РАЗРАБОТКИ
|
К вопросу о развитии физических качеств у детей 5-6 летВ настоящее время проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей выдвигается в число приоритетных. Об этом свидетельствует и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором отмечается необходимость «формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств…» [6]. Как показал анализ образовательной области «Физическое развитие», сегодня рекомендуется особое внимание уделять «развитию таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений…» [6]. Следовательно, оптимальное развитие физических качеств является одной из основных задач физического воспитания детей в дошкольной образовательной организации. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать деятельность детей по развитию двигательных умений и навыков, по развитию физических качеств именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем полноценное физическое развитие. Физические качества, как отмечает Э. Я. Степаненкова – это совокупность свойств организма, обеспечивающих ему возможность осуществлять активную двигательную деятельность [3]. В дошкольном возрасте они формируются и развиваются в разных видах двигательной деятельности. Наилучшие условия для развития устанавливаются в том случае, если величина физических нагрузок соответствует функциональным возможностям растущего организма ребенка каждого возрастного периода. Ссылаясь на мнение ученых Н.Н. Кожухова отмечает, что развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков подчинены следующим закономерностям:
По мнению Г. В. Ильиной, основными средствами развития физических качеств должны стать физические упражнения и подвижные игры, сочетание различных форм физкультурной деятельности с познавательной, музыкальной, художественно-эстетической деятельностью [2]. Показателями успешности работы по развитию силы, ловкости, выносливости, гибкости, быстроты являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешное развитие в дошкольной организации. Целенаправленное педагогическое воздействие на развитие какого-либо физического качества у детей дошкольного возраста оказывает влияние и на другие качества. Исследователи отмечают, что у детей в силу их возрастных особенностей по преимуществу развиваются быстрота и ловкость. Такие качества, как сила, выносливость, гибкость, имеют относительный характер и развиваются в связи с физическим развитием ребенка и усложнением его двигательной деятельности [4]. Рассматривая быстроту, исследователи характеризуют ее как способность выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки [3]. Наибольшие темпы прироста быстроты отмечают у детей обоего пола в возрасте от 4 до 5 лет. Этот возраст следует считать сенситивным для развития данного физического качества [7]. Для развития быстроты Н. Н. Кожухова предлагает использовать упражнения выполняемые с ускорением, на скорость, с изменением темпа; скоростно-силовые упражнения; упражнения в размахивании, кружении, бросании и толкании легких предметов. Также автор рекомендует использовать бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках, положения стоя спиной к основному направлению, положения лежа на животе или спине), подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения [5]. Характеризуя ловкость, Э. Я. Степаненкова отмечает, что ученые В. С. Фарфель, Л. П. Матвеев, Л. Б. Кофман и др. определяют ее как способность быстро овладевать новыми движениями, иначе – способностью быстро обучаться, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки [3]. Одному человеку, легче удается развить в себе телесную ловкость, другой лучше приспособлен к развитию ручной ловкости. Ловкость накапливается с двигательным опытом», отмечает Н. А. Бернштейн [1]. Развитию ловкости у детей дошкольного возраста способствуют:
Как считают специалисты, ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества. Развивая ловкость, быстроту у детей 5-6 лет в условиях дошкольной образовательной организации необходимо учитывать эмоциональное отношение ребенка к предлагаемым двигательным заданиям, поддерживающее любознательность и творчество [2]. Воздействуя на одно из качеств, мы будем развивать и другие качества – физические и личностные. Литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены