РАЗРАБОТКИ
|
"За толщей веков" - постановка рук у младших школьников и дошкольников при игре на пианиноКак можно получить представление о жизни людей 100, 200 и даже 300 лет назад? Конечно, это возможно через знакомство с произведениями писателей, композиторов и художников той эпохи. Детям не всегда понятны сочинения Баха, Бетховена, Скарлатти, по форме резко отличающихся от музыки нашего времени. Теоретически им возможно постичь специфику этих произведений, но на практике для трансформации детского восприятия старинной музыки незаменимым подспорьем служат классические хиты в изложении для 1-2-го класса ДШИ. Однако, за инструментом их поджидают трудности, связанные с преодолением технических сложностей, возникающих от неподготовленности рук. Для преодоления этого предлагается набор популярных мелодий, на примере которых педагог имеет возможность отчетливо показать, что надо делать для постановки рук. Каждая пьеса имеет свои особенности, и их надо подметить и так поставить работу над техникой рук, чтобы трудные места проигрывались свободно, не задумываясь. В первую очередь – это знаменитая «Сицилиана» И.С. Баха. Трудность для исполнения составляет не текст, а фразировка. Сицилиана – это старинный танец, предположительно зародившийся на Сицилии. Ученик должен скрупулезно соблюдать все многочисленные оттенки, а также прослушивать конец каждой фразы, ибо именно здесь дети часто спешат завершить отрывок, при этом меняя темп. Печальная, причудливая мелодия развивается на легато, а это требует свободы рук и гибкости кисти. Можно посоветовать детям найти в интернете и послушать ее в исполнении Е. Кисина, что наверняка не оставит равнодушными слушателей всех возрастов. Вообще, разучивание пьес с детьми желательно предварять знакомством с их звучанием в профессиональном исполнении – хотя бы для того, чтобы более полно показать их красоту, и тем побудить детское стремление преодолеть трудности в освоении материала. «Утро» Э. Грига по силам для разбора ученику 1-го класса. Григ относится к композиторам-романтикам. «Утро» – это пьеса из сюиты «Пер Гюнт» в переложении для фортепиано. Следует рассказать ученику о сюжете этого произведения. Здесь важна работа над легато в правой руке, т.к. первая партия состоит из восьмитактовых фраз. Поэтому большую роль играет аппликатура. Названное сочинение можно разучивать во втором классе ДШИ, а также рекомендовать послушать ее в оркестровом исполнении. Следующая пьеса – «Марш» Ф. Шуберта: Ее ученик может исполнить в конце 1-го – начале 2-го класса. Это довольно известное произведение, часто исполняемое и ансамблем. В партии правой руки присутствуют разнообразные штрихи, а в левой – трехзвучные аккорды секстой, выполняющие роль аккомпанемента. У ученика должны быть большие руки, чтобы справиться с этой партией, поэтому «Марш» может играть не каждый ребенок. Можно посоветовать ему послушать эту пьесу в исполнении пианиста Н. Петрова. Вальс И. Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» не требует отдельного представления. Дети с удовольствием разучивают эту популярнейшую музыку; она вполне в духе детской подвижности и непосредственности. Трудность составляют двойные ноты в правой руке. Их нужно играть точными пальцами так, чтобы был слышен верхний голос. В свою очередь, партия левой руки довольно простая, она не требует отдельной работы. Темп вальса «живо», поэтому желательно сразу учить наизусть, чтобы ребенок «выигрался». Нельзя допускать перегруженности звучания, делая акцент на третью долю, что бывает довольно часто. И. Гайдн – 2 часть одной из многочисленных симфоний. Ее простая мелодия близка и понятна детскому восприятию и ее можно рекомендовать для исполнения в конце 1-го класса на академическом концерте. Правая рука играет свою партию на стаккато. Ученик должен владеть этим приемом. Исполнение требует различных динамических оттенков, поэтому работа на уроке идет в этом направлении. Р. Вагнер – мастер мелодичности. В его опере «Кольцо Нибелунгов» есть очень известное место –хор, который по силам для исполнения ребенку уже в середине 1-го класса. Эти строки на слуху у всех, поэтому не требуют особой интерпретации. Работа в основном сводится к ритмической точности в местах с точкой возле ноты. Мелодия передается из одной руки в другую, что готовит почву для игры двумя руками одновременно. Нет необходимости говорить о значении знакомства учащихся с этими произведениями, ведь они будут встречаться ему и на уроках музыкальной литературы в старших классах и они же служат иллюстрацией ко всему сонму классических мелодий. Соприкосновение вживую с лучшими образцами классической музыки воспитывает эстетический вкус, заставляет другими глазами посмотреть на образцы современной эстрады и формировать собственное представление об искусстве вообще.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены