РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интегрированный урок-квест как средство формирования метапредметных результатов у учащихся

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на сегодняшний день главной задачей обучения является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечили бы обучающимся умение учиться, способность к самостоятельной работе над изучаемым предметом, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию на основе рефлексивной самоорганизации. [3]

Задача современной педагогики — соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Однако самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени. В связи с этим необходимо введение интеграции предметов в систему образования, которое позволит решить задачи, по-ставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. [1]

Зачастую на своих уроках учителя сталкиваются со следующими трудностями:

  • учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут;
  • учащиеся испытывают трудности при самостоятельной постановке целей и учебных задач;
  • учащиеся испытывают трудности в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избе-жать неудач;
  • неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации
  • учащиеся испытывают проблемы с выделением главного, систематизацией и представлением информации;
  • у учащихся возникает непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо.

Вследствие этого ребенок перестает выполнять задания, теряется интерес к предмету, снижается качество знаний по предмету. Все это приводит к состоянию психологического дискомфорта учащегося и снижению мотивации к изучению предмета. В этой ситуации педагогу необходимо:

  • создать психологически комфортную атмосферу, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД);
  • создать условия для максимального раскрытия личности каждого ребенка;
  • показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях;
  • формировать метапредметные результаты.

Решение данных задач требует от учителя совершенствование имеющихся знаний, поиск новых форм и технологий организации образовательного процесса, которые обеспечивают системно-деятельностный подход и способствуют достижению метапредметных результатов. Метапредметные результаты представляют собой сформированные в ходе обучения навыки и способности, необходимые для самостоятельного обучения и оперирования информацией. Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении.

Метапредметный результат помогает учащимся в дальнейшем самостоятельно расширять и изменять собственную квалификацию, а, следовательно, сохранять свою ценность в мире стремительного изменения содержания профессий. Метапредметные результаты являются мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть мощный поток информации, решающие проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов. Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приемы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию и другие.

В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций. [2]

Изучив большой спектр современных методов и технологий, имеющихся в арсенале учителей, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной, отвечающей современным требованиям стандарта, будет внедрение в процесс обучения интегрированного урока-квеста. Данная образовательная форма создает условия для формирования и совершенствования у учащихся метапредметных компетенций через интеграцию и интерактивное «путешествие» по изучаемым темам предмета/предметов.

Рассмотрим основные особенности интегрированного урока-квеста:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно;
  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез;
  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач;
  • правильный отбор и структурирование содержания интегрированных уроков-квестов приводит к новой организованной структуре учебного процесса и к будущей само-образовательной работе учащихся;
  • приобретаемые знания и навыки дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей;
  • развитие логического мышления, способность к умственному эксперименту, нахождение верного решения в том или ином задании, воспитание качеств личности.
  • проявление учащимися своих жизненных и реальных знаний;
  • включения школьников в “добывание знаний” и их логическое применение, то есть включение их в информационную деятельность;
  • развитие коммуникативных умений выслушивание мнения другого, взвешивание и оценивание различных точек зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывание совместных решений;
  • активизация учебного процесса, привлечение внимания к предмету, чтобы учащиеся могли применить свои творческие способности, навыки самостоятельной работы и взаимопомощи в коллективной групповой работе.

Таким образом, интегрированный урок-квест – это урок, процесс обучения в котором происходит в виде «путешествия», в котором решается проблемная ситуация путем поэтапного поиска и выделения необходимой информации, необходимой для успешного прохождения и освоения учебной темы, объединяющей несколько дисциплин.

Чтобы подтвердить данное определение на практике и показать эффективность данной технологии был проведен эксперимент в МБОУ СОШ №24, в эксперименте приняли участие 29 учащихся 5–ого класса. Выбор данной возрастной категории обусловлен тем, что для учителей-предметников пятиклассники являются особым «чистым» листом, которые перешли из начальной школы на новый этап своей учебной деятельности. На данном этапе учащиеся сталкиваются с проблемой адаптации, с увеличением количества учебных предметов, с усложнением метапредметных результатов, предъявляемых к данной возрастной категории. Поэтому эффективнее начинать использовать различные приемы и технологии, направленные на формирование у детей метапредметных результатов. Мониторинг сформированности данных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса через представленную нами технологию интегрированного урока-квеста.

Для проведения мониторинга была создана экспертная комиссия из педагогов МБОУ СОШ №24. На этапе диагностирования уровня сформированности метапредметных результатов учителя-эксперты посещали уроки, проводимые в 5-х классах, по итогам которых были составлены карты наблюдения. В данных картах комиссия фиксировала навыки владения регулятивными, познавательными и коммуникативными УУД. Также учащиеся написали проверочную работу по выявлению навыков владения УУД метапредметного блока.

По результатам исследования первоначальных метапредметных показателей у учащихся экспериментальных классов видно, что большинство детей имеет низкие показатели, меньшинство – средние и лишь единицы продемонстрировали высокие результаты формирования метапредметных компетенций.

Основываясь на данные наблюдательных карт и результаты проверочных работ, нами были выявлены слабые и проблемные зоны, препятствующие сформированности у обучающихся коммуникативных, регулятивных и коммуникативных УУД.

По регулятивным УУД в основном у учащихся наблюдается неумение работать с предложенной информацией, определение наиболее рациональных способов выполнения изделия. Познавательные УУД у большинства учащихся на среднем уровне, дети не знают законов композиции, выбора наиболее эффективных способов решения задачи, не проявляют оригинальности. По коммуникативным УУД учащиеся в основном не умеют находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, выражать свои мысли устно, были застенчивы.
Для увеличения представленных показателей нами были внедрены интегрированные уроки-квесты в процесс обучения учащихся 5 –х классов. Сначала учителя-предметники использовали элементы интегрированного квеста на некоторых этапах урока, затем постепенно перешли на полноценные интегрированные уроки-квесты и даже серии уроков-квестов. Спустя месяц мониторинговая комиссия провела повторную диагностику. Согласно результатам диагностических карт и проверочных работ результаты улучшились.

Экспертной комиссией было отмечено, что учащиеся в ходе интегрированного урока-квеста сохраняют концентрацию внимания на продолжительное время, заметно повысилась мотивация к процессу обучения. Гораздо большее количество учащихся стало осознавать, что и как необходимо делать в процессе решения практической задачи урока, а также благодаря интересному сюжету урока учатся навыком целеполагания (т.е. ставят учебные задачи и формируют проблему урока). Коллективная работа и соревновательный дух «разбудили» пассивных учащихся, они активизировали свою мыслительную деятельность в ходе работы в группе, благодаря этому у данных учащихся отмечается повышение уровня познавательных процессов и большая усваиваемость учебного материала.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что технология использования интегрированных уроков-квестов позволяет повысить уровень метапредметных результатов, учит детей использовать знания и навыки из смежных дисциплин. Более того, необходимо отметить, что в процессе «путешествия» формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить мо-дели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

Решая различные задачи в ходе прохождения квеста, у учащихся развиваются творческие способности обучающихся.

Через интересные и сюжетные задания интегрированные уроки-квесты помогают улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

Список литературы:

  1. Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113-115. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7921/
  2. Трубинова Е. А. Формирование метапредметных образовательных результатов во внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 496-498. — URL https://moluch.ru/archive/141/39609/
  3. Шаймарданова О. А., Гаврилова Е. М. Организация системно-деятельностного подхода средствами технологии веб квеста на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 387-389. — URL https://moluch.ru/archive/120/33300/
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены