РАЗРАБОТКИ
|
Развитие физических качеств детей в современном образованииРазвитие физических качеств детей в современном образовании.
Автор: Всестороннее физическое воспитание является одной из важнейших задач всего нашего общества. Формирование в процессе занятий физической культурой и спортом крепкого здоровья, сильной воли, высокой работоспособности и активности является основой для интеллектуального развития и физического совершенствования человека. Особенно актуальным является развитие двигательных качеств, они определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека. Применительно к физической культуре используют термин «физические качества». Развитие физических качеств с самого раннего возраста является залогом здоровья на всем протяжении жизни человека. Основными физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ловкость (координация), выносливость другие. Тактическое значение имеет развитие всех физических качеств, так как развитие одного из них определенным образом влияет на развитие другого. Поэтому занятия должны быть комплексными и последовательными, с применением различных упражнений. Только тогда при совершенствовании физических качеств формируются разнообразные двигательные навыки. Быстрота рассматривается в теории физического воспитания как «комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции». Быстрота определяется скоростью двигательной реакции, отдельных движений, частотой неоднократно повторяющихся движений. Быстрота развивается в процессе обучения детей основным движениям. По данным Е.Н. Вавиловой, для развития скоростных качеств следует использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальной темпе на коротких дистанциях с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с предложенным темпом. В занятиях и игровой деятельности используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, сидя на корточках, стоя на одном колене и другие). Развитию быстроты способствуют и подвижные игры. В них выполняя задания на скорость по сигналу, ребенок может и самостоятельно изменять характер движения, его быстроту в зависимости от изменения ситуации (например, действие водящего при ловле, догонялках и т.д.). Правильная двигательная реакция ребенка будет определяться умением быстро воспринимать направление и скорость движущегося предмета (игра «Ловишки») с учетом расстояния и глазомерных оценок. Все это позволяет ребенку правильно ориентироваться в изменяющейся обстановке. Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться). Развитие ловкости происходит на основе пластичности нервной системы, способности ощущения и восприятия собственных движений и окружающей обстановки. У ребенка развитие ловкости связано с развитием координации движений, умением согласованно, последовательно выполнять движения. Ловкость является необходимым компонентом любого движения (бег, прыжок, метание, лазанье и т.д.). Сила – это способность в процессе двигательных действий преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. В воспитании детей дошкольного возраста учитываются возрастные особенности их организма – незавершенность развития нервной системы, слабость мышц, преобладание тонуса мышц - сгибателей. Поэтому упражнения на постепенное развитие силы должны быть направлены на укрепление основных мышечных групп и выпрямление позвоночника (ОРУ). Тщательный отбор динамических упражнений должен предусматривать кратковременное скоростно-силовое напряжение (различные упражнения в беге, метаниях, прыжках, а также лазанье по вертикальной и наклонной лестнице), определяемое «возможности опорно-двигательного аппарата, преимущественным развитием крупных мышечных групп, хорошей реакцией сердечно-сосудистой системы детей на кратковременные скоростно-силовые нагрузки» (Е.Н. Вавилова). Для развития силы я применяю следующие упражнения: *Упражнения для рук плечевого пояса (отжимание, в упоре лежа, усложненные варианты отжиманий, в упоре лежа – в замедленном темпе, на широко разведенных руках; *Упражнения для туловища и рук (и.п. лежа на животе – быстро сесть, группируясь, и спокойно вернуться в и.п.; сеть - поднимая ноги в угол; поднять прямые ноги до касания пола носками за головой; скрестные движения ногами и другие).*Упражнения для ног – прыжки на скакалке и различные виды приседаний. Выносливость – это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов (А.Н. Крестовников). В дошкольном возрасте энергетические ресурсы организма расходуются на возрастное развитие, поэтому, слишком большая нагрузка может повредить процессом роста. У ребенка следует постепенно развивать общую выносливость, т.е. выносливость к продолжительной работе умеренной интенсивности, повышающей функцию основных систем организма. Различные виды деятельности вызывают различное утомление – умственное, сенсорное, эмоциональное, физическое. Дети дошкольного возраста обладают большими возможностями в проявлении общей выносливости. Уровень развития этого качества у детей зависит от возраста, пола и степени подготовленности. Основной формой развития выносливости у детей дошкольного возраста являются систематические занятия на свежем воздухе, главное содержание которых составляют 2-3 подвижные игры (например, «Хитрая лиса», «Ловишки» и другие). В этих играх половина времени уделяется бегу, чередующемуся с ходьбой, ОРУ, лазаньем и метанием. Для развития силовой выносливости я применяю следующие упражнения: *Упражнения для рук плечевого пояса (сгибание и разгибание рук, движения прямыми руками вы всех направлениях с гантелями или амортизаторами) отжимание, в упоре лежа, подтягивание на мине перекладине в хвате обычным и широким способом (с отягощением; *Упражнения для ног и туловища (глубокое приседание – с гантелями; прогибание – лежа на животе, на полу, на стене; поднимание ног в висе на гимнастической стенке – согнутых, выпрямленных до положения угла, до касания перекладины; *Статические упражнения – в эту группу входят висы, стойки и другие положения, для удержания которых требуются значительные напряжения. Развитие скоростной выносливости: упражнения этой направленности выполняют в быстром или максимально быстром темпе до утомления с резиновыми амортизаторами, гантелями, на гимнастической стенке, перекладине, без предметов и другие. Гибкость – это морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев, способность выполнять движение с большей амплитудой. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок. Это качество необходимо развивать с самого раннего возраста с 3-4 лет. Учитывая, что у дошкольников опорно-двигательный аппарат, особенно позвоночник, отличается пластичностью, следует на физкультурных занятиях и на утренней гимнастике ограничиться ОРУ (с предметами и без них). Объем и интенсивность упражнений на развитие гибкости должны увеличиваться постепенно (особенно на развитие гибкости позвоночника). Для развития гибкости я применяю следующие упражнения: *Упражнения для развития подвижности в плечевых суставах (маховые и круговые движения согнутыми руками, прямыми руками); * Упражнения для развития подвижности в тазобедренных суставах (глубокое покачивание в выпаде вперед, махи ногами вперед, в стороны, назад); *Упражнения для развития гибкости позвоночника (наклоны в стороны, повороты в стороны, наклоны вперед их выполнение позволяет оценивать гибкость детей, наклоны назад, круговые движения плечами и другие). Также упражнения на гибкость следует чередовать с упражнениями для развития силы, не забывая, что чрезмерное увлечение гибкостью ослабляет мышцы, а силовыми упражнениями – отрицательно сказывается на амплитуде движения. Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, отрицательные психические факторы и утомление ухудшают показатели этого качества. Прыгучесть – это свойство человека высоко и быстро прыгать. Оно связано с силой мышц нижних конечностей и быстротой их сокращений. Качество прыгучести – необходимое условие для хорошей координации движений, для быстроты переключения от одного дела к другому, для прикладных навыков в жизни каждого человека. Для развития этого качества применяют следующие упражнения: прыжки через скакалку, прыжки в длину с места, прыжки высоту с места, прыжки на одной ноге, на двух ногах, с продвижением вперед, доставание предметов, подвешенных на различной высоте и многие другие. Умение выполнять все эти упражнения является профилактикой плоскостопия, подвывиха голеностопного и коленного суставов. Активные, целенаправленные занятия по развитию физических качеств ускоряют и качественно изменяют процесс развития всех систем организма. Воздействие на одно из физических качеств оказывает влияние и на остальные. Характер и величина этого влияния зависят от особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности обучаемого. Следует учитывать, что высшая степень проявления одного из физических качеств может быть достигнута лишь при определенной степени развития остальных.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены