РАЗРАБОТКИ
|
Интегрированный урок-квест как средство формирования метапредметных результатов у учащихсяСогласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на сегодняшний день главной задачей обучения является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечили бы обучающимся умение учиться, способность к самостоятельной работе над изучаемым предметом, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию на основе рефлексивной самоорганизации. [3] Задача современной педагогики — соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Однако самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени. В связи с этим необходимо введение интеграции предметов в систему образования, которое позволит решить задачи, по-ставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. [1] Зачастую на своих уроках учителя сталкиваются со следующими трудностями:
Вследствие этого ребенок перестает выполнять задания, теряется интерес к предмету, снижается качество знаний по предмету. Все это приводит к состоянию психологического дискомфорта учащегося и снижению мотивации к изучению предмета. В этой ситуации педагогу необходимо:
Решение данных задач требует от учителя совершенствование имеющихся знаний, поиск новых форм и технологий организации образовательного процесса, которые обеспечивают системно-деятельностный подход и способствуют достижению метапредметных результатов. Метапредметные результаты представляют собой сформированные в ходе обучения навыки и способности, необходимые для самостоятельного обучения и оперирования информацией. Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении. Метапредметный результат помогает учащимся в дальнейшем самостоятельно расширять и изменять собственную квалификацию, а, следовательно, сохранять свою ценность в мире стремительного изменения содержания профессий. Метапредметные результаты являются мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть мощный поток информации, решающие проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов. Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приемы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию и другие. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций. [2] Изучив большой спектр современных методов и технологий, имеющихся в арсенале учителей, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной, отвечающей современным требованиям стандарта, будет внедрение в процесс обучения интегрированного урока-квеста. Данная образовательная форма создает условия для формирования и совершенствования у учащихся метапредметных компетенций через интеграцию и интерактивное «путешествие» по изучаемым темам предмета/предметов. Рассмотрим основные особенности интегрированного урока-квеста:
Таким образом, интегрированный урок-квест – это урок, процесс обучения в котором происходит в виде «путешествия», в котором решается проблемная ситуация путем поэтапного поиска и выделения необходимой информации, необходимой для успешного прохождения и освоения учебной темы, объединяющей несколько дисциплин. Чтобы подтвердить данное определение на практике и показать эффективность данной технологии был проведен эксперимент в МБОУ СОШ №24, в эксперименте приняли участие 29 учащихся 5–ого класса. Выбор данной возрастной категории обусловлен тем, что для учителей-предметников пятиклассники являются особым «чистым» листом, которые перешли из начальной школы на новый этап своей учебной деятельности. На данном этапе учащиеся сталкиваются с проблемой адаптации, с увеличением количества учебных предметов, с усложнением метапредметных результатов, предъявляемых к данной возрастной категории. Поэтому эффективнее начинать использовать различные приемы и технологии, направленные на формирование у детей метапредметных результатов. Мониторинг сформированности данных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса через представленную нами технологию интегрированного урока-квеста. Для проведения мониторинга была создана экспертная комиссия из педагогов МБОУ СОШ №24. На этапе диагностирования уровня сформированности метапредметных результатов учителя-эксперты посещали уроки, проводимые в 5-х классах, по итогам которых были составлены карты наблюдения. В данных картах комиссия фиксировала навыки владения регулятивными, познавательными и коммуникативными УУД. Также учащиеся написали проверочную работу по выявлению навыков владения УУД метапредметного блока. По результатам исследования первоначальных метапредметных показателей у учащихся экспериментальных классов видно, что большинство детей имеет низкие показатели, меньшинство – средние и лишь единицы продемонстрировали высокие результаты формирования метапредметных компетенций. Основываясь на данные наблюдательных карт и результаты проверочных работ, нами были выявлены слабые и проблемные зоны, препятствующие сформированности у обучающихся коммуникативных, регулятивных и коммуникативных УУД. По регулятивным УУД в основном у учащихся наблюдается неумение работать с предложенной информацией, определение наиболее рациональных способов выполнения изделия. Познавательные УУД у большинства учащихся на среднем уровне, дети не знают законов композиции, выбора наиболее эффективных способов решения задачи, не проявляют оригинальности. По коммуникативным УУД учащиеся в основном не умеют находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, выражать свои мысли устно, были застенчивы. Экспертной комиссией было отмечено, что учащиеся в ходе интегрированного урока-квеста сохраняют концентрацию внимания на продолжительное время, заметно повысилась мотивация к процессу обучения. Гораздо большее количество учащихся стало осознавать, что и как необходимо делать в процессе решения практической задачи урока, а также благодаря интересному сюжету урока учатся навыком целеполагания (т.е. ставят учебные задачи и формируют проблему урока). Коллективная работа и соревновательный дух «разбудили» пассивных учащихся, они активизировали свою мыслительную деятельность в ходе работы в группе, благодаря этому у данных учащихся отмечается повышение уровня познавательных процессов и большая усваиваемость учебного материала. Таким образом, можно сделать вывод о том, что технология использования интегрированных уроков-квестов позволяет повысить уровень метапредметных результатов, учит детей использовать знания и навыки из смежных дисциплин. Более того, необходимо отметить, что в процессе «путешествия» формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить мо-дели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Решая различные задачи в ходе прохождения квеста, у учащихся развиваются творческие способности обучающихся. Через интересные и сюжетные задания интегрированные уроки-квесты помогают улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Список литературы:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены