РАЗРАБОТКИ
|
Роль школьных музейных уголков в патриотическом воспитании учащихсяВ феврале 2018 г. десятиклассник из Уренгоя Николай Десятниченко выступил в бундестаге, в Германии. «Могилы невинно погибших людей», «так называемый Сталинградский котел» - фразы из Колиного выступления перед немцами в нашей стране расценили как предательство. Откуда берутся такие Коли? Возможно из школы, где им не внушили правильной веры. Цель преподавания истории в школе – воспитание патриота, который гордится страной и подвигами предков – большего не требуется. Надо признать - влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У нее появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ и т.д. Нужно вернуть школе безусловную ценность. Мы решили сделать это на основе исторического краеведения. Историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Оно закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно - исторической общности. «Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направления в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность» (Воробьева О.В., 2007). Важную роль в формировании исторического сознания играет историческое краеведение. Краеведческий материал усиливает конкретность и наглядность, значительные исторические события, рассматриваемые через призму данной конкретной личности, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение. Значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Музейная работа выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. В школах ведется поиск методических приемов и форм, новейших подходов к учебной и вне учебной работе для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни. Историко-краеведческое воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды. В школе №120 г.Казани работают три музейных уголка:
Уголки действуют в школе с 2000 года. Они созданы благодаря инициативе, большой организационной, научно-методической деятельности педагогического и школьного коллектива школы. Уголки стали тем местом, где воплощены были замыслы и реализованы многие цели учителей и ребят. Музейный уголок боевой славы увековечил память о ветеранах Московского района, ведется активная работа по сбору материала об истории школы и города. Большую помощь нам оказывает археолог Серебряников Е.А. На базе музея ведется активное сотрудничество с Советом ветеранов района, Государственным музеем РТ, Музеем-Мемориалом Великой Отечественной войны и ее директором М.В.Черепановым. Следующим шагом стало составление тематического плана музея. В процессе работы определились ключевые даты: 90 лет образованию ТАССР, 40 лет Московскому району, 70-лет Победе советского народа в Великой Отечественной войне, 1000-летие Казани. В процессе формирования фонда в музей поступило много предметов быта русского и татарского народа 19-20 веков, которые стали основой музейного уголка «Культура и быт прошлого». В нем представлены разделы: букинистический, нумизматический, археологический, выставлены предметы домашнего обихода. В нашем фонде есть подлинные автографы и предметы известного татарского писателя и драматурга Ризы Ишмуратова, татарского композитора Энвера Бакирова, подлинная записная книжка участника Великой Отечественной войны Н.Казанцева, фляжка (1915г.) и бирка военнопленного Я.Д. Штыкова, личные вещи, фото и документы старшины В.В.Филиппова и многое другое. Сбор материалов ведется постоянно через систему заданий, разработкой которых занимается совет музея, учителя истории. Группа учащихся записала воспоминания ветеранов войны и труда, создала фотоальбом «Наши ветераны». На основе материалов музея написано несколько исследовательских работ:
По итогам исследовательской работы был создан музейный уголок «Поющий поэт. Геннадий Мигачев». Геннадий был учеником нашей школы, он трагически погиб в 20 лет, в 1992 г. Несмотря на свою молодость, Гена оставил после себя около 600 стихотворений и песен, историко-фантастический роман, несколько рассказов, сказок, философские тетради. Все это опубликовано в 2-х томах его сочинений. Сегодня, когда молодежь в большинстве своем занята поисками денег и развлечений, Гена может служить примером для подростков, потому, что всего себя посвятил духовному поиску и творчеству. О Гене создан сайт в интернете, есть два фильма телекомпании Татарстан и ТНВ. В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива. В практике работы наших музейных уголков используются экскурсии по музейным экспозициям. На экскурсии объектом познания всегда бывают средства наглядности, в основном подлинные памятники истории. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся. Материал, полученный на такой экскурсии, способствует повышению интереса к истории края, истории как науки, развивает чувства любви к своему отечеству. Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, основ жизненного самоопределения. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися. Встречи учащихся с ветеранами войны, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению, – все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края. Только в том случае, когда ведется большая исследовательская работа по изучению края, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой. Продемонстрировать свои достижения в области научной, музейной и исследовательской деятельности учащиеся могут на научно-практической конференции «Парад школьных наук», которая стала доброй традицией и проводится в школе с 1996 года. Главная ее цель привлечь учеников к более глубокому изучению предметов школьного курса, вовлечь их в творческую работу, связанную с миром науки, знаний, поисков и открытий. Привлекая огромное количество материала, дети сами хотят разобраться в прошлом и настоящем страны. Из этого следует, что конференция нужна ребятам для самовыражения, для утверждения себя как личности. Подробно о работе конференции можно узнать из статьи «Парад школьных наук», напечатанной в районном сборнике «Школа развития – школа радости и общения». (Татаренко Г.В., 2003) Часть музейных экспозиций размещена в интернет - журнале Казань-онлайн, по материалам музейных уголков в газете «Казанские ведомости» опубликована статья «В книге Памяти мой дед числится погибшим» (Татаренко Г.В., 2006), две ученические работы напечатаны в газете «Казанские истории»: «Поющий поэт. Геннадий Мигачев» (Кочнева М., 2006) и «История семьи в истории страны». (Татаренко Г.В., 2008). Телевидение (2009,2013,2016) и Государственный музей РТ (2015) неоднократно проявляли интерес к музейным экспонатам нашей школы. Таким образом, музейная работа в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Дети должны знать, что у нас есть другие Коли. Автор:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены