РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание патриотических качеств личности на уроках английского языка

Корячкина Н. П.
г. Барнаул, Россия

Воспитание патриотических качеств личности учащихся – одно из существенных направлений работы в современной школе. Коммуникативная направленность такого предмета как «Английский язык», его настроенность к изучению традиций и обычаев языка зарубежных стран способствует тому, что у учителя существуют широкие возможности по воспитанию патриотизма.

В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». [4]

О воспитании патриотических чувств сложно говорить в условиях современной социальной обстановки. Нравственной основой любого государства является патриотизм, который выступает в качестве важного внутреннего средства развития общества. [1]

Так как по мере обучения школьники приобретают навыки использования иностранного языка как средства общения и получения новой информации, а не знания основ науки, можно сказать, что английский язык занимает отдельное место среди остальных учебных дисциплин. Что позволяет формировать гражданско-патриотическую позицию обучающихся. [2]

Чувство патриотизма невозможно формировать принудительным способом. Очень важно найти технологии, которые будут интересными и увлекательными для детей.

Воспитание патриотических качеств личности на уроках английского языка происходит через систему личностных отношений к изучаемой культуре, сопоставление знаний о своей стране со сведениями о стране изучаемого языка. На всех этапах обучения учащиеся говорят о стране изучаемого языка, сравнивая со своей страной, о достижениях, о личностях, прославивших Россию, об их вкладе в мировое развитие. В процессе всего обучения, начиная со 2 класса, развиваются коммуникативные навыки учащихся, поощряются искреннее отношение к обсуждаемому вопросу, что позволяет высказывать свои мысли и формировать правильное отношение к событиям в стране. [4]

Английский язык выступает средством, при помощи которого ребята могут рассказать миру о своей Родине, городе, селе, своем личном опыте. Изучение иноязычной культуры невозможно без сформированной национально культурной базы родного языка

Именно учитель, который работает с каждым отдельным учащимся и с группой в целом, способен воспитать патриота своей Отчизны с помощью включения в процесс преобразования окружающей социальной действительности. Поэтому роль учителя в патриотическом воспитании обучающегося, а значит и в становлении будущего страны, трудно переоценить. Необходим высокий уровень профессионализма, активности и убежденности в важности деятельности по патриотическому воспитанию обучающихся. Работа должна строиться в соответствии с основными этапами технологии патриотического воспитания обучающихся, которые реализуются в технологии проведения учебного занятия.

Основные эффективные формы воспитания патриотических качеств личности на уроках английского языка это знакомство с героическим прошлым страны, с мужеством ее народа; знакомство с биографией выдающихся людей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу; формирования у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений. [2]

Кроме того, воспитанию патриотов своей Родины на уроках английского языка способствует технология диалога культур. Эта технология позволяет изучать культуру других стран, свою родную культуру через культуры этих стран, формирует у учащихся уважение к культурам изучаемого языка, воспитывает чувство гордости за свою Родину. Разнообразные виды деятельности помогают в овладении этой технологии: чтение и обсуждение текстов с разными учебными целями, сравнение с культурой родной страны.

Так же особая роль в воспитании патриота-гражданина принадлежит технологии создания проектов на английском языке, которая своей практико и личностной ориентированностью наиболее полно отвечает условиям нового образовательного стандарта. Правильно организованная проектная деятельность позволяет развивать школьников, формировать такие умения, как: самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

На протяжении многих веков наша страна является важным субъектом европейской культуры, поэтому очень важно помочь учащимся увидеть все интересное и увлекательное, что нас окружает в повседневной жизни, чтобы любовь к своей стране основывалась на знании конкретных фактов.

Уроки английского языка посвящены обсуждению и изучению таких тем, как: особенности географического положения и климатических условий, разнообразие природных ресурсов и характерную символику; достижения в образовании и спорте; культурные и религиозные традиции и обычаи; выдающиеся люди стран изучаемого языка, родной страны и родного города. Все темы включены в соответствующие разделы учебника, что позволяет изучать их не изолированно.

Таким образом, развивая у учащихся интерес, без навязывания мнений, показывая роль России в мировой истории, ее общность с мировой культурой и в то же время уникальность, и можно воспитывать патриотические качества личности на уроках английского языка. Но они не могут формироваться только в школе. Необходимо, чтобы и другие источники – семья, интернет, СМИ, способствовали воспитанию патриотизма, который тогда сформируется быстрее и эффективнее.

Качественные результаты в воспитании и формировании патриотизма и гражданственности добиваются только благодаря регулярной, содержательной и разнообразной работе. [3]

На уроках английского языка изучается как непосредственно сам язык, так и многочисленные культурные аспекты стран этого языка. Однако усвоение и осознание культур других стран невозможно без знаний о родной культуре. Поэтому для того, чтобы понять определенное культурное явление, учащимся необходимо провести параллели между этим явлением и похожим в своей стране. Знания об особенностях и традициях Родины помогают лучшему пониманию особенностей и традиций другой страны. Кроме того, реализовать социокультурную компетенцию, достойно представить свою страну в условиях диалога культур невозможно без глубоких знаний о своей культуре, гордости за достижения Родины и желания защитить интересы своего народа.

Учителям английского языка важно не только глубоко знать и осознавать рассмотренные качества – патриотизм, интернационализм, принятие человеческих ценностей, но и уметь находить пути их воспитания на ежедневных занятиях и в повседневной жизни.

Список используемой литературы

  1. Боярская В.В., Ракова Н.С. Патриотизм в свете задачи формирования гармоничной личности гражданина России // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №5. с. 58-60.
  2. Ваторопина Е.В. Внедрение метода проектов в учебную деятельность по английскому языку // Языковое образование – векторы развития. Материалы III международной научно-практической конференции-форума. Екатеринбург, 2012. с.232.
  3. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранного языка/М. Глосса. пресс Феникс. 2010.
  4. Сергеева Е.М. Формирование патриотизма и гражданственности на уроках английского языка [Электронный ресурс] / Сергеева Е.М. – режим доступа: http://urok.1sept.ru/статьи/642084/
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены