РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование активных методов и технологий деятельностного типа в обучении на уроках музыки

Опыт работы учителя музыки Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Железногорска Курской области Богомазовой Ольги Александровны

«Великая цель образования – это не знания, а действия».
Г. Спенсер

Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения.

Цель моей работы: «Раскрытие способностей каждого ученика и воспитание современного успешного человека на уроках музыки».

Использование активных методов и технологий деятельностного типа в обучении для меня имеет приоритетное направление в образовательном процессе, потому как при использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного «запоминающего устройства» он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют мне на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.

К активным методам обучения можно отнести:

  • ИКТ;
  • игровые технологии;
  • кейс технология;
  • творческие задания;
  • проблемное обучение;
  • викторины;
  • интерактивная лекция;
  • ученик в роли учителя;
  • проектный метод.

Начнем с того, что термин «методы активного обучения» (метод происходит от греческого methodos - путь исследования), появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Термин используют для характеристики особой группы методов, используемых в системе обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов (эффекта группы, эффекта присутствия и других).

Но, хотелось бы подчеркнуть, что активными являются не методы и технологии (технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата), а активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне предопределённую деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Активные методы обучения это:

  • способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.
  • основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
  • совокупность путей, способов достижения целей.

Я более 10 лет работаю по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, которая как нельзя более соответствует выбранной мною деятельности. Потому как сущность активных методов заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей и имеет следующие особенности:

  • метод – это не сама деятельность, а способ её осуществления, это схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности, поэтому обязательно осознан;
  • метод должен обязательно соответствовать цели урока (занятия). Каждый метод имеет своё предметное содержание;
  • метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности.

При этом организация образовательного процесса, использующего активные методы обучения, опирается на ряд принципов:

  • индивидуализации,
  • гибкости,
  • сотрудничества.

Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные.

В условиях общеобразовательной школы и конкретно предмета «Искусство, музыка» я чаще всего использую групповые АМО условно объединяя их в три основных блока (по Ю.Н. Емельянову):

  • дискуссионные
  • игровые: дидактические и творческие игры
  • имитационные, базирующиеся на имитации деятельности.

Так, например, в дискуссии при изучении темы «Современный спектакль» (кейс-технология) обучающимся надо было придумать новый вид современного, интересного спектакля. Класс был разбит на 3 творческие группы, в которые должны были придумать тему спектакля, оформление, решить какая должна звучать музыка, будут ли танцевать, и петь актеры в спектакле, сделать афишу – сформировать кейс.

Командиры команд вынесли на решение созданной «экспертной комиссии» свои проекты. «Эксперты» приняли решение, что все команды пришли к одному мнению, что современные интересные спектакли с элементами шоу - это мюзиклы.

При правильной организации такие уроки проходят очень интересно и познавательно.

Технология разноуровневой дифференциации позволяет мне организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечивает усвоение всеми учениками содержание образовательного материала. Так, на бинарных уроках ИКТ и «Искусство», для обучающихся были созданы задания разного уровня, но в процессе урока сложный материал «кодирование информации» стал доступен и понятен всем, дети объясняли задание и помогали друг другу…

Не представляю себе работу без игровых технологий. В игре ребёнок получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила. Если ребёнку не интересно учиться, то и тут игра может прийти на помощь, потому, что это – мощное стимулирующее средство. Существует множество педагогических игр. Каждая игра имеет свои цели и задачи. Одни направлены на отдых детей, другие на закрепления приобретённых знаний, третье – на проверку смекалки и воле к победе. Некоторые игры помогают детям раскрепоститься, почувствовать свою значимость в коллективе. При проведении цикла занятий посвященных народным праздникам ученики с удовольствием мерялись силой, наряжали «Масленицу», исполняли роль добродушных хозяев, зазывали солнце, танцевали.

Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает ребенок в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил. Она уместна во многих случаях: если дети устали и им нужно отдохнуть, если расшалились и их нужно успокоить. На игровом уроке значительно повышается активность детей и снижается их утомляемость.

Хотелось бы также остановиться на такой форме работы с детьми как «ученик в роли учителя». Подобный метод я также активно применяю в своей практике. Ученик становится на время учителем для своих одноклассников или для детей помладше. Такой метод обучения способен действительно повысить усвариваемость учебного материала, если применять его правильно. Прежде всего, за разъяснение урока должен браться ученик, способный сам понять материал, владеющий определенными знаниями. Так, при изучении темы «Балет» урок проводит наша ученица – выпускница Школы искусств, дети занимающиеся танцами активно ей помогают.

Живое исполнение, балетных «па», вызывают неподдельный восторг у детей. Можно рассмотреть и потрогать балетную пачку, пуанты…

На своих уроках я всегда даю возможность показать свой талант и достижения детям, которые занимаются музыкой, танцами. Обязательно поясняя своим ученикам, что это большой труд, что без труда нельзя добиться успеха ни в одной профессии.

Моя деятельность, скорее всего, была бы невозможна без уютного, функционального, хорошо оснащённого методически и технически кабинета, наглядностей. Ученики всё могут рассмотреть, потрогать…

Активные методы обучения предполагают демократический стиль общения, я уважаю своих учеников и учу их уважению друг к другу, умению слушать других и достойно высказывать своё мнение, культуре поведения. Да… есть сложности… но, я четно представляю свою цель - «Раскрытие способностей каждого ученика и воспитание современного успешного человека на уроках музыки» и иду к ней.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены