РАЗРАБОТКИ
|
Теория развития критического мышления как средство формирование УУД в современной начальной школеИ.В. Болтаевская Аннотация Статья посвящена теории развития критического мышления как одному из средств формирование УУД в современной начальной школе, которая вносит новые формы обучения младшеклассников. Показано, что формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Используя технологию РКМЧП, учителя отмечают стремление учеников принять более активное участие в учебном процессе, дети больше внимания уделяют подготовке к уроку, появляется уверенность в своих творческих возможностях, не боятся брать ответственность на себя, способны делать выводы. Ключевые слова: Теория развития критического мышления Учащиеся начальной школы должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность, выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Цель ФГОС НОО – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий и достижение новых уровней развития личности учащихся). Важнейшим инструментом формирования УУД могут и должны стать современные образовательные технологии. Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Достоинство технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям , ориентированным на развитие ученика и учителя в ее открытости, авторы технологии при ее создании опирались на современные методические приемы, разработки, используемые другими технологиями и подходами – дискуссионные, игровые технологии, ТРИЗ, модели рефлексивного письма; разнообразные методические приемы, развивающие интеллектуальные, коммуникативные умения учащихся. Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия). Концепция стандартов второго поколения пополняет известную терминологию «знания», «умения», «навыки», «компетенции» (основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий и достижение новых уровней развития личности учащихся и предлагает новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных) действий, которые закладываются в школе, действий, обеспечивающих способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Критическое мышление - это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. «Критическое мышление»- это новый взгляд на урок. Эта технология даёт освоение нового способа познания. Уроки, поcтроенные в данной технологии, побуждают детей самих задавать вопросы и активизирует к поиску ответа. Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Что же даёт технология критического мышления дает ученикам:
И учителю:
Технология развития критического мышления – надпредметная, проникающая, она применима в любых программах и предмете. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Технологические этапы урока 1 фаза Вызов Задачи: пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации; помочь учащимся самим определить направление в изучении темы. На этой этапе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова используются рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры 2 фаза Осмысление Задачи: помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотносить старые знания с новыми. 3 фаза Рефлексия Рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий
Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно. Использование методов и приёмов технологии критического мышления у младших школьников на уроке:
Дети находятся в активной позиции, получают удовольствие от своей работы. Учитель видит интерес детей и хорошие результаты их работы. Поэтому считаем, что развитие логического мышления с помощью приёмов критического мышления актуально и его необходимо использовать в работе с младшим школьником. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний. Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.Используя технологию РКМЧП, учителя отмечают стремление учеников принять более активное участие в учебном процессе, дети больше внимания уделяют подготовке к уроку, появляется уверенность в своих творческих возможностях, не боятся брать ответственность на себя, способны делать выводы. Литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены