РАЗРАБОТКИ
|
Развитие познавательных способностей через лингвистический анализ текстаКондря Ирина Николаевна Уроки русского языка и литературы - это уроки творчества. На них реализуются такие важные задачи, как развитие способностей творческого мышления, воображения, коммуникативной компетенции; обучение свободному сочинительству на лингвистической основе; воспитание языкового чутья, наблюдательности, бережного отношения к языковой культуре. Реализация этих задач возможна при лингвистическом анализе текста. Лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов художественного произведения, раскрытие значения различных элементов языка с целью полного и ясного понимания текста. Это самый важный уровень анализа. Слова создают смысловую основу текста, в них заложены образно-чувственные, эмоционально-оценочные и стилистические значения. В поэтической речи образно-чувственные представления, как правило, актуализируются, и слово становится носителем микрообраза. При анализе художественной литературы эстетически и стилистически важны синтаксический уровень и связанные с ним ритм и интонация. Те или иные синтаксические конструкции, доминирующие в тексте, выражают особенности индивидуального стиля писателя. То лаконичное, расчлененное, то аналитически сложное строение речи органически связанное системой художественного мышления автора произведения, с его способом познания и отражения мира. Для выявления стилистической значимости синтаксического строя произведения показателен такой лингвистический эксперимент: нарушается синтаксическое построение текста, и в результате этого разрушается стиль писателя при полном сохранении понятийного содержания. На этом же уровне анализируются и фигуры, являющиеся одним из основных средств создания образности текста. Морфологический уровень анализа предполагает «чтение по частям речи» (Гаспаров М.Л.). При таком подходе к образной структуре произведения выделяются три группы слов:
Далее исследователь интерпретирует частеречный словарь данного текста, обращая особое внимание на специфическое или преимущественное использование какой-либо части речи в качестве образно-выразительного средства. Фонетический уровень включает рассмотрение изобразительно-выразительных возможностей звуков. Особенно значим анализ этого уровняв поэзии. Звуки, повторяясь в одном или нескольких стихах, способствует усилению ассоциаций между словами, оттеняют наиболее важные образы, поддерживают определенную тему. С помощью звуков передается настроение писателя, создается благозвучие текста, рисуются целые звуковые картины. Много внимания в поэзии уделяется особенностям акустического построения слогов, фонетических слов и фраз, ассонансу и аллитерации, которые способствуют созданию красоты и выразительности речи. С фонетическим уровнем тесно связан метрический уровень. При анализе метроритмической структуры стихотворения следует обратить внимание на то, что смена размера, разностопность, стиховой перенос, резкое нарушение построчного количества ударений, употребление редкой ритмической формы – все это может свидетельствовать о наличии ритмического и смыслового курсива, о стремлении поэта сосредоточить внимание читателя именно на этом слове, этой строке или строфе. Таким образом, формирование таких жизненно важных умений, как:
Использование анализа текста позволяет реализовать воспитательные возможности предмета «Русский язык», способствует формированию духовных и нравственных качеств, мировоззрения школьников, становлению их гражданского сознания, приобщения к отечественной и мировой культуре. В процессе лингвистического анализа текста происходит активизация логико-познавательных сторон деятельности учащихся, развитие их способности самостоятельно анализировать факты и делать выводы. Лингвистический анализ текста заставляет иначе воспринимать окружающую жизнь, слово, книгу, культуру. Обращаясь к лингвистическому анализу, задача учителя заключается в следующем:
Глубина понимания текста существенно зависит от понимания того, как текст создан и какую функцию выполняет каждая его «деталь». Глубине восприятия текста способствуют знания, уже имеющиеся у учащихся. Значит, если это необходимо, перед знакомством с текстом, его анализом необходимо расширить кругозор школьников по теме текста и в связи с ней. Поэтому современный лингвистический анализ включает в себя и литературоведческий анализ – изучение литературного произведения в качестве исторического факта, - и стилистический – изучение приёмов индивидуально-авторского использования языковых средств. В зависимости от языкового материала произведения и поставленных задач сформулированные цели, объекты, принципы лингвистического анализа художественного текста предполагают различные методы и приёмы его проведения. Существует достаточно много вариантов анализа стихотворного и прозаического произведений. Каждый учитель вправе выбирать свой путь к «сердцу» текста, поэтому лингвистический анализ не может проводиться всеми по какой-то одной схеме. На своих уроках я часто использую как лингвистический, так и комплексный (филологический) анализ текста. Особенно важно, я считаю, применять лингвистический анализ текста при изучении лирики. Т.К. стихи труднее для восприятия учащихся и требуют тщательных усилий учителя для создания «установки» на чтение. Я предлагаю учащимся следующий план:
Я считаю, что это наиболее оптимальный план для работы с лирическим произведением, как для учеников 5 класса, так и для старшего звена. Приведу пример анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», выполненный ученицей 7 класса. В лирике М.Ю.Лермонтова самой главной темой была тема одиночества, т.к. поэт рано стал сиротой, в его душе зародилось это чувство. Стихотворение было написано в 1832 году. По жанру это лирическое стихотворение, т.е. элегия - ярко звучит тема одиночества. Стихотворение можно разделить на 3 композиционные части. В первой части под символом паруса автор подразумевает отдельно живого человека, который покинул свой родной край. Во второй части автор описывает душевное состояние лирического героя, его внутренний мир. «Увы, он счастия не ищет В последней части автор более ярко и образно подчеркивает уже существующее душевное состояние «А он, мятежный, просит бури, В данном стихотворении парус является символом одиночества. Для выражения состояния, страданий лирического героя, автор использует художественно-выразительные средства: для того, чтобы увидеть сущность данного образа, более ярко, выразительно показать одиночество, автор использует сравнение. Но сравнение не явно выражено, а имеет подтекст: под парусом подразумевается человек, который находится в одиночестве. Для выразительности, образности, яркости речи, автор использует эпитеты (луч золотой, парус одинокий, море голубое.) «Что ищет он в стране далекой? Повтор придает стихотворению мелодичность, создает эмоциональную напряженность. Для конкретности, образности автор использует риторические вопросы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Риторические вопросы автор задает к природе, к самому себе. Они помогают задуматься над ответом, понять душевное состояние лирического героя. Поэт использует психологический параллелизм – под символом паруса-человек, под символом моря - общество. Все художественно-выразительные средства направлены на раскрытие идеи стихотворения. Идея: показать что человек (парус) может испытать одиночество, тоску и, как тяжело ему может быть в огромном мире (море). Таким образом, средствами лингвистического анализа текста формируются речевые умения и навыки.Формирование речевых умений и навыков составляют основу следующих видов компетенций:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены