РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблемное обучение как фактор активизации профессиональной подготовки юного музыканта

Качество профессиональной подготовки юного музыканта во многом зависит от того, как построено обучение, на каких стратегических положениях и принципах оно базируется. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса, поэтому проблема разработки и выбора наиболее оптимальной методики обучения является актуальной для музыкальной педагогики.

В основе профессиональной подготовки юного музыканта лежат два компонента: музыкально-культурологический (теоретические знания о музыкальных стилях, формах и методах анализа в контексте художественной культуры и др.) и педагогический (моделирование ситуаций общения с детской аудиторией в условиях классной и внеклассной работы).

Педагог выстраивает определенную концепцию по дисциплине с учетом будущей профессиональной деятельности учащегося, а также профессионально-педагогической направленности обучения. В процессе обучения происходит вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, которая требует применения как специальных (музыкальных) знаний и умений, так и общепедагогических, а также, четкого осознания, когда, каким образом и для чего эти знания и умения могут быть применены (утверждается необходимость формирования готовности к системно-целостному восприятию действительности, к умению рефлексировать свою деятельность).

Рассмотрим один из аспектов организации процесса обучения, связанный с применением на фортепианных занятиях проблемно-поискового метода изучения музыкальных произведений. Изучение музыкальных произведений на фортепианных занятиях осуществляется в процессе творческой исполнительской деятельности. Главной задачей для исполнителя является полноценное художественное раскрытие образного содержания музыкального произведения, что подразумевает ясное представление о художественном образе, глубокое проникновение в интонационную сущность музыки, определение выразительных средств и использование необходимых исполнительских приемов. Перед исполнителем возникает проблемная ситуация определенной сложности: поиск и «открытие» смысла музыкального произведения, постижение закономерностей произведения посредством анализа, поиск методов, приемов и способов работы над музыкальной тканью и т.д.

Поскольку приоритетом в обучении музыке является осознание художественного образа произведения, то процесс обучения необходимо строить по принципу - от «внутреннего к внешнему», от художественного образа исполняемого произведения к техническим средствам его воплощения. Такая организация процесса обучения предполагает на первом этапе освоения музыкального произведения использование метода «проблемное изложение».

Это – беседы, раскрывающие многочисленные художественные проблемы, включающие установление образно-ассоциативных связей между изучаемым произведением и широким кругом явлений искусства. Они способствуют постижению художественного мира сочинения и его жизненного содержания, в них могут затрагиваться самые разнообразные вопросы: проблемы исполнительства, обсуждение прослушанных музыкальных произведений, размышления о музыке, сравнительный анализ, черты стиля композитора, особенности фортепианного письма, склада фактуры и т.п.

Эвристические беседы педагога, направляющие вопросы, словесные ассоциации, сравнения и сопоставления с другими произведениями способствуют возникновению интереса учащегося к произведению, установки на его познание и исполнение. Если исполнитель ясно представляет мысленный звуковой образ, его целостное звучание и все элементы фактуры, то каждая деталь этого образа диктует определенные исполнительские задачи и способы их решения. Это разрешает проблему соотношения художественного и технического в обучении и становлении будущего учителя музыки.

Метод проблемного изложения плавно переходит в частично-поисковый (эвристический) и исследовательский методы. Назначение частично-поискового метода заключается в организации активного поиска решения выдвинутых педагогом или самостоятельно сформулированных учащимся художественных задач.

Это - этап размышлений и совместной поисковой деятельности педагога и учащегося, в результате которого появляется исполнительский замысел, художественная идея, рабочая гипотеза или смысловая концепция музыкального произведения. Появившийся исполнительский замысел для своего воплощения требует слуховой и интеллектуальной активности исполнителя. В поле зрения педагога и учащегося оказывается широкий круг профессиональных вопросов – затрагиваются вопросы музыкально-исторического характера, разбирается тонально-гармонический план, интонационная сфера произведения. Это стадия углубленной работы, «вживание» в художественный образ, что требует целостного анализа музыкальной ткани произведения, осмысление его формы, структуры, интонационной основы, ладо-гармонического языка, темброво-динамических особенностей и т.д. Решение данных задач представляет значительную сложность и требует сознательных мыслительных действий исполнителя.

Основные музыкально-интеллектуальные действия (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстракция, обобщение и т. п.) однотипны с системой умственных действий, на овладение которой ориентирует проблемное обучение. Процесс мышления приобретает активный целенаправленный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самим обучаемым. В процессе поисковой, эвристической деятельности, путем наводящих сравнений показывая все новые содержательные пласты в постижении музыки, педагог «подводит» учащегося к самостоятельному решению проблемы, т.е. осознанию художественного образа.

Исследовательский метод обучения возможен в работе с самыми одаренными учащимися. От частично-поискового он отличается мерой самостоятельности и инициативы обучаемого. Создание обобщенного музыкального образа и его практическая реализация на инструменте, поисковая деятельность, работа над произведением осуществляется учащимся самостоятельно.

Таким образом, в ходе проблемно-поискового изучения музыкальных произведений активизируется самостоятельная деятельность учащихся, формируется и развивается интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная сферы, индивидуальные способности, происходит качественное изменение музыкально-познавательных действий обучающихся, что является показателем уровня развития профессионального сознания студентов.

Проблемно-поисковое изучение музыкальных произведений направлено на углубление взаимосвязей между дисциплинами, отраслями знаний; научных знаний с практикой, что обеспечивает целостность учебного процесса и является, на наш взгляд, важнейшим фактором активизации профессиональной подготовки юного музыканта.

Литература

  1. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Дис. докт. пед. наук. - М., 1986. - 442 с.
  2. Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. М., 1969.
  3. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1974.
  4. Немыкина И.Н. Содержание и функции обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя: Дис. докт. пед. наук. - М., 1997. - с. 292.
  5. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособ./под ред. Г.М.Цыпина. – М., «Академия», 2003.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены