книги, за исключением самых любимых, она, прочитав, отдавала другим. Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир, Достоевский были ее вечными спутниками, и она нередко брала их с собой в дорогу. Остальные, побывав у нее, исчезали.

ВЕДУЩИЙ 3: Близкие друзья ее знали, что стоит подарить ей какую-нибудь, скажем, нарядную шаль, как через день или два эта нарядная шаль украсит другие плечи. И чаще всего она расставалась с такими вещами, которые были нужны ей самой. Однажды в Ташкенте (в эвакуации) она получила от кого- то в подарок несколько кусков драгоценного сахару. Горячо поблагодарила дарителя, но через минуту, когда он ушёл и в комнату вбежала пятилетняя дочь одного из соседей, отдала ей весь подарок.
- С ума я сошла, - пояснила она, - чтобы теперь (во время войны) самой есть сахар...

ВЕДУЩИЙ 1: Значительной чертой ее личности была огромная начитанность. Она была одним из самых начитанных поэтов эпохи. По свидетельству современников, Пушкина знала всего наизусть, именно о нем писала:

Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?…

ВЕДУЩИЙ 2: В поэзии Ахматовой есть центр, который как бы сводит к себе весь оставшийся мир ее поэзии. Это любовь. В одном из своих стихотворений Ахматова назвала любовь «пятым временем года», с помощью которого ею были замечены и остальные обыкновенные четыре.

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.

ВЕДУЩИЙ 3: Любящему человеку мир видится более прекрасным и счастливым, чувства обострены и напряжены. Все обычное преобразуется в необыкновенное.

ВЕДУЩИЙ 1: Но любовь в стихах Ахматовой – отнюдь не любовь-счастье, тем более благополучие. «Она поэт сиротства и вдовства» - писал Чуковский о ней в 1920 году. Её лирика питается чувствами необладания, разлуки, утраты.

А ты думал — я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.
Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе странный подарок —
Мой заветный душистый платок.
Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь,
И ночей наших пламенным чадом —
Я к тебе никогда не вернусь.

ВЕДУЩИЙ 2: Безголосый соловей, у которого отнята песня; танцовщица, которую покинул любимый; “девушки, не знавшие любви”; женщина, теряющая сына; и та, у которой умер сероглазый король; и та, о которой у Ахматовой сказано: “вестей от него не получишь больше”; и та, которая не может найти дорогой для неё белый дом, хоть и знает, что он где-то здесь неподалёку, - всё это осиротелые души, теряющие самое милое, и, полюбив эти осиротелые души, полюбив лирически переживать их сиротские потери, как свои, Ахматова из этих сиротских потерь создала свои лучшие стихотворения.

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

ВЕДУЩИЙ 3: Изо всех мук сиротства она особенно облюбовала одну: муку безнадежной любви. Я люблю, но меня не любят; меня любят, но я не люблю, – это была главная её тема. Как говорил её друг К. Чуковский: «У неё был величайший талант чувствовать себя разлюбленной, нелюбимой, нежеланной, отверженной. Говоря от лица нелюбимых, она создала целую вереницу страдающих, почернелых от неразделенной любви, смертельно тоскующих…». Порой они проклинают своих врагов и мучителей, но все же любят свою боль, упиваются ею, носят ее в себе.

О, жизнь без завтрашнего дня!
Ловлю измену в каждом слове,
И убывающей любови
Звезда восходит для меня.

Так незаметно отлетать,
Почти не узнавать при встрече.
Но снова ночь. И снова плечи
В истоме влажной целовать.

Тебе я милой не была,
Ты мне постыл. А пытка длилась,
И, как преступница томилась
Любовь, исполненная зла.

То словно брат. Молчишь, сердит.
Но если встретимся глазами -
Тебе клянусь я Небесами,
В огне расплавится гранит.

ВЕДУЩИЙ 1: В год развода Анна Андреевна подарила Гумилеву сборник стихов «Белая стая» с надписью: «Моему дорогому другу Гумилеву с любовью. А. Ахматова. 10 июня 1918 года. Петербург».

ВЕДУЩИЙ 2: Каждый из них пошел навстречу своей трагедии. Гумилев был обвинен в контрреволюционном заговоре и расстрелян в 1921 году. Их жизненные пути к тому времени разошлись, но из сердца ее он никогда не был вычеркнут: слишком многое связывало их. Пережитое тогда и оставшееся с нею на всю жизнь горе будет отзываться в ее стихах вновь и вновь.

Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит...
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой...
Забвенье боли и забвенье нег —
За это жизнь отдать не мало.

ВЕДУЩИЙ 3: Она всегда была прямой и строгой, была человеком воистину незаметного великого мужества. А в жизни ее было много тяжелого и трагического. Жизнь Анны Андреевны Ахматовой проходила в суровое время и не щадила ее. И смерть трех сестер от чахотки, и у самой кровь горлом, и личные трагедии; две революции и две страшные войны, запрет печатать свои стихи, арест сына….

Зачем вы отравили воду
И с грязью мой смешали хлеб?
Зачем последнюю свободу
Вы превращаете в вертеп?
За то, что я не издевалась
Над горькой гибелью друзей?
За то, что я верна осталась
Печальной родине моей?
Пусть так. Без палача и плахи
Поэту на земле не быть.
Нам покаянные рубахи,
Нам со свечой идти и выть.

ВЕДУЩИЙ 1: Сына А. Ахматовой Льва Гумилёва арестовывали трижды. Впервые – в 1935году. Затем – в 1938 году. В перерывах между арестами он успел проявить себя как незаурядный учёный-историк. В 1948 году, едва освободившись, защитил диссертацию на степень кандидата исторических наук. А в 1949 году вновь был арестован и осуждён на 10 лет лагерей.

ВЕДУЩИЙ 2: Ахматова признавалась Ф. Раневской: «Фаина, я родила этого мальчика для каторги». Муза не покинула поэта, и она написала великий «Реквием». Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь; творчество было её жизнью.

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

А не то… Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.

ВЕДУЩИЙ 3: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». Ахматова убеждена и в высоком праве поэта, и в его огромной духовной ответственности, в неизбежности страдания. И это тоже есть проклятие и дар Поэта.

ВЕДУЩИЙ 1: В последние годы к А.А. Ахматовой пришла всемирная слава. Ей вручается международная литературная премия в Италии. Она вновь, как и в молодости, побывала в Риме, в Париже, в Англии. На родине же она всё чаще проводит дни и месяцы в больницах, подолгу живёт у друзей в Москве или в маленьком дачном домике в Комарово, под Ленинградом, где, не имея даже обычной садовой скамейки, сочиняла стихи, сидя на ступеньках.

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

ВЕДУЩИЙ 2: Анна Андреевна Ахматова умерла в марте 1966 года. Гражданская панихида по ней проходила в тесном помещении морга Института Склифосовского безо всякого предварительного оповещения.

ВЕДУЩИЙ 3: Из тогдашнего руководства Союза писателей никто не явился. Друзья и ученики увезли прах Ахматовой в Ленинград, где она была отпета в храме Николы Морского и похоронена на кладбище в Комарово. Под соснами Комарово она обрела свой последний приют.

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

ВЕДУЩИЙ 1: Запомните её величественный образ и её поистине царственное слово, ведь она всегда писала для своего неведомого друга – читателя:

ВЕДУЩИЙ 2:
Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья,-
Ведь всё равно я с вами до конца.

ВЕДУЩИЙ 3: Будем же ценить поэта Ахматову за неповторимость ее прекрасных слов, потому что она, произнося их, тратит слишком много для нас, и будем неистощимы к ней в своей признательности. (А. Платонов)

Авторы:

Дворяшина Нина Алексеевна,
профессор кафедры филологического образования и журналистики;

Усанова Ирина Алексеевна,
доцент кафедры филологического образования и журналистики;

Галян Софья Витальевна,
доцент кафедры филологического образования и журналистики;

Колягина Татьяна Юрьевна,
доцент кафедры филологического образования и журналистики;

Параскева Елена Владимировна,
старший преподаватель кафедры филологического образования и журналистики;

Чертыковцева Елизавета Петровна,
студентка 4 курса филологического факультета

БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены