РАЗРАБОТКИ
|
Привитие учащимся интереса к урокам историиИгнатьева Анастасия Олеговна, Новые государственные стандарты ориентируют современную школу на формирование у подрастающего поколения самостоятельности мышления, подготовку к творческой деятельности. Но как показала практика, на уроке мы имеем дело с детьми разного уровня подготовленности, разного вида уровня сформированности интереса к изучаемому предмету, разной мотивации. И поэтому на сегодняшний день проблема формирования интереса к истории у подростков очень значима и актуальна. От интереса зависит всё - начиная от эффективности заканчивая качеством обучения. Основным путем осуществления решения данной проблемы, на наш взгляд, является использование различных методов и приемов активизации учащихся на уроке, оно в свою очередь ведет к укреплению познавательного интереса у учащихся. А это и есть наша цель. Познавательный интерес учащихся - явление многогранное, сложное, подкрепленное различными мотивами. Это основа основ учебной деятельности. Интерес всегда осознан, бескорыстен, приоритетен. И поддержание его необходимо для устойчивого внимания учащихся к предмету. Под влиянием интереса, подростки без особого труда овладевают глубокими историческими знаниями, умеют устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Интерес способствует эффективному протеканию интеллектуального, эмоционального, волевого развития подростков. История – область знаний, интерес к которой пробуждается у детей весьма рано. С бабушкиных сказок, с повествований об Илье Муромце в сознании ребенка начинает формироваться понятие о далеком прошлом. Тайны прошлого будоражат воображение человека с раннего детства до глубокой старости. Развить интерес к истории как науке, научить ребенка пользоваться понятийным аппаратом данной науки, ориентироваться в мире минувшего, анализировать ситуации – задача учителей истории. Эта задача решается не только на уроках, но и в процессе активного участия школьников в работе факультативов, кружков, клубов. Традиционные формы урока у большей половины класса вызывают скуку, и они резко теряют интерес к теме уже в начале занятия. Процитируем применительно данной теме древнюю мудрость «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно конечно усадить за парту учеников, добиться идеальной дисциплины, но это совсем не означает, что вы пробудите в детях интерес. Это все зависит от внутренней мотивации, без нее освоение знаний не будет полноценным. Желание самому ученику «напиться из источника знаний» - вот важная ступень в формировании интереса к изучаемому предмету, а оно в свою очередь ведет к успешной учебной деятельности. Интерес должен вызывать не только само содержание материала, но и сам процесс приобретения знаний: изучать и делать выводы, анализировать, обобщать, преодолевать трудности в учебной работе. В психолого-педагогической литературе существует несколько трактовок понятия «познавательный интерес». Наиболее полная характеристика данного понятия, на наш взгляд, дана в следующем определении: «Познавательный интерес – это мотив или избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности». На наш взгляд, проблема формирования интереса у учащихся к истории является одной из актуальных проблем современной школы. Развить интерес к истории как науке, научить ребенка пользоваться понятийным аппаратом данной науки, ориентироваться в мире минувшего, анализировать ситуации и т.п. – задача учителей истории. Система школьного образования содержит громадный потенциал, позволяющий научить подростков уважать прошлое и настоящее своей Родины, любить свой край, быть добрее, уважать себя и других. Нам известно, какую сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьников интерес к нему. Поэтому, когда педагог вызывает интерес к своему предмету у ученика, он так же мотивирует его на изучение этого предмета. Тем самым повышается уровень усвоения учениками предмета и формирование новых навыков. История, как учебная дисциплина является очень важной. При её изучении воспитывается патриотизм, уважение к опыту предков. Развиваются умения искать причинно – следственные связи. Пересказывая исторические события, при этом добавляя свою точку зрения на них, происходит развитие речи, памяти, мышления. К тому же человек просто обязан знать историю своего края, страны, а также мира и этапы развития человечества, причины тех или иных событий, для того чтоб предвидеть их в будущем. История неразрывна, связана с обществознанием, политологией, экономикой и другими науками. История связана с повседневной жизнью. Анализ уроков На своих уроках я веду работу по формированию интереса к истории, используя:
Выводы Работая над проблемой формирования познавательного интереса у учащихся к истории, мы изучили психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность преподавания истории в школе, содержание понятия «познавательный интерес», изучили методы и приемы формирования познавательного интереса. Разнообразие методов позволяет учителю выбрать наиболее эффективные. На уроках истории выбор метода или формы зависит от содержания и цели урока, возрастных и индивидуальных особенностей детей, от возможности школы. Применение наглядных пособий, практических заданий, умелое сочетание их со словесными методами повышает активность учащихся на уроке, способствует развитию познавательных процессов и навыков самостоятельной работы и поиска информации. В результате аналитической и практической работы мы подтвердили положения о том, формирование интереса к истории у подростков зависит от уровня высокой мотивации к предмету, а этому способствует применение различных оригинальных методов и приемов на уроках с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, повышающих уровень познавательной активности школьников. Поддержанию высокой мотивации и интереса к предмету способствует интеллектуальная и волевая и эмоциональная сторона, познавательного интереса, составляют не его части, а единое, взаимосвязанное целое. Нам удалось подтвердить гипотезу о том, что процесс формирования познавательного интереса у подростков будет наиболее эффективным, если: использовать разнообразные оригинальные методы, приёмы и подходы к формированию познавательного интереса к истории у подростков. Необходимо возбуждать и постоянно поддерживать у школьников состояние активной заинтересованности окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями. Занимательность, новизна, яркость, парадоксальность объяснения материала по истории способствует усилению роли активизации внимания, оно ведет к высоким результатам усвоения материала. Творческие задания, проблемные вопросы, использование индивидуальной и групповой работы, использование элементов современных образовательных технологий, конкурсная методика, игровая деятельность на уроке - всё это очень важно для формирования интереса у подростков. Наиболее благотворно влияют на учебный процесс такие формы активизации познавательной деятельности, как семинар, игра, познавательные задачи. Учитель, усвоив содержание предложенных методов и форм организации обучения, может творчески подойти к реализации задач учебного процесса.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены