РАЗРАБОТКИ
|
Использование кейс-технологии на уроках географииКейс-технология — это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное его предназначение — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, научиться работать с информацией. Кейс активизирует учащихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями. Образование, на современном этапе развития общества призвано формировать личность, активную по отношению к миру, владеющую технологиями бесконфликтного общения с различными субъектами социального взаимодействия, навыками сотрудничества, умениями анализировать различные жизненные ситуации. Одним из способов оптимизации социального взаимодействия является Кейс – метод. Кейс-метод позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса, активизировать аналитическую и рефлексивную деятельность обучающихся, способствует развитию исследовательских и проектировочных умений, развивает коммуникативные способности, умение работать в команде, применять на практике теоретический материал, а это не что иное, как компетентностный системно-деятельностный подход к построению учебного процесса. Ученик перестает быть объектом обучения, и занимает активную позицию в образовательном процессе, а учитель становится консультантом или наставником. Особенно удачно применение данного метода при изучении социально-экономической географии, где содержание постоянно обновляется, что дает ученикам возможность проводить сравнительный анализ ситуации. Например: Урок по теме " Агропромышленный комплекс России." Кейс. Агропромышленный комплекс России. Одна из важнейших задач, стоящих перед агропромышленным комплексом – обеспечение страны собственным продовольствием. Сейчас Россия обеспечивает себя растительным маслом на 58%, сахаром на 42%, фруктами и ягодами на 28%, овощами и бахчевыми на 50%, хлебом на 80%, молочными и мясными продуктами на 50-58%. Один из главных недостатков сельского хозяйства России – большие потери продукции при уборке и хранении: до 30% зерна, 50% картофеля, 20% льна и т.д. Собранная продукция плохо перерабатывается. Из 1 т. сырья пищевой продукции получают на 20-30% меньше, чем в развитых странах. Не используется 50% субпродуктов и обезжиренного молока, 93% крови. Всё это следствие недостаточного финансирования перерабатывающих отраслей. В России соотношение вложений в них и сельское хозяйство составляет 1:10. А в США – 1,24:1. Очень слабо развита пищевая промышленность Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока. Важнейшая задача сельского хозяйства – развитие различных форм собственности на селе. Доля частного сектора за последние годы увеличилась до 40%. Однако она слишком мала, для того, чтобы компенсировать снижение производства в колхозах и совхозах. Быть фермером в России сложно: из 100 фермерских хозяйств выживает -48. Только наличие различных форм хозяйствования может решить проблему повышения производительности труда в отечественном сельском хозяйстве. От решения проблем, накопившихся в АПК, зависит здоровье и уровень жизни Россиян. Калорийность питания российского населения постоянно снижается. По этому показателю (2600ккал в день) Россия сравнялась с развивающимися странами. Очень велик соблазн ввозить многие продукты из-за рубежа, поскольку они дешевле отечественных продуктов. Но важно помнить: все развитые страны мира. Прежде всего, поддерживают своё сельскохозяйственное производство, даже если оно дороже зарубежного. Вопросы к кейсу.
Работа учащихся над кейсом включает следующие этапы: критическое осмысление информации, выявление проблемы для решения; анализ, ориентирующий на выявление причин проблемы; поиск идей, направленных на решение проблемы, или разработка плана действий. Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение. Эту цель с успехом решает технология модерации. Технология модерации предполагает определённые этапы - фазы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы:
Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании Кейс-метода обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:
Для организации эффективного взаимодействия обучающихся, я формирую малые группы, в которых в дальнейшем происходит основная работа. В каждой группе выбирается модератор, который является организатором групповой работы, он поддерживает группу, организуя разумное, целенаправленное поведение в ней. Его задача: содействовать, координировать, направлять, поддерживать, сопровождать командную, групповую работу. Каждая группа работает с кейсом в следующей последовательности: а) обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе; Составляя кейс, следует помнить, что хороший кейс:
Наиболее распространёнными методами кейс – технологии является ситуационный анализ и его разновидности, которые применяю на своих уроках:
Использование метода ситуационного анализа переносит акцент с овладения готовым знанием на выработку определённых навыков, сотворчество учителя и ученика. Его принципиальное отличие от традиционных методик – демократия в процессе обучения знания, когда каждый учащийся по сути дела равноправен с другими школьниками и преподавателями в процессе обсуждения проблемы. Применяемый на уроках случай выбираю согласно требованиям:
Самый распространённый метод ситуационного анализа – традиционный анализ конкретной ситуации – это глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации. Несомненным достоинством этого метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей учащихся, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования. Следующий метод, который использую на уроках – ситуационное упражнение (задача) заключается в том, что обучаемому предлагается текст с подробным описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Например, учащимся даю задание выработать свою стратегию решения демографической проблемы в России. При этом предлагаю решения, принятые правительством страны, и они должны либо согласиться с ними, но при этом доказать их правомерность, либо добавить свои решения проблемы. При использовании этого метода больше внимания уделяется индивидуальному подходу к проблеме или её решению, чем групповому. Ситуационные задачи предлагаю также с использованием проблем настоящего и будущего времени, например:
Другая разновидность метода, который я использую – метод кейс-стади или учебных конкретных ситуаций заключается в том, что ученики, ознакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему. Представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими обучающими. При использовании данного метода, составляю кейсы с применением научных, публицистических, учебных текстов (материалов газет, журналов, информации из Интернета и др.). Ссылки на источники.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены