РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация научно-исследовательской деятельности учащихся "Наука в школе"

В настоящее время в научной и педагогической среде активно развивается личностно-ориентированное обучение. Многие видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности (отсюда деление учеников на сильных, средних и слабых). Большинство авторов связывают личностно-ориентированное обучение с индивидуальностью ребенка, условиями ее становления, развитием и саморазвитием личности в условиях и под влиянием обучения.
Личностно-ориентированное обучение тесно связано с тем направлением психологии, которое предлагает строить обучение в соответствии с принципом "развивающей помощи".

Он состоит в том, чтобы не указывать человеку, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них.

В традиционной школе проходит авторитарное, несвободное обучение, где процесс учения сводится к усвоению учебной программы и знаний, отобранных учителем. Следует ввести другой тип обучения, при котором школьники учатся в ходе свободной самостоятельной деятельности, на собственном опыте, в процессе дискуссий и принятия решений. Целью обучения является развитие личности, ее самосознания, ее самореализация. Знания, школьная программа – средство развития. Чтобы создать такое обучение, необходимо следующее: сменить позицию учителя; создать атмосферу "свободы учения" в классе, использовать методы, стимулирующие активность ученика и его развитие. Позиция учителя – это позиция консультанта и во многом психотерапевта, осуществляющего "развивающую помощь".

Идея личностно-ориентированного обучения проявляется сегодня на двух уровнях: обыденном и научном. На обыденном уровне личностный подход рассматривается через идеи уважения личности ребенка, партнерства, сотрудничества, диалога, индивидуализации образования. Что касается научного представления о личностно-ориентированном обучении, в рамках предмета дидактики, то он связан с целями, содержанием образования, методами обучения и входящими в их состав конкретными технологиями, деятельностью преподавания и учения, критериями эффективности образовательного процесса. Концепция личностно-ориентированного образования обновляет эти компоненты.

Отечественный и зарубежный опыт уже неоднократно убеждал, что попытка формировать личность по установленной модели, пропуская учеников "стройными рядами" через определенный стандарт образования, может дать лишь образовательные и социальные суррогаты. Личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

Роль исследовательской работы в личностно-ориентированном подходе к обучению.

Важность и необходимость личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся, особенно подросткового возраста, обуславливает тенденцию перехода от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения. Активные методы обучения, не только наполняют учебно-познавательный процесс новым смыслом, но и создают условия, при которых учащийся получает эффективные мотивационные стимулы, способствующие развитию его способностей, элементов творческой, познавательной активности, самостоятельности, т.е. проявлению позиции субъекта учебно-воспитательного процесса. Учитель, при этом, становится координатором, организатором деятельности обучаемого, помогает ему в овладении способами и приемами учебной деятельности, формирует навыки самооценки.

В условиях сокращения учебных часов методы, приемы и формы организации обучения должны идти по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантированно обеспечивать планируемые результаты. В этих условиях внедрение в практику личностно-ориентированных педагогических технологий весьма своевременно. Одна из таких технологий – научно-исследовательская деятельность.

Модернизация образования предполагает приоритет подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в различных ситуациях. Ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Желание познать мир появляется у человека с рождением. И цель взрослого человека – не погасить это желание, поддержать это желание, развивать это желание. Успех познавательной деятельности зависит от мотивации. Познание на принуждении – малоэффективная деятельность. Поэтому важно, чтобы ученик был заинтересован. А познание картины окружающего мира через собственное исследование оценивается как неотъемлемая часть общего процесса познания.

Одной из составных частей профессиональной подготовки учителя является умение грамотно организовать исследовательскую работу со школьниками, привлечь их к изучению родного края, страны с целью развития исторического мышления, воспитания осознанного и грамотного отношения к обществу, человеку.

Именно научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. В старших классах позволяет даже утвердиться в правильности выбора своей будущей специальности.

Итак, роль исследовательской деятельности многогранна:

  • познавательная – стимуляция мыслительного процесса;
  • развивающая – развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;
  • воспитательная – развитие коллективизма, упорства в достижении; результатов исследования, умения отстаивать свое мнение; практика публичных выступлений;
  • дисциплинирующая – необходимость строгого выполнения всех методических приемов.

Учащихся к исследовательской деятельности привлекает любознательность, увлеченность, престижность. Задача учителя – обеспечить успех исследовательской работы. Основной своей задачей вижу выявление и воспитание одаренных детей, и стимулирование развития творчества школьников, создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников, которое позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.

Организация исследовательской деятельности

К любой научно-исследовательской деятельности предъявляются определенные требования.

Исследовательская работа совсем не обязательно должна быть экспериментальной, это может быть и работа только с литературными источниками. Тогда что же считается исследованием? Вкратце можно сказать, что в результате исследовательской деятельности должно появиться новое знание. При этом неважно, в результате какой исследовательской деятельности это новое получено. В этом отличие исследования от реферата.

К учебно-исследовательской работе учащихся относятся и самостоятельные и практические работы учащихся, опыты, наблюдения, творческие работы-исследования практического характера; подготовка сообщений по отдельным темам и т.д., т.е. каждый урок, на котором ученик познает, что-то новое, можно назвать исследовательской деятельностью. Особую роль в развитии учащихся играют учебные исследовательские проекты. Из перечисленных видов исследовательской деятельности видно, что работа может быть как кратковременной, так и долговременной.

Исследовательская деятельность, как и любая другая деятельность, состоит из нескольких этапов:

Приобщение к научно-исследовательской работе начинается с мотивации.

Именно на этой стадии обучающийся должен увидеть вполне конкретные выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с научными исследованиями, и абстрактные обещания здесь неуместны. Очень важно наряду с моральными увидеть и понятные материальные стимулы, например, получения преимуществ при поступлении в выбранный ВУЗ.

Выбор темы исследования

Формулировка темы и содержание работы должны предполагать:

  • интеграцию наук и различных областей практической деятельности, актуальность выбранной темы,
  • практическую ориентацию целей, задач и содержания работы,
  • предметно-объектный принцип исследования,
  • хронологические рамки,
  • методологическую основу,
  • практическую значимость результатов работы.

Это наиболее сложный этап. Здесь всё определяется специализацией, кругозором. Основные требования – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы обучающийся или детский творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним, максимум двумя годами. Конечно, на конференции могут быть представлены и промежуточные результаты работы, однако их ценность значительно ниже

Исследовательская работа

Сама исследовательская работа в свою очередь, тоже состоит из нескольких этапов:

  • подготовительный этап, выработка целей и задач работы.

На этом этапе научный руководитель сначала фиксирует достигнутый настоящий уровень знаний – состояние вопроса (в терминах предположительно «есть») и желаемую конкретную цель («требуется» или «надо»). Под «есть» скрываются конкретные факты и теории о современном «культурном слое», обращением к которому в форме реферата учащиеся фиксируют достигнутый уровень в узкой области человеческих знаний. Это обеспечивает поступательный переход к следующему этапу;

  • ознакомление с литературой.

Особенно важно, чтобы дети самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований;

  • проведение исследований.

Исследования по предметам истории и обществознания подразумевают работу с опубликованными в литературе данными. В отличие от классических схем исследования в НИИ здесь очень ограниченные материальные возможности и временные ресурсы. А следовательно, главная цель даже не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ;

  • обработка результатов, формирование выводов, оценка перспективы дальнейшей разработки проблемы.

Отчетно-презентационный этап.

Заключительный этап, когда происходит оформление работы и ее презентации. Некоторые научные руководители считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основную причину мы видим в том, что дети оказались психологически не готовы к борьбе и победе. Считаем очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.

Существуют причины снижения творческой активности человека:

  • Эмоциональные – страх ошибиться, выглядеть смешным, осуждения остальными сотрудниками, быть некомпетентным.
  • Профессиональные – неопытность, соперничество, наличие слишком категоричных суждений, отсутствие альтернативных вариантов, узкоспециальные знания.
  • Причины восприятия – односторонность мышления, отсутствие соответствующего интеллектуального уровня.
  • Личностные – чувствительность, лень, самомнение, эгоизм, консерватизм.

Творческие способности могут заглушаться, когда: отсутствуют четко определенные цели; имеется подмена целей; проявляется боязнь поражения; появляется страх перед успехом; существует боязнь перемен; ярко выражено стремление к безопасности и др.

Возникают также трудности при написании научно- исследовательских работ. Слабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы; большая загруженность учащихся, отсутствие времени.

И здесь педагогу важно вовремя выявить признаки снижения творческой активности и помочь обучающемуся иногда в тандеме с педагогом - психологом. В каких-то ситуациях советом, наставлением, в каких-то литературой и т.п. Главное, не терять связь с ребенком, постоянно, на всех этапах работы «вести» его.

Одной из самых важных является проблема привлечения учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью.

Здесь в полной мере необходимо проявить педагогический талант руководителя, чтобы, используя индивидуальный подход к учащимся, создать атмосферу заинтересованности среди школьников. Для решения всех этих проблем представляется перспективным введение факультативного курса научно-исследовательской деятельности.

Научно-исследовательская деятельность школьников – это эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин.

Практически с начала своей профессиональной деятельности я занимаюсь с детьми в этом направлении. Была руководителем научного общества. Дети под моим началом регулярно участвуют в научно-практических конференциях. В Норильске работаю сравнительно недавно, но стараюсь продолжать обучать правилам научно-исследовательской деятельности и своих «новых» детей. В своей работе с ними руководствуюсь изложенными выше принципами.

В этом учебном году, обучающаяся 10 класса Евгения писала под моим руководством научно-исследовательскую работу на тему: «Развитие системы здравоохранения СССР в 1940-1991гг.», которая была представлена на городской научно-практической конференции школьников «Юность и наука – третье тысячелетие». Вместе с учащейся нами был выбран темп научно-исследовательской работы, мы уяснили сущность научной проблемы, уточнили параметры темы, мной были даны рекомендации по литературе и структуре работы. В течение нескольких дополнительных занятий у Евгении сформировалось четкое представление об изучаемой проблеме, собственная точка зрения на данную проблему. Затем она обсудила со мной библиографический обзор и собственную концепцию. Трудилась Женя над ней тщательно, к вопросу подошла очень серьезно. Конечно, на разных этапах ее деятельности возникали проблемы и трудности (страх, загруженность, неверие в собственные силы), которые мы старались преодолеть, и в первую очередь, Евгения. Данная работа была выполнена на стыке истории и медицины и имеет самостоятельное значение для преподавания истории в школе. Работа оказалась настолько хороша, что рецензент высказал сомнения, что она написана ученицей и это, пускай маленькая, но победа. Призовых мест мы не заняли, однако в следующем году Женя вновь будет пробовать свои силы.

С обучающимися 9 классов уже начали разработку новых работ, которые будут представлены в следующем году. Темы весьма разнообразны. Екатерина пишет о толерантности, Мария о современных тенденциях развития молодежи. Евгения изучает историю родного края.

В заключение хотелось бы дать несколько универсальных советов учителям для работы с детьми в этом направлении.

Несомненно, основное требование к учителям ребенка – безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Учителю всегда следует помнить, дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.

Список используемой литературы

  1. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. №3. С. 136-138.
  2. Исследовательская работа как элемент личностно-ориентированного подхода в обучении. http://www.allbest.ru
  3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1972, с. 47–56.
  4. Лопатина М.А. Работа с одаренными учащимися // «Завуч», 1999, №6, с. 70–72.
  5. Орехова И. В. Научно-исследовательская работа – фактор повышения качества знаний обучающихся.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены