РАЗРАБОТКИ
|
Самоанализ занятия как показатель уровня профессионализма педагогаСекисова Елена Владимировна Социально-экономические, социально-культурные, образовательные реформы России ведут к большим изменениям в системе отечественного дополнительного образования. Как подчёркивается в Концепции развития дополнительного образования детей, «именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности» [1, с.3]. Поэтому актуализируется проблема повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. На основании Положения о посещении учебных занятий педагогических работников МАУДО «ДПШ», согласно срокам, указанным в утверждаемых ежемесячно директором Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска» графиках посещения занятий, методистами Учебного отдела регулярно проводятся посещения занятий педагогов. Основными целями посещения занятий являются:
По результатам посещения занятий, а также изучения карт самоанализа педагогов методистами заполняются экспертные карты анализа учебных занятий, выявляются профессиональные дефициты и проводятся дальнейшие консультации, ориентированные на профессиональные потребности отдельно взятого педагога. Как правило, на занятиях в МАУДО «ДПШ» отмечаются благоприятный психологический климат, тёплый эмоциональный фон, взаимопонимание, контакт педагогов с детьми, успешное решение вопросов здоровьесбережения. Вместе с тем, выявляются общие проблемы, среди которых наиболее распространенной является анализ эффективности собственного занятия. Вместо содержательного самоанализа, как правило, педагоги пересказывают план и ход занятия. Исходя из опыта посещения занятий в качестве методиста Учебного отдела, хотелось бы отметить болевую точку педагогического самоанализа – грамотное целеполагание. Как правило, педагог испытывает затруднение в ясной, чёткой, лаконичной постановке цели занятия, нередко вместо цели звучит одна из задач, либо цель всей программы. Для устранения пробелов в данной области с педагогами проводятся тематические обучающие семинары, индивидуальные консультации. Вышесказанное свидетельствует об актуальности темы публикации «Самоанализ занятия как показатель уровня профессионализма педагога». По определению, данному Байковой Н.В., «самоанализ - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности» [2, с.13-14]. Анализ работы педагога дополнительного образования имеет следующие назначения: диагностическое; познавательное; преобразующее; самообразовательное. В настоящее время существуют следующие виды педагогического самоанализа:
Безусловно, каждый из приведённых выше видов анализа требует методической грамотности, умения осмысленно, обоснованно рассмотреть качество своей работы, что является неоспоримым условием профессионального роста специалиста любого профиля, в том числе и педагога дополнительного образования, служит мотивацией для повышения качества и результативности проведения учебных занятий, росту педагогического мастерства. Этот процесс не что иное, как показатель степени осмысления педагогом задач образования в целом, а не только целей и задач одного занятия. В помощь педагогам методистами МАУДО «ДПШ» была разработана карта самоанализа, которая охватывает основные направления деятельности педагога на занятии. Критерии данной карты могут послужить ориентиром для самостоятельного повседневного педагогического анализа и способствовать профессиональному развитию педагогов. При проведении самоанализа педагогу необходимо обдумать и принять во внимание следующие факторы: насколько удалось передать обучающимся место, важность и специфику занятия в общем предметном курсе; достигнуты ли поставленные цели, если нет, то в чем причина неудачи; какие задачи решались на занятии (образовательные, воспитательные, развивающие), была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь, какие задачи были главными, стержневыми, как учтены в задачах особенности группы; использован ли весь необходимый объем материала; какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия; степень усвоения обучающимися материала; организация работы обучающихся, степень их заинтересованности и активности; объективно ли оценивалась работа детей; какой была атмосфера на занятии с психологической точки зрения; как использовалась на занятиях учебная аудитория (иное пространство), какие средства обучения; собственная оценка эффективности примененных на занятии методов, форм и приемов. Эти параметры анализа помогут увидеть педагогам аспекты, которые нуждаются в коррекции и улучшении, также оперативный и регулярный самоанализ необходим для выстраивания системы взаимодействия «педагог-обучающиеся», что особенно важно в такой специфической сфере, как дополнительное образование. Принятые меры послужат росту компетенции и профессионализма преподавателя, а вместе с тем, и повышению качества обучения. Профессиональный рост любого преподавателя невозможен без умения непредвзято рассматривать собственную работу, самоанализ деятельности педагога дополнительного образования - это эффективный инструмент обнаружения недостатков в своей работе и выработки необходимой стратегии исправления ошибок. Анализ занятия как процесс осознания и самопознания формирует у педагога аналитические способности, развивает интерес, определяет необходимость изучения проблем обучения, повышает качество обучения. Грамотно проведенный самоанализ послужит стимулом к улучшению результативности практики и росту профессионализма. Особую важность проблема самоанализа педагогической деятельности приобретает на фоне недостаточного методического обеспечения образовательного процесса в дополнительном образовании при одновременном повышении требований к качеству образовательных услуг. Работа методиста по развитию у педагогов навыков самоанализа занятий предполагает решение ряда взаимосвязанных задач. Для этого необходимо:
Постоянная модернизация образования, в том числе и дополнительного, способствует накоплению профессиональных дефицитов и затруднений у педагогов, профессиональная деятельность требует постоянного деятельного самосовершенствования и самообновления, грамотный самоанализ, как способ самопознания, служит педагогу своеобразным лифтом для активного преображения посредством формирования и развития профессионально значимых знаний, умений и навыков, способностей и качеств личности, мотивации, рефлексивности, которые оказывают влияние на успешную педагогическую и творческую самореализацию. Литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
20 интересных фактов о школах в разных странах Сочинение ученика 11 класса «Этот мир многоязычен» Плюсы хорошего поведения в школе Как выбрать кружок для ребенка: Советы для родителей Польза утренней гимнастики для детей Использование нейропсихологического подхода на уроках русского языка Родителям
Статья для родителей "Когда папа рядом" Создание комфортных условий для приготовления домашних заданий Влияние игры на свирели на развитие младших школьников Психологические особенности и задачи развития в младшем подростковом возрасте Развитие познавательного интереса у детей в логопедической группе детского сада |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены