РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Групповая работа как прием развития критического мышления

В современном мире для того чтобы воспитать конкурентно способную личность, необходимо двигаться вперед, применять новые подходы к обучению. Как сделать, чтобы уроки были емкими и увлекательными, познавательными в плане содержания? Как повысить мотивацию обучающихся? Как привить им любовь к математике? Как увлечь их математикой? Необходимо изменить подход к бучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам обучающийся. Применение технологии критического мышления позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Только в процессе определенной учебной деятельности могут быть сформированы универсальные учебные действия. Необходимо создать новые условия для такой деятельности, изменив сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является и ориентация на развитие способности обучающегося к самообразованию, сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Поэтому сегодня важно не столько дать обучающемуся как можно большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружит таким важным умением, как умение учиться, появляется так называемый «компетентностный» подход к обучению.
Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.

Как можно определить критическое мышление?

Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие:

  • Критическое мышление есть мышление самостоятельное;
  • Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;
  • Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знания создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически;
  • Критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
  • Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.

Технология критического мышления, как и новые стандарты, должна научить обучающихся:

  • Организации своей деятельности;
  • Пониманию себя и пониманию других;
  • Умению мыслить;
  • Формированию и отстаиванию своей точки зрения;
  • Партнерские отношения;
  • Умения сотрудничать;
  • Гибкости мышления;
  • Умению слушать;
  • Мобильности;
  • Способности оценивать свои действия. Рефлексии.

В своей статье я хочу остановиться на групповой работе как приеме развития критического мышления. Психологами давно доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Именно эти возможности предоставляет обучающимся на уроке преподавателем групповая работа. Формирование групповой общности начинаю с разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и так далее. Обучающимся предлагаю кратко ответить на вопросы: «Что ты ждешь от урока?», «Что тебе уже известно по данной теме?». Для создания нужной ауры хорошо помогает правильный выбор эпиграфа к уроку. В конце урока обязательно провожу элементы рефлексии, прошу закончить предложения: «Сегодня на уроке…», «Работа в группе мне…», «Хочется пожелать, чтобы…» и т.д.

Во время групповой работы я контролирую ход работы в группе, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы, в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе. В такой деятельности очень важным является психологический фактор: надо, чтобы обучающиеся видели в преподавателе надежного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам преподавателя и естественно верили в свои силы, в возможность достижения своих лучших результатов. При первичном закреплении, т.е. при отработке основных понятий, учебных умений и навыков, использую работу в парах. Характер такой деятельности - репродуктивный. Использую пары постоянного и переменного состава, динамические и статистические.

На этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик – учитель», использую карточки – задания. В паре каждый играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. На работу отводится 10 минут. В это время я осуществляю включенный контроль, т.е. слушаю ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оцениваю их, помогаю ученику, выполняющему в данный момент функцию преподавателя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оцениваю не только отвечающего, но и качественную работу «преподавателя». Положительным моментом такой работы является то, что половина обучающихся группы одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, развивают коммуникативные навыки, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность: высказать свое мнение и быть услышанным.

Перечислю небольшой ряд приемов, которыми я пользуюсь в своей работе: «Корзина» идей, понятий, имен…», «Учебный мозговой штурм», « Кубик» и т д.

Что дает технология развития критического мышления преподавателю?

  • Умение создать в группе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
  • Возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность.

Технологические приемы критического мышления с одной стороны позволяет работать более профессионально, а с другой – делает процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным. Познавательная активность обучающихся на уроках математики зависит от уровня критического мышления.

Список литературы:
1. Гузеев,В.В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления [Текст] / В.В.Гузеев / /Педагогические технологии. - №2. – 2006.С.16-21.
2. Бустром, Р. Развитие критического мышления [Текст]/ Р. Бустром.-М.: Издательство, «ИОО», 2000.
3. Государственные стандарты общего образования. [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.scool.edu.ru/dok_edu.asp
4. Интернет-источники. Сайт Министерства образования и науки РФ.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены