РАЗРАБОТКИ
|
Немецкий как второй иностранный в школеАвтор: Вступление В последнее десятилетие языковое образование в России претерпевает обновление, что связано с повышением статуса иностранного языка в обществе, с изменением социокультурного контекста в изучении языков международного общения. Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2024 года для системы образования определена задача по формированию у граждан нашей страны компетенций, необходимых в ХХI веке, таких как: владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению. Формирование таких компетенций способствует расширению в современном поликультурном мире межкультурного и межъязыкового общения, в том числе на немецком языке – одном из самых распространённых в мире. На сегодняшний день необходимость изучения иностранного языка на всех уровнях общего образования закреплена в новых стандартах образования – ФГОС, которые содержат в том числе требования к предметным результатам по иностранному языку (как первому, так и второму/третьему). Это необходимость формирования у школьников дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, выраженной личностной позиции в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров; формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой. На федеральном уровне введение второго иностранного языка нормативно урегулировано и в образовательных стандартах общего образования, и в содержании примерных программ. Но для утверждения этих стандартов потребовалось определенное время. В начале 2015-2016 учебного года Министерством образования и науки было рекомендовано введение второго иностранного языка в учебные планы общеобразовательных учебных заведений страны. В начале октября 2018 года по средним школам России был разослан приказ Министерства просвещения, в котором четко отражена необходимость введения второго иностранного языка во всех пятых классах страны с учебного года 2019-2020. Почему именно немецкий язык стоит рассматривать как второй иностранный язык? За последние 20 лет число школьников, изучающих немецкий язык в России, уменьшилось более чем вдвое, так как позицию первого иностранного языка прочно занял английский. Введение обязательного изучения второго иностранного языка открывает новые перспективы для немецкого языка, который до сих пор не сдает позиций. На сегодняшний день можно констатировать, что некоторое количество школ приступило к внедрению немецкого языка как второго, ориентируясь, к примеру на:
Два языка – сразу с первого класса? Конечно, никто не заставит первоклассников изучать сразу два языка и еще родной в придачу. Первый класс – это время адаптации и щадящей нагрузки, поэтому даже английский как первый иностранный вводится, как правило, со второго класса. Мнения экспертов, педагогов и родителей Инициатива прекрасная, ведь знать два языка, помимо родного, это так здорово! Это дает больше возможностей в профессиональном плане, развивает мышление и память, расширяет кругозор. Это навевает ностальгию по классическому российскому образованию, когда гении изучали множество языков в гимназиях, лицеях или с гувернерами. Конечно, столь значительные изменения сопровождаются рядом сложностей, оптимальное решение которых потребует времени.
Как к изучению языков подходят за рубежом? В Европейском союзе школьники обязаны изучать иностранные языки, и это не обсуждается. Обычно на каждый язык выделяется от двух до четырех часов в неделю. В некоторых странах у старшеклассников появляется еще и третий язык. И это не вызывает возмущений у родителей – ведь хорошее образование ценно всегда. Трудно стать признанным специалистом, владея только своим родным языком и немного – английским. С другой стороны, выбор языков в школах Европы разнится от страны к стране. Общая тенденция такова, что кроме английского, в европейских странах больше изучают языки соседей, а не восточные или экзотические языки. В Румынии это французский (как и румынский, восходящий к латыни). Во многих восточноевропейских школах до сих пор преподают немецкий – эхо холодной войны, как знак братства с ГДР. Изредка по этой же причине остается и русский в качестве второго иностранного (Прибалтика). Испанский язык традиционно в числе лидеров среди преподаваемых в школах Европы, но в североевропейских странах он особенно распространен. Как видим, европейцы в основной массе единодушны в необходимости лингвистического разнообразия в средней школе. Актуальность изучения немецкого языка как второго иностранного:
Английский язык + немецкий язык. Преимущества языковой пары. 1. Подобие. Английский и немецкий языки обладают явным сходством. Опираясь на знание первого иностранного языка, учащимся будет легче усвоить схожие фонетические особенности, такие как, интонация, ударение. 2. Лексическая близость. Большое количество слов в немецком и английском языках очень похожи между собой, поскольку относятся к группе германских языков, имеют общие корни. Кроме того, такие языковые явления, как американизмы, германизмы и интернационализмы могут облегчить ученикам запоминание новых слов. 3. Схожесть грамматических конструкций. Таким образом, изучать немецкий язык после английского проще, чем изучать первый иностранный язык. Преимущества нового подхода к образованию.
Содержание школьного образования должно соответствовать требованиям времени: изменение технологий, целей развития общества меняют требования и задачи, которые ставятся перед школой. С переходом на обязательный второй иностранный язык мы уходим от моноязычной модели, которая у нас до сих пор преобладает в российской школе. Преподавание языка с акцентом на культуру, литературу, на знание страны, на диалог культур будет положительно влиять на общее развитие учащихся. В некоторых регионах России существует традиция школьных обменов – поездки целых классов в Германию или Австрию, проживание в семье. Мотивация вырастает несоизмеримо. Но главные мотиваторы – учитель и учебник. Учебник должен готовить к общению со сверстниками, к поездке в страну. Учебник должен показать специфику культуры и через неё рассказать о специфике менталитета, чтобы ученику было понятно, с кем он будет иметь дело в чужой стране. Если вы не будете знать жесты иной культуры, то неприятности вам обеспечены. Если вы пришли в гости к немцу, какие цветы не стоит дарить его жене? Наша общая задача – популяризовать немецкий язык среди детей и их родителей, укрепить представление о нем как о языке великой литературы, науки, философии. Список используемой литературы:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены