РАЗРАБОТКИ
|
Средства и приемы формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языкаДидактические материалы разработал: Введение. Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечается: «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом». Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевого подхода к системно-деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире. [Фунд. Ядро, с. 67] В данной подборке дидактических материалов предлагаются эффективные средства, способствующие формированию УУД у пятиклассников и шестиклассников, а также примеры конкретных заданий и упражнений по определенным темам программы 5, 6 класса, составленной на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5-11 классов С.И.Львовой, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Ценность данной подборки дидактических материалов состоит в возможности ее использования учителями-словесниками при разработке отдельных уроков русского языка, а также для создания системы работы и методики преподавания. Кроме того, внедрение в педагогическую практику описанных средств позволит осуществить метапредметный подход к образованию школьников Дидактические материалы по теме «Средства и приемы формирования УУД учащихся 5-6 классов на уроках русского языка» Создание проблемных ситуаций – одно из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию УУД. Например, в 5 классе при изучении темы «Правописание согласных в корне слова » знакомство с новым понятием «омофоны» начинаем с проблемной ситуации: Стояла поздняя осень. По утрам изморозь серебристым налетом покрывала опавшие листья, землю и крыши домов. А по временам из мрачных свинцовых туч, окутывавших небо, падала изморось. Почему по-разному пишутся слова, звучащие одинаково? Или это ошибка? Пятиклассники высказывают свои предположения, затем им предлагается самим по ключевым словам и этимологической справке вывести определение омофонов: После проведенной работы можно сравнить выведенные самостоятельно определения с определением в учебнике. Начать изучение темы: «Культура речи. Употребление в речи этикетных слов» можно с инсценировки диалога, который представляет собой проблемную ситуацию. Доктор: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек? Вася: Чао! Доктор: На что вы жалуетесь? Вася: Прихворнул я, что-то горло дерет, башка болит. Доктор: Температуру измеряли? Вася: Да я градусник вчера кокнул. Доктор: А как же лечились вчера, например? Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело. Доктор: Да…Тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить. На другом этапе урока (возможно рефлексии) предложить детям в парах придумать и разыграть сценку «В кабинете врача», построенную по правилам русского речевого этикета. Можно предложить инсценировать другие ситуации. (Телефонный разговор, диалог в магазине и т.д.) Прием составления плана. Работа с теоретическим материалом учебника может вестись по следующему плану:
Другой вариант работы с планом, который составляется на основе схемы. Например, при повторении в 6 классе темы «Звуки речи» предлагаем задание: На основе данной схемы составьте сложный план и подготовьте устное высказывание, подберите примеры на каждый пункт плана. Еще один возможный вариант работы с планом в 6 классе по теме: «Имя существительное в предложении и словосочетании». Шестиклассникам предлагается восстановить план с пропусками, используя материалы параграфа, подобрать примеры, иллюстрирующие данный план, а затем на основе плана подготовить выступление на тему «Синтаксическая роль существительного». Синтаксическая роль существительных I. Существительные в предложениях. 1. Существительное в именительном падеже: А) подлежащее Б) … В) обращение 2. Существительное в косвенном падеже: А) дополнение Б) … II. Существительные в словосочетаниях 1. Существительное роли зависимого слова 2. …
(выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди») Тема «Правописание согласных в корнях слов» (5 класс, повторение в начале года). В начале урока на стадии вызова вспоминаем, что дети знают об этой орфограмме, оформляем в виде кластера: В процессе работы над орфограммой кластер дополняется и к концу урока может выглядеть так: Изучение в 5 классе большой темы «Лексика и фразеология» начинаем с общего знакомства с разными группами слов, которые можно представить в виде схемы, опираясь на нее, дети охарактеризуют группы, которые они уже изучали на уроках русского языка, приведут примеры. По мере изучения темы «Деепричастия совершенного и несовершенного вида» в 6 классе можно также заполнить кластер. Вначале урока, вспоминая признаки глагола у деепричастия, оформляем знания в виде следующего кластера, который пополняется в течение урока.
Детей нужно поощрять в стремлении предлагать свои варианты построения схем. Например, прежде чем ребята учтут все признаки, которые лягут в основе классификации частей речи, на доске и в тетради может появиться несколько вариантов предложенных ими схем:
В этом варианте схемы не учитывается такое основание для классификации, как возможность частей речи склоняться и спрягаться. С учетом корректировки приходим к окончательному варианту схемы:
Этот прием повышает мотивацию к изучению материала, используя его, предлагаем ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из этих утверждений были верными.
Например, при изучении темы «Исконно русские и заимствованные слова» (5 класс)
5 класс «Виды предложений по количеству грамматических основ» Задание: составьте связный текст по схемам на тему «Простое и сложное предложение». 5 класс «Морфемика» Задание: подберите два-три примера к данным морфемным моделям: 6 класс «Диалог» Задание: Составьте и запишите диалог, соответствующий данной схеме. Тема диалога – «В картинной галерее». Формула речевого этикета --> вопрос --> ответ (повествование) --> вопрос --> объяснение --> согласие --> формула речевого этикета.
(анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование) 5 класс «Простое осложненное предложение». Задание: Заполните таблицу, показывающую сходства и различия обращений и вводных слов. (В таблице может быть готова только первая колонка, либо это будет таблица с пропусками) 5 класс «Роль тропов в художественном тексте» Задание: Прочитайте поэтическую зарисовку Эммы Мошковской и опишите картину, возникшую в вашем воображении. Во второй колонке таблицы попробуйте передать содержание стихотворения, не используя изобразительно-выразительных средств. Объясните, что изменилось. 5 класс «Деление лексики на группы в зависимости от употребления слов в разных стилях речи». Задание: Заполните пропуски в данной таблице синонимами 5 класс «Способы объяснения лексического значения слова» Задание: Сравните, как описан один и тот же предмет в толковом словаре и в тексте загадки. Попробуйте дополнить таблицу собственными примерами. Определите, какие средства выразительности используются в текстах загадок. 6 класс «Имя прилагательное в словосочетании и предложении» Задание: Спишите, располагая синонимы в порядке возрастания признака.
6 класс «Непостоянные признаки глагола» Задание: Какие орфографические правила иллюстрируют данные схемы? Укажите формы глагола. Запишите по два примера. 6 класс «Текст как единое целое» Задание: Послушайте стихотворение Марины Бородицкой, определите его главную мысль и подберите соответствующий заголовок. Сравните выбранный заголовок с названием стихотворения – «Рыбкин телевизор». Какое из названий, по-вашему, более ярко отражает его главную мысль? Объясните, почему вы так считаете.
6 класс «Морфологические признаки глагола» Задание: Заполните примерами из текста таблицу: Сделайте вывод, как связаны вид и время глагола.
Задание: Соотнесите причины(1-4) и следствия(а-г) следующих явлений:
а) Ь после шипящих б) буква И после ц в) буква Е в безударном окончании г) буква И в безударном окончании (ответы: 1в, 2а, 3б, 4г)
Задание: Распределите слова по принципу возрастания количества звуков в слове: яблоня, жечь, сиять, кисть. (можно предложить составить серию из своих слов)
Задание: Распределите имена существительные по колонкам таблицы, продумайте, сколько должно быть колонок. Планетарий, Никита, знамя, площадь, путь, пальто, леди, племя, дерево, символ, идея, заря, верность, Сочи, шоссе, семя. ( 5 колонок, потому что существительные 1, 2,3 склонения, разносклоняемые и несклоняемые)
В слове БЕ…ЧУВСТВЕННЫЙ пишется …, потому что … В слове МОЛЧИШ… пишется …, потому что … В слове Ц…ПЛЕНОК пишется …, потому что … В слове Ч…РСТВЫЙ пишется …, потому что …
Задание: Составь предложение. Возьмите определение из предложения: Моя мама – врач. Подлежащее из предложения: Хорошая книга – праздник. Сказуемое из предложения: Над долиной лежит туман. Обстоятельство из предложения: На полке скопилась пыль.
Задание: Составьте свод правил о переносе слов, используя следующие примеры.
Вывод: 1. Буквы Ь, Ъ, Й от предшествующих букв не отделяются. 2. Нельзя переносить или оставлять на строке одну букву, даже если она образует слог. 3. Нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву и нельзя отрывать от корня первую согласную букву. 4. При переносе слов с удвоенными согласными одна буква оставляется на строке, другая переносится. Использованная литература.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены