РАЗРАБОТКИ
|
Формирование читательской грамотности на уроках географииЧтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности[1]. Читательская грамотность (или встречающееся еще одно понятие «фоловерская осведомленность») является метапредметным умением, так как чтение и понимание учебных текстов, умение получать информацию с текста, осмысливать её и применять для решения различных учебных и практических задач нужны для обучения на каждом учебном предмете. Поэтому на формирование читательской грамотности должны быть направлены усилия каждого учителя-предметника, в том числе и учителя географии[16]. Понятие «читательская грамотность» появилось в контексте международного исследования PISA, которое направлено на оценку способности 15-летних учащихся применять полученные в школе знания и умения в различных ситуациях. В рамках исследования PISA оцениваются читательская, математическая и естественнонаучная грамотность. В соответствии с исследованиями PISA читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность включает: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне, а желаемый уровень понимания зависит от задачи, которую ставит перед собой читатель. Говоря о читательской грамотности, можно подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей[1]. В проводимых международных исследованиях PISA принято диагностировать три уровня читательской грамотности:
Первое читательское умение: найти и извлечь информацию из текста, предполагает концентрацию читателя на отдельных фрагментах информации текста. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста. Второе умение: интегрировать и интерпретировать прочитанное, предполагает, что читатель соединяет отдельные части текста, связывает их друг с другом и истолковывает. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Третье читательское умение: осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Все три уровня читательских умений тесно взаимосвязаны, они востребованы при выполнении разных учебных заданий[2].. Примеры заданий трех уровней читательской грамотности: Задание первого уровня читательского умения: Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Вопросы:
Задание второго уровня читательского умения: Прочитайте текст «Глобальное потепление: гималайские горы готовят смертельный удар» и ответьте на вопросы.
Пояснение: Ученикам предстоит извлечь из текста информацию, которая напрямую не сообщается в тексте. Для этого необходимо суметь отличить главное от второстепенного, установить имеющиеся в тексте взаимосвязи (пространственные, временные, родовые, видовые, причинно- следственные), разобраться в информации, которая содержит противоречия или неоднозначную оценку, осмыслить подтекст. Все эти умения необходимы для целостного понимания текста[3][4] [5]. Задание третьего уровня читательского умения: Прочитайте текст «Глобальное потепление: гималайские горы готовят смертельный удар» и ответьте на вопрос.
Пояснение: предполагает осмысление и оценивание прочитанного с опорой на знания, опыт, собственные убеждения. Умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нем информацию особенно востребовано при чтении электронных сообщений. Чтобы ответить на кажущийся не слишком сложный вопрос, необходимо, во-первых, выявить, какова эта оценка, какие аргументы используются для ее подтверждения, т.е. необходимо точно определить «чужую» точку зрения. («Если это произойдет, то последствия будут самыми плачевными…») Во-вторых, следует сформулировать собственную точку зрения и постараться ее аргументировать. Все три читательских умения тесно взаимосвязаны, поэтому все они востребованы при выполнении учебных заданий. Для формирования читательской грамотности обучающихся необходимо им предлагать специальные учебные задания, направленные на обучение умению:
Существуют различные виды чтения:
На уроках географии работа ведется как со сплошными (без визуальных изображений), так и с и несплошными текстами (с визуальными изображениями). К сплошным текстам относятся: описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция. К несплошным: графики, диаграммы, статистические таблицы, карты, картосхемы[6]. Для формирования читательской грамотности по географии, целесообразно применять виды учебной деятельности, связанные с формированием у детей умений:
Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче ОГЭ, ЕГЭ и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить[13][14] [15]. Их только надо уметь найти. Влияние циклонов на погоду в Москве Циклоны представляют собой гигантские атмосферные вихри с ____(А) давлением в центре. Прохождение циклонов является одним из основных факторов, определяющих характер погоды в столице России в любое время года. С циклонами бывает связана преимущественно ________(Б) погода, при этом в зимнее время приходящие с Атлантики циклоны приносят ________(В) и сильные снегопады. Список слов (словосочетаний): Для правильного выполнения текстовых заданий такого типа учителю необходимо уделять внимание работе с терминами, с понятийным аппаратом. Тема: Реки России. 8 класс (в упрощенном виде можно использовать в 6 классе) Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания. Река Лена – течет в Восточной Сибири России. Исток реки Лены находится в 10 км к западу от озера Байкал на высоте 1470 м. Течет с юга – запада на северо-восток, а после г. Якутска на север. Впадает в море Лаптевых, бассейн Северного Ледовитого океана. Длина реки Лена составляет 4400 км, площадь бассейна – 2 490 000 км2. Верхнее течение реки Лены – от истока до устья реки Витим, протяженностью 1470 км, среднее течение – от реки Витим до устья реки Витим до устья реки Алдан, длиной 1415 и нижнее течение – устья Алдана до впадения в море Лаптевых, протяженностью 1515 км. Годовой сток равен 515,6 км2. Основное питание у реки талые снеговые и дождевые воды. Для Лены характерны весеннее половодье, несколько довольно высоких паводков летом и низкая осенне-зимняя межень. Ледоходу нередко сопровождается ледовыми заторами и отличается большой мощью. 1.1. На основе данных, приведенных в тексте, сделайте необходимые расчеты и заполните таблицу «Гидрографические характеристики реки». 1.2. На контурной карте подпишите названия четырех объектов гидрографии: Лена, Витим, Алдан, море Лаптевых. К статистическим материалам как правило, относятся графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных. К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие:
Тема: Население России. 8 класс Численность населения Оренбургской области Используя данные таблицы, определите насколько человек сократилась численность населения в Оренбургской области в 2015 году. Используя данные таблицы, постройте график изменения численности населения в Оренбургской области. Как ты считаешь, изменится ли существенно численность населения Оренбуржья в ближайшие годы? С чем это может быть связано? Чтобы формировать читательскую грамотность обучающихся, учитель географии должен освоить технологию конструирования подобных заданий. Упражнение на дополнение (приём работы, основанный на отрывке текста или незаконченных предложениях, которые нужно закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста). Исправление (определение и корректировка содержательных нарушений в тексте): В состав Центральной России входят: Центрально-Чернозёмный, Волго-Вятский, Северо-Западный, Поволжский районы. Центральная Россия богата природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь, торф. Район специализируется на наукоёмком машиностроении, на производстве черных металлов. В Центральном районе преобладает Сопоставление, нахождение сходств и различий (сравнение двух и более объектов). Перекодирование информации (перенос информации из одной формы представления в другую, например, текст-схема). Мозаика (разделение текста для чтения на части, после ознакомления с определённой частью информации, учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста). Составление списка (перечисление объектов, связанных с определённой темой). Множественный выбор (выбор правильного ответа из предложенных вариантов). Викторина – опрос – соревнование (участники отвечают на фактические вопросы по содержанию). Логические цепочки (после текста обучающимся предлагается построить события в логической последовательности). Синквейн (синтез материала, изложение материала в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях). экспорт, уголь, Западная Сибирь, дорогие тарифы, энергия Солнца, энергия ветра. Наиболее эффективными при работе с картой можно считать следующие приемы: «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. «Верно, неверно». «Географический диктант с ошибками» Работа с контурными картами. Смоделируй текст на контурную карту. Установи соответствие. Например:
Самостоятельное создание и оформление текста Составление схем, рисунков, таблиц на основе анализа текста. Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала. Например:
Задание: Прочитайте текст учебника и заполните таблицу: Природная зона Влажные экваториальные леса Саванна Тропические Пустыни
Прием «Дополни текст». Например: 1.Рельеф - это… 2. Две основные формы рельефа – это горы и …. 3. Горы по высоте делятся на 3 группы – низкие (500-1000м),…………(1000- 2000м), ……. (2000-5000). На физической карте горы показаны …………. 4.Равнины по высоте делят на низменности(0-200м), ………(200-500м), ………. (свыше 500метров). На физической карте равнины показаны…….. Творческие задания. После изучения темы «Природные зоны» (Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида) даю обучающимся творческое задание составить рассказ «Один день в гилее», «Один день в Сахаре». Ребята, используя знания о природе материка, об особенностях природной зоны, составляют рассказ, который сопровождают рисунком. Еще одной формой творческого задания является составление «Памятки туристу, отправляющемуся в путешествие в Австралию» (аналогично по другим материкам). Также обучающимся нравится составление рекламных буклетов по достопримечательностям регионов России, мира, по регионам России[8][9] [11]. По мере работы с текстом учебника учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно осваивать разные приемы работы с информацией, а это способствует достижению результатов: предметных, метапредметных и личностных. Процесс обучения смысловому чтению является сложной по своей структуре деятельностью. Поэтому учителям нужно развивать и расширять потенциал обучающихся и свой собственный. Залогом успеха в этой деятельности может стать овладение стратегией смыслового чтения. Также при формировании читательской грамотности средствами учебного предмета география необходимо учитывать современные тенденции. Современный доступ к текстовой информации перемещается от печатных источников на экраны компьютеров и смартфонов. Компьютерные электронные тексты требуют от читателей иных стратегий чтения, связаны с работой с гипертекстом, множеством текстов. Необходимым становится умение использовать информацию из разных предметных областей, умение эффективного поиска нужной информации в различных источниках[14] [15]. Итак, работа с текстом – основа педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо, однако, и при традиционном обучении можно организовать систематическую работу с учебным текстом на каждом уроке и, благодаря великому множеству форм такой работы, сделать так, чтобы это не наскучило ни ученикам, ни учителю. Список литературы:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Популярные разработки
Презентация к урокам алгебры "Функция у=x^n" 9 класс Разговоры о важном «День матери» Презентация к уроку литературы "Изучение повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»" 10 класс Разговоры о важном «Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню цирка)» Учимся решать задачи "Парообразование и конденсация" Физика - 8 класс В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены