РАЗРАБОТКИ
|
Туристско-краеведческая деятельность как основа формирования познавательного интереса на уроках географии и во внеурочное времяУчебная работа в классе не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся по изучению своего края. Раньше был такой учебный предмет «География Башкортостана». Он преподавался в 9 классе. Авторами учебника были Хисматов М.Ф. и Сухов В.П. –преподаватели БГПУ им. Акмуллы. Сухов В.П. так же был автором первоначального курса школьной географии за 6 класс. Принцип детерминизма: изучение объекта от частного к общему, от простого к сложному красной нитью проходил через его учебник. Но к нашему великому сожалению теперь на изучение родного края вышестоящие чиновники времени не отводят. Как можно изучить Волгу -матушку не зная родной Агидели, природу Дальнего Востока, не зная особенностей природы родного Башкортостана. Уплотняя курс физической географии за 8 класс и экономической географии за 9 класс я стараюсь на уроках выделить время на изучение природы и экономики родного края и удовлетворить познавательные интересы школьников, используя разнообразные формы туристско-краеведческой деятельности. Основные направления деятельности, по которым я работаю: экскурсионно-краеведческая (исследовательская) и туристическая. В ходе исследовательских работ учащиеся собирают огромный краеведческий материал, с большим интересом изучают историю своей малой родины, узнают многое о знаменитых людях - выходцах из деревни Якупово, о воинах- интернационалистах, знакомятся с историей жизни старожилов, ходят по святым местам, интересуются тайнами древних камней Ташмечети и Байсуры, о которых ходит много легенд, а так же с насущными проблемами своей деревни. Члены кружка «Юный Турист» провели исследовательские работы на темы: «Улицы села рассказывают», «Моя деревня - моя малая Родина», «Наследники славы земли Караидельской», «Ушедшие в бессмертие», «Моя родная колыбель -Караидель», «Прекрасное рядом». При изучении и сборе краеведческого материала у обучающихся - краеведов вырабатывается прочное умение наблюдать, собирать и обрабатывать накопленные материалы в виде статистических данных, альбомов, карт. В нашей школе работает объединение «Юный Турист» по образовательной программе дополнительного образования детей. На теоретических занятиях я рассказываю о воспитательной роли туризма, туристических возможностях родного края, о ее природных особенностях, знакомимся с организацией туристского быта, занимаемся краеведением, изучаем историю района. На практических занятиях отрабатываем туристскую технику, ориентирование, учимся оказывать первую медицинскую помощь в полевых условиях. Краеведение стало не только важным средством обучения и воспитания, но и широкой ареной для применения полученных знаний и умений на практике. Существует два основных направления по географическому краеведению в школе. Первое направление обязательное географо-краеведческая работа как условие для успешного выполнения образовательной программы, второе направление работы - внеклассное краеведение. Исходя из опыта работы школ можно сделать следующий вывод: программное краеведение по географии, в котором участвовали бы все школьники выполняется не повсеместно, но не вооружив всех учащихся определенным минимумом краеведческих знаний нельзя успешно осуществить краеведческий принцип в обучении, значит эти два направления должны действовать совместно, «идти рука об руку». В настоящее время в школах больше внимания уделяется внеклассному краеведению. Как же я использую краеведческий материал на уроках географии? При изучении темы «План и карта» привлекается план села Якупово или Старого Акбуляка. Дети рассказывают в каком направлении вытянуты улицы нашего села. На плане учащиеся отмечают, где расположены школа, ферма, клуб, котельная и т.д. Каждому учащемуся в классе предлагается определить, где находится на плане его дом, охарактеризовать по плану путь от школы до своего дома, назвать объекты, встречающиеся на пути. Обычно все дети хотят рассказать о своем пути по плану. Они не только характеризуют путь, но и измеряют расстояние. Перед ними возникают образы живых, известных им ориентиров. После такой работы они хорошо ориентируются на любой топографической карте. Изучение темы «Воды суши» начинается с просмотра отчетов учащихся об экскурсии, проведенной осенью. Учащиеся на основе непосредственных наблюдений рассказывают, что в нашей местности имеются озера-старицы. Затем записывают данные характеристики озера: длину, ширину, среднюю и максимальную глубину, описывают озеро как природно - территориальный комплекс, в то же время углубляются знания учащихся об истории происхождения названия озера. При изучении темы «Поверхностные воды» я задаю вопрос: «В какой океан или море несет свои воды наша река Байкинка?» Сначала дети не задумываясь отвечают, а потом выясняется Байкинка относится к Арало- Каспийскому бессточному бассейну. При изучении темы «Рельеф» я также обращаюсь к местному материалу, совершенствуем топонимику. Более активно используется краеведческий материал при изучении темы «Погода и климат». У нас ученики ведут календарь погоды. При определении среднемесячной температуры, составлении «розы ветров» мы используем данные наблюдений. Особое внимание уделяю на своих уроках к вопросам преобразования природы человеком. Использование краеведческого материала на уроке способствует разрядке обстановки в классе, дети оживляются, загораются глазки, начинают дискутировать, у них вспыхивает интерес к изучаемому предмету. Туризм и краеведение являются сейчас действенным средством всестороннего развития личности ребенка, средством связи школы с жизнью, стимулом развитию в учащихся чувства собственного достоинства, гордости за свою страну и малую родину.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены