РАЗРАБОТКИ
|
Активные методы обучения как средство формирования информационной компетентности учащихся на уроках информатикиАктуальность данной темы состоит в том, что переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному подходу в 21 веке требует изменения всех составляющих учебного процесса. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу – использование активных методов в учебном процессе. Распространенность активных методов в образовательной среде не велика, и при организации процесса обучения информатике в средней школе, в частности. Цель исследования по теме состоит в выявлении и применении системы активных методов, обеспечивающих формирование информационной компетентности учащихся в процессе обучения информатике. Анализ работ различных авторов позволяет сформулировать понятие «компетентность» как совокупность качеств личности, позволяющих решать проблемы, основой для которых являются знания и умения, но которые необходимо уметь актуализировать в нужные моменты своей деятельности и нести личную ответственность за эту деятельность. Информационная компетентность рассматривается как качество личности, включающее совокупность знаний, умений и навыков выполнения различных видов информационной деятельности и ценностное отношение к ней. Проанализировав подходы к понятию «информационная компетентность» информационной компетентностью ученика средней школы назовем способность эффективно актуализировать полученные знания, умения и навыки обработки, хранения и передачи информации в нужные моменты своей деятельности с высокой степенью саморегулирования и в конструктивном взаимодействии с другими людьми. Анализ работ различных авторов позволяет выделить три основных компонента информационной компетентности ученика средней школы: технологический, рефлексивно-оценочный, мотивационный. Проблема измерения информационной компетентности связана с проблемой выявления критериев и уровней ее сформированности. Для их выявления необходимо обратиться к государственному стандарту по информатике, где четко определены требования к уровню подготовки выпускника средней школы. Выделяем три критерия: технологический, рефлексивно-оценочный, мотивационный. Для каждого критерия определяем показатели и уровни сформированности. Одним из методических средств, позволяющих эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника, создать дидактические и психологические условия, способствующие проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучаемых, являются активные методы обучения. При проведении педагогического эксперимента по данной теме были поставлены следующие задачи: Педагогический эксперимент был проведён на базе средней школы № 16 г. Благовещенска. В проведенном эксперименте приняли участие 65 учеников 9 классов. Общее количество учащихся в экспериментальной группе составило 31 человек, в контрольной – 34. В контрольной группе информатика изучалась традиционно, в экспериментальной – основу для формирования информационной компетентности составляли элективный курс «Технология создания сайтов», на котором одним из ведущих видов деятельности является проектная деятельность, и уроки с использованием системы активных методов обучения. Так, например, при изучении раздела «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» использовались творческие проекты, деловые игры, компьютерное моделирование; при изучении тем раздела «Основы алгоритмизации и программирования» использовался метод проектов (проект «Мир алгоритмов»); контрольно-обобщающий урок по данному блоку проводился в виде ролевой игры «Компетентность»; раздел «Моделирование и формализация» изучали, используя компьютерное моделирование физических, биологических процессов, математических объектов, проблемные ситуации, проект «Компьютерная фирма»; при изучении раздела «Коммуникационные технологии» использовались проблемные жизненные ситуации, дискуссии, практические работы с элементами игры, деловые игры, работа над проектом «Услуги сети Интернет», целью которого является получить ответ на вопрос: «Где польза, а где вред в глобальной сети Интернет?». Средства исследования состояли из тестирования уровня знаний в области информатики (тесты взяты из сборника тестов по базовому курсу информатики А. Кузнецова); анкет (начальной и итоговой) по выявлению использования ИТ в учебной и внеурочной практической деятельности; методики «Шкала оценки потребностей в достижениях» (автор Л.С. Колмогорова). При оценке сформированности компонентов информационной компетентности в начале эксперимента были получены следующие результаты:
Полученные данные позволили сделать вывод о том, что уроки информатики с использованием традиционных методов обучения не дают высоких результатов сформированности информационной компетентности учащихся. Представим количественные результаты в конце проведенного эксперимента по внедрению системы активных методов обучения на уроках информатики.
Сдвиги в уровнях показателей произошли как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Это означает, что и в рамках традиционной системы организации процесса обучения учащихся на уроках информатики происходит формирование информационной компетентности. Однако этот процесс протекает менее интенсивно, чем в экспериментальной группе, где учебный процесс наиболее способствовал формированию информационной компетентности. Разница в результатах экспериментальных и контрольных групп убедительно свидетельствует, что процесс формирования информационной компетентности протекает успешнее при воздействии системы активных методов обучения.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены