РАЗРАБОТКИ
|
Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возрастаАктуальность проблемы. Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса. Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному. Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса. Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной. Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них: Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, и другие. Особый вклад внесла В.Н. Шацкая. Проблемой становления музыки как искусства занимались: О.А. Апраксина, О.П. Радынова, Г.Я. Лешакова, В.С. Уколов, Е.Л. Рыбалкина, Л.В. Школяр, А.Г. Юсфин и многие другие ученые и педагоги. Проблемой формирования музыкально вкуса занимались Б.А. Бечак, Л.В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова и др. Тем не менее, на мой взгляд проблема развития музыкального вкуса у разных возрастных категорий исследовано недостаточно полно. Цель исследования - теоретически обосновать проблему, разработать методику развития музыкального вкуса у младших школьников. Объектом исследования служит процесс музыкально- эстетического воспитания младших школьников на уроке музыки. Предметом данного исследования является развитие музыкального вкуса у младших школьников в процессе слушания классической музыки на уроке. Методы исследования: Теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; Эмпирические: наблюдение, беседа. Гипотеза исследования: развитие музыкального вкуса у младших школьников на уроке в процессе слушания классической музыки будет успешным, если:
Задачи исследования:
Теоретическую основу исследования составляют труды зарубежных и отечественных педагогов и психологов, работающих над проблемой развития музыкального вкуса: Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева, Л.А. Авербуха, Н.Я. Брюсовой, В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Л.М. Кадцына, Ю.Б. Алиева, Э.Б. Абдуллина, Л.Г. Арчажникова, Е.Д. Критской, и др. Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили методы исследования: Теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; Эмпирические: наблюдение, беседа, игры, анализ работы обучающихся на занятии. Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы сделали следующие выводы: Музыкальный вкус - способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства. Среди особенностей музыкального развития мы отличаем следующие:
Проанализировав целый спектр методов музыкального образования, на наш взгляд, наиболее действенными для развития музыкального вкуса у младших школьников являются: метод эмоционального воздействия, размышления о музыке, метод развития стиле различения, метод музыкального собеседования, метод контрастных сопоставлений. В предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальное восприятие—это способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание (музыкальные образы) как художественное единство, как художественно-образное отражение действительности, а не как механическую сумму разных звуков Педагогическая организация процесса музыкального развития детей, обусловленная логикой организации программы, позволяет школьникам уже в начальной школе эстетически адекватно воспринимать произведения музыкальной классики. Проблема слушания — это восприятие музыки шире, чем просто слушание. Слышать музыку - значит не только эмоционально непосредственно откликаться на нее, но, понимать и переживать ее содержание, хранить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее звучание.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены