РАЗРАБОТКИ
|
Самоанализ занятия как показатель уровня профессионализма педагогаСекисова Елена Владимировна Социально-экономические, социально-культурные, образовательные реформы России ведут к большим изменениям в системе отечественного дополнительного образования. Как подчёркивается в Концепции развития дополнительного образования детей, «именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности» [1, с.3]. Поэтому актуализируется проблема повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. На основании Положения о посещении учебных занятий педагогических работников МАУДО «ДПШ», согласно срокам, указанным в утверждаемых ежемесячно директором Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска» графиках посещения занятий, методистами Учебного отдела регулярно проводятся посещения занятий педагогов. Основными целями посещения занятий являются:
По результатам посещения занятий, а также изучения карт самоанализа педагогов методистами заполняются экспертные карты анализа учебных занятий, выявляются профессиональные дефициты и проводятся дальнейшие консультации, ориентированные на профессиональные потребности отдельно взятого педагога. Как правило, на занятиях в МАУДО «ДПШ» отмечаются благоприятный психологический климат, тёплый эмоциональный фон, взаимопонимание, контакт педагогов с детьми, успешное решение вопросов здоровьесбережения. Вместе с тем, выявляются общие проблемы, среди которых наиболее распространенной является анализ эффективности собственного занятия. Вместо содержательного самоанализа, как правило, педагоги пересказывают план и ход занятия. Исходя из опыта посещения занятий в качестве методиста Учебного отдела, хотелось бы отметить болевую точку педагогического самоанализа – грамотное целеполагание. Как правило, педагог испытывает затруднение в ясной, чёткой, лаконичной постановке цели занятия, нередко вместо цели звучит одна из задач, либо цель всей программы. Для устранения пробелов в данной области с педагогами проводятся тематические обучающие семинары, индивидуальные консультации. Вышесказанное свидетельствует об актуальности темы публикации «Самоанализ занятия как показатель уровня профессионализма педагога». По определению, данному Байковой Н.В., «самоанализ - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности» [2, с.13-14]. Анализ работы педагога дополнительного образования имеет следующие назначения: диагностическое; познавательное; преобразующее; самообразовательное. В настоящее время существуют следующие виды педагогического самоанализа:
Безусловно, каждый из приведённых выше видов анализа требует методической грамотности, умения осмысленно, обоснованно рассмотреть качество своей работы, что является неоспоримым условием профессионального роста специалиста любого профиля, в том числе и педагога дополнительного образования, служит мотивацией для повышения качества и результативности проведения учебных занятий, росту педагогического мастерства. Этот процесс не что иное, как показатель степени осмысления педагогом задач образования в целом, а не только целей и задач одного занятия. В помощь педагогам методистами МАУДО «ДПШ» была разработана карта самоанализа, которая охватывает основные направления деятельности педагога на занятии. Критерии данной карты могут послужить ориентиром для самостоятельного повседневного педагогического анализа и способствовать профессиональному развитию педагогов. При проведении самоанализа педагогу необходимо обдумать и принять во внимание следующие факторы: насколько удалось передать обучающимся место, важность и специфику занятия в общем предметном курсе; достигнуты ли поставленные цели, если нет, то в чем причина неудачи; какие задачи решались на занятии (образовательные, воспитательные, развивающие), была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь, какие задачи были главными, стержневыми, как учтены в задачах особенности группы; использован ли весь необходимый объем материала; какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия; степень усвоения обучающимися материала; организация работы обучающихся, степень их заинтересованности и активности; объективно ли оценивалась работа детей; какой была атмосфера на занятии с психологической точки зрения; как использовалась на занятиях учебная аудитория (иное пространство), какие средства обучения; собственная оценка эффективности примененных на занятии методов, форм и приемов. Эти параметры анализа помогут увидеть педагогам аспекты, которые нуждаются в коррекции и улучшении, также оперативный и регулярный самоанализ необходим для выстраивания системы взаимодействия «педагог-обучающиеся», что особенно важно в такой специфической сфере, как дополнительное образование. Принятые меры послужат росту компетенции и профессионализма преподавателя, а вместе с тем, и повышению качества обучения. Профессиональный рост любого преподавателя невозможен без умения непредвзято рассматривать собственную работу, самоанализ деятельности педагога дополнительного образования - это эффективный инструмент обнаружения недостатков в своей работе и выработки необходимой стратегии исправления ошибок. Анализ занятия как процесс осознания и самопознания формирует у педагога аналитические способности, развивает интерес, определяет необходимость изучения проблем обучения, повышает качество обучения. Грамотно проведенный самоанализ послужит стимулом к улучшению результативности практики и росту профессионализма. Особую важность проблема самоанализа педагогической деятельности приобретает на фоне недостаточного методического обеспечения образовательного процесса в дополнительном образовании при одновременном повышении требований к качеству образовательных услуг. Работа методиста по развитию у педагогов навыков самоанализа занятий предполагает решение ряда взаимосвязанных задач. Для этого необходимо:
Постоянная модернизация образования, в том числе и дополнительного, способствует накоплению профессиональных дефицитов и затруднений у педагогов, профессиональная деятельность требует постоянного деятельного самосовершенствования и самообновления, грамотный самоанализ, как способ самопознания, служит педагогу своеобразным лифтом для активного преображения посредством формирования и развития профессионально значимых знаний, умений и навыков, способностей и качеств личности, мотивации, рефлексивности, которые оказывают влияние на успешную педагогическую и творческую самореализацию. Литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены