РАЗРАБОТКИ
|
Музей природы как способ формирования экологической культуры школьниковОсновная цель федерального государственного образовательного стандарта заключается в том, чтобы увидеть в каждом ученике личность активную, способную, творческую. Научить каждого ребёнка самостоятельно добывать знания, умения, навыки и применять их на практике. Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Вначале они возникали как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов - гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. Школьный музей отличается от различного рода выставок, уголков, организуемых в школе, наличием подлинных памятников развития природы и общества. К хранению подлинников и экспозиционной работе в школьном музее предъявляются требования, соответствующие общим принципам музейного дела. Основной целью музея природы является расширение образовательного пространства для школьников, обеспечивающее развитие личностных качеств; формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологической культуры. Цели музейной деятельности:
Задачи школьного музея:
Одной из основных задач музея является экологическое воспитание школьников.
Музей способствует: формированию у учащихся творческой самодеятельности, общественной активности, расширению кругозора, познавательных интересов и способностей, овладению практическими навыками поисковой, собирательской, исследовательской работы, совершенствованию учебно-воспитательного процесса. В начале для музея не было отдельного помещения, и все экспонаты хранились в кабинете биологии, но с увеличением их количества экспонатов возникла проблема размещения и хранения. Администрацией школы было принято решение выделить отдельный кабинет для создания музея природы. Музей природы в МОУ Трубачевской ООШ был создан в 2015 году, в старом здании школьной библиотеки. Забайкаловедение в нашей школе ведется только в начальных классах, в среднем звене введен региональный компонент - география Забайкальского края, «Живое слово», «Устойчивое развитие региона». Экспозиции, что установлены в музее, используются как на уроках окружающего мира и биологии, так и в исследовательской и факультативной деятельности. В музее хранятся, изучаются и экспонируются коллекции. С помощью альбомов, подобранных к темам экскурсий учащиеся могут окунуться в мир прошлого, познакомиться с флорой и фауной нашей местности. Такое наглядное восприятия материала позволяет легче усвоить новый материал, а также получить дополнительную информацию, пробуждая творческие интересы и потенциал ребенка. Таким образом, музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром. Самобытность школьного музея определяется, прежде всего, тем, что это музей особого типа. Является частью музейно педагогического процесса, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, детей и педагогов, детей и родителей. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Поэтому деятельность школьного музея обращёна, прежде всего, к детской аудитории, направлена на развитие ребёнка. По мнению Б. Яхно, школьный музей является своеобразным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы. Обязательным условием функционирования школьного музея является его постоянный актив – Совет музея. В него входят учащиеся, способные вести под руководством педагогов систематическую, поисковую и исследовательскую работу участвовать учёте и хранении фондов, а также в показе и пропаганде собранных материалов. Феномен школьного музея состоит в том, что образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в реализации различных направлений музейной деятельности. По словам специалистов, только при наличии всех этих признаков можно говорить о том, что в школе есть музей. Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности определенных принципов. Это:
Круг обязанностей педагога по музею обширен. Это и планирование и организация работы по поиску и сбору материалов, обеспечение сохранности экспонатов, организация выставок, экскурсий, пропаганда материалов музея, участие на районных мероприятиях, подготовка отчёта о проделанной работе. Экспозиции нашего музея рассказывают о растительном и животном мире Газимуро – Заводского района, природоохранной деятельности, проводимой в районе. Центральное место в музее занимают его фонды, представленные различными экспозициями. Экспозиция школьного музея - результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов. Это база для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу. В музее выставлено 7 разнообразных экспозиций
В музее ведётся систематическая учебно-воспитательная и пропагандистская работа с его посетителями. Невозможно перечислить все преимущества музея. Все экспозиции музея способствуют органичному включению музея в учебный процесс, а также в сферу дополнительного образования детей. Музей на деле становится важной составляющей школьной жизни и импульсом для личностно-ориентированного образования и воспитания детей в атмосфере творчества. Работа актива школьников музея включает разнообразные виды деятельности: сбор материалов, обеспечение учета и хранение материалов; оформление экспозиций, проведение экскурсий, подготовка экскурсоводов, обеспечение возможности использовать экспонаты в учебном процессе. Второе направление работы – это проведение научно-просветительской работы через организацию музейной экскурсии. Музейная экскурсия имеет свою специфику. Она должна удовлетворять запросы пришедших в музей посетителей различного возрастного и образовательного уровня, имеющих разную степень подготовленности и мотивации, осматривающих музей организованно, в группе или индивидуально. Наш музей регулярно посещают школьники разных возрастов, пенсионеры, выпускники нашей школы. Огромная роль в результативности экскурсии принадлежит экскурсоводу, человеку, который, выступает своеобразным посредником между экспозицией и посетителем, учитывающим все особенности посетителей. При проведении занятий в музее учащиеся знакомятся с природными объектами, собранными в пределах родной местности. Благодаря полному интерактивному контакту с разнообразными по тематике природными объектами, школьники закрепляют получаемые в ходе занятий теоретические знания. Использование экспозиций школьного музея природы в учебном процессе может проходить как в течение всего урока, так и на одном из его этапов. Кроме работы в музее учащиеся школы являются активными участниками районных и краевых конкурсов («Охранять природу, значит любить Родину») по музейному делу. Продолжением нашей работы по музею природы, мы планируем посадить деревья и кустарники во взаимодействии с лесхозом нашего района. В зависимости от возраста человека музей воспринимается по-разному. Для взрослого – это хранилище истинных культурных ценностей, а для ребенка – мир невиданных вещей и открытий. Музей обладает большим образовательным потенциалом. Выступая в качестве источника информации о живой и неживой природе, он способен воздействовать эмоционально, вызывать чувства любви к Родине. Список литературы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены