РАЗРАБОТКИ
|
Методология литературного развития учащихся СПОХудожественная литература во все времена считается источником познания культуры народа, специфики развития и функционирования общества, а также средством формирования индивидуального взгляда на окружающий мир. Особую роль литература играет в образовании, а именно в учреждениях СПО. Это обусловлено спецификой периода становления личности студентов, развития их интеллектуальных и когнитивных способностей, выработки аксиологической системы и воспитания высокоморального человека. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует среднее профессиональное образование на популяризацию литературы как источника формирования личностных интересов, раскрытия склонностей и способностей обучающихся. Названные аспекты могут быть выделены и исследованы в соответствии с различными уровнями литературного развития студентов. Это позволяет использовать художественные произведения не только с целью эстетического воспитания и получения наслаждения от процесса чтения, но и с целью детальной поэтапной работы, направленной на раскрытие множества интеллектуальных возможностей студентов, необходимых в процессе получения образования, в том числе и по всем остальным предметам как в СПО, так и в высших учебных заведениях. Под литературным развитием обучающихся учреждений СПО принято понимать процесс, направленный на формирование специфических способов восприятия, трактовки художественных произведений, накопление читательского опыта в рамках всевозможных жанров и родов литературы. Период обучения в колледже подразумевает активизацию знакомства с различными учебниками, в связи с чем вопрос о литературном развитии становится наиболее актуальным. Примечателен тот факт, что литературное развитие осуществляется постепенно, проходя значимые для обучающихся этапы. В последующем данные этапы служат базой для формирования определенных уровней развития. На первом этапе литературного развития основной задачей студентов является обучение интуитивному, чувственному наблюдению. Названные способности актуализируются благодаря сопоставительному анализу, ассоциативному сравнению и некоторым другим методам, направленным на пробуждение памяти и предыдущих знаний и эмоций. Данные методы ориентированы не столько на решение конкретных аудиторных задач, сколько на развитие и обогащение творческого воображения учащихся, что необходимо на занятиях по литературе. Умение соотносить собственные эмоции, а также примеры из личной жизни с анализируемым произведением позволяет студенту выработать в себе целостную систему техник и приемов точной и разносторонней интерпретации текста. Второй этап литературного развития направлен на организацию константных умений и навыков в процессе трактовки произведения, чему сопутствует осознанное осмысление авторской позиции в соотношении со своими взглядами на картину мира. Данный этап актуализируется за счет включения в процесс обучения практических заданий, связанных с необходимостью анализировать текст, выделяя базовые содержательные компоненты и формулируя собственное мнение. Третий этап литературного развития представляет собой также интерес для любой сферы функционирования личности, поскольку выражает персональный речевой имидж человека. Постоянная работа с художественными произведениями высокого качества формирует у учащихся индивидуальную манеру мышления, эксплицируемую посредством словесных языковых единиц. Таким образом, у студентов формируются задатки уникального творческого стиля, что требует стабильной дальнейшей работы с целью его упрочения и закрепления. Указанный процесс, как правило, приводит к потребности не только знакомиться с чужими произведениями, но и создавать личные авторские работы. Понятие уровней литературного развития в силу специфики дисциплины тесно связано с уровнями восприятия учащимися художественных произведений. Стоит обратить внимание на то, что один и тот же этап работы по обучению литературе не обеспечивает и не гарантирует единого уровня восприятия текста всеми учащимися. Результат образовательного процесса во многом зависит от школьной подготовки, качества работы на аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также творческих способностей студентов [14, с. 56]. Для оценивания уровня восприятия учащимся произведения традиционно используется метод анализа текста путем постановки вопросов. Данный метод предполагает использование на уроках различных приемов, например:
Кроме того, проверка восприятия произведения может быть осуществлена при помощи таких методов, как словесная зарисовка литературного образа, изображение героев произведений, выделение и конспектирование ключевых микросюжетов и т.д. При этом работа студентов не должна подчиняться строгому контролю со стороны преподавателя, с целью сохранения у учащихся возможности самовыражения. Традиционно выделяется несколько основных уровней восприятия художественного произведения. Они соответствуют уровням литературного развития и демонстрируют степень подготовленности учащихся к работе над художественными текстами. Первый уровень называется фрагментарным. Он заключается в том, что внимание студентов сконцентрировано не на целостности общего содержания произведения, а на некоторых эпизодах. В связи с этим учащиеся не способны проводить параллели между различными микросюжетами и образами. При обсуждении наблюдается активная эмоциональная реакция, однако при этом она не всегда может получить точную вербальную формулировку. Творческое воображение не всегда получает активное развитие, поэтому запоминание для пересказа осуществляется на основе личных впечатлений из прошлого. Характеристика героев произведений зачастую неточна или ошибочна ввиду обрывочного восприятия текста и недостаточности читательского и жизненного опыта. Многократные возвраты к тексту даются сложно, поэтому ответы на вопросы преподавателя затрудняют аналитический процесс. Фрагментарный уровень свидетельствует о готовности студентов запоминать и обсуждать короткие отрывки с яркими персонажами, что не требует длительной концентрации внимания. Следующий уровень литературного развития – констатирующий. Учащиеся привыкают следить за собственными эмоциями, вызываемыми прочитанным текстом, и устанавливать причины их зарождения благодаря произведению. Однако этот процесс не всегда получает точную словесную формулировку за недостаточностью теоретической лексической базы и понимания тонких чувственных оттенков. Творческое воображение не всегда проявляется в полной мере, но позволяет детально пересказывать эпизоды с описанием определенных событий, внешности героев, их поведения и пр. Для ответов на вопросы преподавателя студентам не нужно перечитывать текст многократно, так как функции запоминания и воспроизведения действуют в более развернутом формате. Трудности вызывают необходимость определить позицию автора, авторская идея, не лежащая на поверхности, может быть не установлена. Констатирующий уровень направлен в большей степени на восприятие и анализ событий произведения. «Героический» уровень подразумевает подмену позиции читателя позицией героя. Это позволяет максимально точно передавать чувства персонажей, а также характеризовать собственное эмоциональное состояние. Творческое воображение студентов достигает высокого развития и проявляется в красочном описании персонажей и событий произведения. При концентрации внимания на героях учащиеся легко устанавливают причинно-следственные связи в их действиях, осознают лейтмотивы и способны формулировать личную позицию по отношению к тем или иным персонажам и действиям. При помощи наводящих вопросов справляются с задачей определения идейного замысла и авторской позиции. Дальнейший уровень автор именует идейным. На этом этапе качество восприятия текста позволяет анализировать не только содержание, но и форму произведения. Студенты с интересом перечитывают понравившиеся эпизоды и более детально их интерпретируют благодаря хорошо развитому творческому воображению. Учащиеся обращают внимание на формальные детали и идейные проблемы текста, охватывают тонкости позиции автора, при анализе ситуаций способны экстраполировать события на жизненный пласт за рамками литературы. Студенты на данном уровне развития могут самостоятельно определять ключевой конфликт текста, представителей различных сторон этого противостояния. Общее содержание соотносится с частными элементами, например, с названием, именами героев, конкретными поступками и т.д. Таким образом, процесс обучения литературе в учреждениях СПО направлен не только на формирование навыков анализа художественных произведений, но и на организацию целостной системы знаний и умений, позволяющих интерпретировать и анализировать тексты различных жанров и назначений. Литературное развитие обеспечивает обогащение творческой натуры, расширение кругозора студентов, знакомство с уникальными культурами и моральными ценностями. Углубленное восприятия текста способствует повышению качества понимания произведения, что в свою очередь позволяет учащимся в скором времени перейти на более высокий уровень литературного восприятия. Дифференциация уровней литературного развития помогает преподавателям выбирать адекватные методы работы и направлять подопечных в нужный аспект деятельности, а учащимся прививает устойчивый интерес к литературе.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены