РАЗРАБОТКИ
|
Методическая работа базовой (опорной) школы - ключевое звено в совершенствовании профессионального мастерства сельского учителяАвтор: Королёва Ирина Николаевна Новая школа – это… Конечно же, школа, ориентированная на будущее, школа, в которой создаются условия для развития каждого ребенка, школа, отвечающая современным тенденциям: глобализации, гуманизации, информатизации, интеграции… Но далеко не каждая сельская школа сегодня может формировать у выпускников такие компетенции, которые бы обеспечили им успешность и востребованность в профессиональной деятельности, психологический комфорт в личной жизни, умения существовать в постоянно изменяющихся условиях. Кроме того ситуация усугубляется демографическим спадом, ведущим к сокращению контингента учащихся. Анализ данных демографического спада и прогноз численности учащихся приводят к необходимости проводить реструктуризацию образовательных учреждений. Так на основании приказа департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области и распоряжением главы муниципального района с декабря 2007 года МОУ «Казинская СОШ» Валуйского района Белгородской области был присвоен статус опорной школы. Запросы у детей и их родителей разные: одним необходим высокий уровень обучения в школе, другим важна возможность найти занятие по душе вне уроков, третьи обращают внимание на уют, комфорт, но главная задача опорной школы на селе заключается в выравнивание условий для получения всеми обучающимися полноценного образования, в том числе путем реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения. В этой связи вопросы совершенствования методической работы в школе нового типа приобретают особое значение и актуальность, так как педагог-профессионал не может преподавать по шаблону, он самоопределяется и осознанно творит свою деятельность. Работая над методической темой «Пути повышения эффективности образовательного процесса в базовой (опорной) школе через внедрение инновационных форм, средств и методов педагогического воздействия» мы поставили следующие цели перед методической службой базовой (опорной) школы:
Для реализации поставленных целей мы разработали новую модель методической службы в опорной школе. Модель методической службы МОУ «Казинская СОШ» Планируя методическую работу, мы стремимся отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед базовой опорной школой. Все многообразные организационные формы межшкольной методической работы условно представляем в виде трех взаимосвязанных групп: Межшкольные формы методической работы
Групповые формы
Индивидуальные формы методической работы
Остановлюсь на некоторых формах методической работы более подробно. Во главе методической службы стоит межшкольный методический совет. Совет выполняет координацию методической работы в школах сетевого взаимодействия. В состав межшкольного методического совета входят руководители межшкольных МО и представители администрации школ сетевого взаимодействия. Заседания совета проводятся один раз в четверть. Регулирует все вопросы между базовой школой и образовательными учреждениями: МОУ «Казначеевская СОШ», МОУ «Старохуторская основная школа», МОУ «Тулянская основная школа» координационный совет. Руководители образовательных учреждений, входящие в его состав, после проведения самоанализа работы выявляют перечень проблем для обсуждения на заседаниях. Наиболее повторяющиеся проблемы выносятся на обсуждение. В структуру методической службы нового типа входит межшкольный педагогический совет, который осуществляет руководство методической и практической деятельностью педагогических коллективов и реализует поставленные задачи. Его целью является совершенствование форм, методов и содержания образования. Организуют межшкольный педагогический совет директор базовой школы, заместители директора по УВР и ВР, руководители межшкольных МО, опытные учителя школ сетевого взаимодействия. В 2008-2009 учебном году было проведено два заседания: «Система деятельности школьного сообщества по формированию модели выпускника I, II,III ступени», «Кардиограмма образовательной среды, или как нам организовать школу, содействующую здоровью». Значимую пользу в деле повышения научно- теоретического, практического уровня учителей приносят семинары. Они стали формой творческого содружества учителей школ сетевого взаимодействия. Пользу от семинаров получают все: молодые учатся на примере старших, старшие более глубоко осознают теоретические основы своего опыта. Совершенствованию мастерства учителей во многом способствуют межшкольные методические объединения учителей математики, физики и ИКТ; учителей русского языка и литературы; учителей истории и географии; учителей химии и биологии, а также начальных классов и воспитателей ГПД. Предметом внимания на заседаниях являются применение новых технологий в учебно-воспитательном процессе, анализ ЗУН учащихся по итогам проведенных срезов и контрольных работ, подготовка к ЕГЭ и ГИА, ознакомление с передовым педагогическим опытом и т.д. В межшкольных методических объединениях применяются практические активные методы. Для решения проблемы подготовки учителя, обладающего ИКТ-компетентностью, на базе современно оснащенного компьютерного класса организуются постоянно действующие компьютерные экспресс - курсы «Современный учитель: оптимизация работы» для учителей-предметников школ сетевого взаимодействия (например, осенние каникулы «Офисные технологии в образовательном процессе»; зимние каникулы «Интернет - в системе образования»; весенние каникулы «Создание и использование презентаций в учебно-воспитательном процессе») Результатом работы на курсах стали созданные учителями цифровые образовательные ресурсы, которые они в дальнейшем применят при проведении уроков и внеклассных мероприятий. Информационные технологии становятся базой современного образования. Но они эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними критериями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса. Практическая работа над этой темой включает в себя проведение открытых уроков, мастер - классов, семинаров и т.д. в мультимедийном центре, созданном компанией БелгородЭнерго. Центр оборудован новейшей аудио и видео техникой, акустической системой, электронными пособиями и учебниками по всем предметам учебного плана. Одной из форм совершенствования квалификации учителей школ сетевого взаимодействия, стали заседания школы передового педагогического опыта. На базе школы прошли муниципальные заседания учителей истории, иностранного языка, православной культуры. Еще одна форма повышения мастерства учителей это индивидуальные и групповые консультации. Они признаны оказать дифференцированную помощь педагогам в разрешении конкретных трудностей, с которыми они встречаются в повседневной практике. Групповые консультации проводятся по тематическому плану, который составляется на основе изучения запросов учителей и уровня их методической подготовки. Для их проведения мы привлекаем членов межшкольного методического совета. Наиболее эффективными консультации-практикумы становятся тогда, когда группа учителей посещают урок, на котором консультант или учитель показывает, как практически решить то, что является темой консультации. Содержание индивидуальных консультаций у нас не регламентируется планом, оно определяется только запросами самих учителей, и методика их проведения -дело творческое, зависящее от ведущего её. Работа в базовой опорной школе, достижения высокой результативности требуют от учителей не только хороших знаний, но и практических умений, педагогических навыков. Поэтому ежегодно в школе организуются творческие группы учителей. Проблемы, над которыми они работают, выбираются исходя из задач педагогических коллективов. Видим в этой форме организации одну из перспективных эффективных форм методической работы. В этом году работала творческая группа по проблеме « Профильное обучение в старших классах МОУ «Казинская СОШ»; учителя-математики школ сетевого взаимодействия в течение всего учебного года работали над темой «Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике». Жизнь убеждает, что без использования передового педагогического опыта немыслимы сколько-нибудь заметное повышение научного и методического уровня преподавания, рост профессионального мастерства учителя. В своей практике изучения и обобщения лучшего опыта мы исходи из того, что необходима его постоянная пропаганда, убеждающая учителя следовать примеру лучших, увлекающая, заинтересовывающая. И повышение педагогического мастерства, и распространение передового педагогического опыта невозможны без систематического самообразования учителя. Очевидно, что заставить заниматься самообразованием нельзя, да и не оправдала бы себя такая мера. Мы стремимся к тому, чтобы в каждой школе была создана атмосфера подлинной заинтересованности в собственном творческом росте. Педагогический коллектив МОУ «Казинская СОШ» активно включён в процесс модернизации российского образования. Его творческий потенциал (1обладатель президентского гранта в рамках национального проекта «Образование», 2 Заслуженных учителя РФ, 3 Почетных работника общего образования РФ, 5 Отличников народного просвещения) позволил организовать в школе экспериментальную работу по теме: «Отработка сетевых моделей профильного обучения в образовательном учреждении». Но все же многим учителям импонирует, что мы не бросаемся оголтело в любые новации, не отказываемся от добрых традиций, в школе достигнут разумный баланс старого и нового, повседневной рутины и педагогического творчества. Вероятно, поэтому в школу продолжают приезжать гости и наши учителя охотно делятся своим опытом и достижениями с коллегами района. Ежегодно на базе МОУ «Казинская СОШ» проводятся районные семинары: учителей математики, физкультуры, технологии, начальных классов, иностранного языка, директоров общеобразовательных учреждений района. И в заключении хотелось бы сказать, что педагогическое мастерство, проявляясь ежедневно, ежеминутно, часто внешне незаметно, имеет дело с самым дорогим материалом - детьми, формируя в них человека. «Если золотых дел мастер испортил золото, - писал А.В.Луначарский, - золото можно перелить. Если портят драгоценные камни, они идут на брак, но и самый большой брильянт не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть или огромное преступление, или огромная без вины вина. Над этим материалом нужно работать четко, заранее определивши, что ты хочешь сделать из него». Поэтому задача всей системы методической работы в базовой (опорной) школе на современном этапе - устранить последствия педагогического несовершенства учителя, сформировать и развить неповторимость его педагогического стиля.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены