РАЗРАБОТКИ
|
Исследовательская деятельность как неотъемлемая составляющая профессиональной компетентности современного педагогаЗалогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. Педагог = преподаватель и воспитатель Происходящие социальные трансформации обозначили контуры новой образовательной парадигмы, именуемой по-разному: «личностно ориентированная», «исследовательская», «проектная». Суть её состоит в смещении основного акцента в деятельности педагога с позиции функционального исполнителя, на актуализацию творческих аспектов педагогического труда, на развитие его деятельности. Современный ребенок нуждается в педагоге, способном к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах, готовом стабильно и компетентно решать имеющиеся и вновь возникающие профессиональные задачи. Это отражено и Федеральных государственных стандартах нового поколения. В понимание основного результата образования заложен компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. «Школьная» формула «научить ребенка учиться» на этой основе в жизненном масштабе приобретает вид «компетентности к обновлению компетенций». Это то, чему мы должны учить наших детей. Каким должен быть педагог, чтобы суметь научить этому детей? Ответ на этот вопрос дает опять же компетентностный подход. Он требует от современного выпускника педагогического вуза гибкости, мобильности, навыков исследовательской деятельности, позволяющих ему адаптировать свой профессионализм к условиям неопределённости и быстро меняющейся среды. Причем исследовательская деятельность педагога современной школы позиционируется как ключевая профессиональная компетенция – важная «во всех сферах педагогической деятельности и служащая залогом профессионального успеха и эффективного функционирования системы образования». Таким образом, задача достижения новых результатов образования требует от педагогов использования современных инновационных образовательных технологий, методов и методических приемов, которые сформируют у суворовцев навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Все эти навыки формируются при выполнении исследовательских работ. Доказано, что исследовательская деятельность по своей структуре и задачам предоставляет учащимся наиболее благоприятные условия для развития мышления, интуиции, воображения; способствует формированию положительной «Я-концепции»; помогает «запустить» механизм самообразования, самореализации; создает высокую мотивацию познавательной деятельности; формирует черты творческой личности. Главный принцип состоит в том, что привлечение учащихся к исследовательской деятельности никоим образом не связано с тем, что¬бы настраивать их на обязательное открытие чего-то совершенно но¬вого в области человеческих знаний. Исходя из этого положения, роль педагога в исследовательской деятельностью школьника меняется. Он не просто кор¬ректор собранных учеником материалов по той или иной теме, он — старший товарищ, который является одновременно консультантом, советчиком, помощником в самостоятельной исследовательской дея¬тельности своего ученика. В краткой биографии, написанной Эйнштейном при получении Нобелевской премии, знаменитый ученый упоминает школу, учиться в которой ему пришлось только один год. Но именно эта школа создавала ученикам все условия для развития самостоятельности мышления, для творчества. Ученикам разрешалось не только создавать са¬мые невероятные проекты и выдвигать самые необычные идеи, но и позволялось их реализовывать в самой разнообразной деятельности. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. От педагогов потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом. Таким образом, решение исследовательских задач сегодня рассматривается не просто как право педагога, но и как его профессиональная обязанность. Отражена эта позиция в Национальной доктрине образования Российской Федерации, где в качестве концептуальной заложена идея «участия педагогических работников в научной исследовательской деятельности», «интеграции научных исследований с образовательным процессом». Внимание на ней акцентировано и в «Требованиях к квалификации педагогических и руководящих работников при присвоении им квалификационных категорий», в «Рекомендациях по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников» и других документах. Анализ официальных требований к современному учителю, воспитателю показал, что они должны быть готовы к изучению, анализу и прогнозированию развития личности и жизнедеятельности обучающихся, к осуществлению комплексных преобразований в образовательной системе, к преодолению противоречий её развития. Они должны быть способны решать комплекс исследовательских задач, связанных с различными сферами педагогического труда. Исследовательские действия, операции должны входить в состав обобщенных профессиональных умений педагога.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены