РАЗРАБОТКИ
|
Читательская грамотность на уроках литературы в основной школе в свете обновленного ФГОС ОООУчитель русского языка и литературы Требования обновленного стандарта 2021 года таковы, что теперь наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность и есть тот уровень знаний, умений и навыков, который обеспечивает нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA. Исследование PISA-2018 показало, что проблемы, которые в разной степени испытывают подростки всех стран, связаны с ключевой составляющей функциональной грамотности - читательской грамотностью. Под грамотностью чтения понимается способность человека к осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Термин «грамотность чтения» в исследованиях имеет широкий смысл, под которым подразумевается не столько техника чтения, сколько способность ученика использовать чтение как средство приобретения новых знаний. Данная работа включает в себя технологические карты смыслового чтения текстов различной функциональности, задачи и диагностический материал. Подобные задания позволяют выстроить систему работы с текстом как с метапредметным познавательным объектом. «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно». Для формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках литературы уместно использовать технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом :
I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает: 1. Постановку цели чтения: знакомство с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению. 2. Определение характера текста:
3. Просмотр заголовка текста 4. Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора Стратегии предтекстовой деятельности: Приём «Рассечение вопроса» Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Предлагается ученикам 5 класса прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в рассказе И.А. Бунина «Лапти». Прием «Верите ли вы, что…» Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста. Также подготовиться к восприятию текста можно с помощью следующих приёмов:
II этап. Работа с текстом во время чтения Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения. Стратегии текстовой деятельности (во время чтения). Приём «Дерево предсказаний» Использовать после первой или второй остановки приём «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами. Задание 1: Прочитайте русскую народную сказку «Журавль и цапля». Докажите, что это сказка.
______________________Присказка Прочитайте названия событий, происходящих в сказке. Варианты выполнения задания: самостоятельно, в паре, под руководством учителя.
Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать работу школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Так, например, можно предложить детям вспомнить пословицы, которые содержали бы в себе главную мысль сказки. Приём работы с пословицами - логическо – поисковое задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки. III этап. Работа с текстом после чтения Стратегии послетекстовой деятельности Третий этап тоже может быть вариативным:
Результаты можно использовать для устных обсуждений, пересказа текста, письменных работ по содержанию текста — сделать обзор, описание героя, исторического события, доказать утверждение, сравнить объекты или события и т.д. Можно продолжить работу с терминами и ключевыми словами, например, составить глоссарий по данной теме или плакат с терминами. Можно использовать ролевые игры, если текст предполагает различных героев, события и разные взгляды на эти события. Для художественных текстов хорошо использовать творческие задания — рисунки с цитатами, инсценировки (при этом ученики могут продумать некий доступный реквизит, нарисовать какие-то элементы, или вы заранее можете подготовить необходимый реквизит и маски для учеников). Приемы «Чтение с остановками», «Синквейн», «Мозговой штурм», «Написание творческих работ», «Логическая цепочка» «Тонкие и толстые вопросы». Также для формирования читательской грамотности можно использовать комплексные виды работ: Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать аналог сказки. Подготовка к составлению сказки. Заполнение таблицы.
Придумай свою сказку, заполни таблицу.
Самостоятельное заполнение всей таблицы.
Работа 1 Дождевые приметы Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые. обложные, грибные, спорые, полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливные). С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, ласточки летают низко, дым припадает к земле, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – всё это приметы дождя. А незадолго перед дождём… слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились. (К.Г. Паустовский)
Работа 2 1. Прочитай. Напиши название. Моя мама – артистка. Она не только работает в театре, но и выступает по радио и по телевизору. Однажды её театр был в Иркутске. Каждый день мама выступала на концертах или была занята в театре. Она очень устала, и папа сказал, что ей нужно отдохнуть. Папа купил маме путёвку в дом отдыха на юг. Она отдыхала на юге месяц. Папа и я жили в Москве одни. Папа покупал в магазине мясо, хлеб, овощи и готовил обед. Я помогал ему. Вечером я готовил уроки, потом мы смотрели телевизор или играли в шахматы. Воскресенье мы проводили очень весело. Мы ходили на стадион и с удовольствием смотрели футбол. Папа любит футбол, и я тоже люблю, а мама не любит. Когда мама была дома, мы смотрели футбол только по телевизору. Месяц кончился очень скоро. «Завтра приедет мама», – сказал мне папа. Мы приготовили вкусный обед, купили цветы. И вот мама приехала. Она была очень рада, и мы тоже были рады. Но как теперь футбол? Мама не любит футбол, а воскресенье мы всегда проводим вместе. Каждый день я думал: «Скоро воскресенье, пойдём мы на футбол или нет?» В воскресенье, когда мы обедали, я ничего не ел. Задание 1. Выберите подходящие по смыслу глаголы и вставьте их вместо точек.
Задание 2. Скажите по-другому, используя материал текста.
Задание 3. Прочитайте предложения и скажите, соответствуют ли они содержанию текста.
Задание 4. Отметь иллюстрацию, на которой изображена игра в футбол. Приложение 2. Роль личного навигатора в процессе чтения и перечитывания графические организаторы представлены в виде уже готовых бланков с четко сформулированными заданиями в соответствии с видом работ. Это могут быть шаблоны, неполные схемы (схемы, в которых часть информации присутствует, часть необходимо найти или вывести из уже имеющейся), списки ключевых слов, которые надо логически связать друг с другом, то есть такие задания, которые предполагают следование определённой стратегии при работе с материалом (биографией автора или художественным текстом), но оставляют пространство свободы для обучающегося (возможность выразить личное отношение, найти «точки схода» изучаемого текста и актуальных для подростка явлений жизни). На этапе изучения биографии писателя удобным инструментом становится шаблон биографии, позволяющий в рамках заданной структуры свободно выбирать факты, которые станут определяющими для описания жизненного пути писателя, и те, которые отойдут на второй план. В процессе такой работы подростки учатся находить «смысловые узлы», связывать факты жизни и творчества автора, выносить суждения о том, какие события (в том числе в стране и мире), особенности социального статуса, личные переживания могут или должны стать основой специфики создаваемого писателем художественного мира. Итогом погружения в биографию становится выбор «кредо» или ключевой цитаты, наиболее полно отражающей, по мнению обучающегося, внутренний мир, идеи, образ мыслей писателя. Заполненный шаблон становится примером живого диалога писателя и школьника – биография перестаёт быть сухой сводкой информации и превращается в отобранный в соответствии с собственными устремлениями обучающегося материал (прожитый, присвоенный). Паспорт произведения – в некотором смысле ещё один шаблон, но уже для работы с художественным текстом. Это форма, объединяющая фактические данные о произведении (точные и объективные) и смысловую составляющую (вариативную, подлежащую интерпретации). Содержание заполненного паспорта у обучающихся будет похожим, но не идентичным. Важным преимуществом работы с паспортом является его универсальность. Мы снова можем выбирать любые формы работы на уроке: лекция учителя, беседа, самостоятельный поиск информации, комментированное чтение фрагментов произведения, подготовка индивидуальных докладов, работа с дополнительными источниками, анализ эпизода и т.д. Контроль заполнения паспорта удобно вести соответственно на каждом уроке по одному листу – от более общих тем к сути. Карта 1. Паспорт произведения «Горе от ума» А.С. Грибоедова Карта 2. Композиция и план Карта 3. Афоризмы Чацкого Карта 4. Идеологические споры в комедии Карта 5. Анализ эпизода Задание: оформите анализ эпизода в виде связного текста (место в композиции комедии и роль в произведении; приёмы, средства метод создания эффекта) Каждый лист паспорта – это этап освоения и присвоения чужого текста. Естественно, что основой для создания такого инструмента становится специфика изучаемого произведения, однако общие принципы его создания легко тиражируемы, а формат «рабочей тетради» позволяет акцентировать внимание обучающихся именно на тех фрагментах и деталях художественного текста, которые выполняют ведущую роль на уроке. Карта 6. Итоги
Примеры карт и заданий к некоторым другим произведениям : «Жизнь и творчество М.А. Булгакова» Задания, предложенные на картах № 7-8 позволяют расставить основные акценты при изучении биографии М.А. Булгакова в 9 классе, когда нам ещё не требуется углубляться в изучение данного исторического периода и специфику литературного процесса (этот материал обычно более полно изучается в старших классах). На данном этапе мы целенаправленно говорим о тех фактах, событиях, явлениях, которые будут иметь отношение к изучаемому тексту – повести «Собачье сердце». Соберите эту «мозаику», напишите связный текст о том, какие черты личности писателя, на ваш взгляд, отразились в рассмотренных фактах, ситуациях – создайте словесный портрет Булгакова-человека, Булгакова-писателя (какие темы его будут волновать? Что будет представлять ценность, что разочаровывать и т.п.?). Список литературы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Популярные разработки
Презентация к урокам алгебры "Функция у=x^n" 9 класс Разговоры о важном «День матери» Презентация к уроку литературы "Изучение повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»" 10 класс Разговоры о важном «Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню цирка)» Учимся решать задачи "Парообразование и конденсация" Физика - 8 класс В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Рекомендации родителям: "Как выучить стихотворение с ребенком" Подготовительный класс и школа Гимнастика для глаз как один из видов здоровьесбережения дошкольников Эффективные пути педагогического руководства воспитанием школьников в семье. Дополнительные способы стимуляции речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены