РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Дидактические игры с учащимися на уроках математики как средство диагностики образовательных результатов

Принято считать, что игра свойственна дошкольному и младшему школьному возрасту, вследствие чего разрабатываются, в основном, дидактические игры для младших классов начальной школы. Но игровые ситуации привлекают не только детей самого младшего школьного возраста, они могут с успехом применяться в любом звене средней школы.

Включая в свои уроки математики в 5-7 классах дидактические игры или игровые моменты, я стараюсь сделать процесс обучения интересным и занимательным. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Использование дидактические игры, облегчает работу с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа. Дети слабоуспевающие, робкие и застенчивые охотно включаются в подобные игры [1;с.106]. Для учителя результат игры является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

Для использования дидактических игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:

  1. Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил.
  2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
  3. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий» оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
  4. Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил.

На уроках математики я использую различные дидактические игры.

При подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры или сценарий, указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

Цели: (в соответствии с требованиями ФГОС)

  1. В направлении личностного развития. Развитие внимания и сообразительности, стремления к знаниям, умения мыслить самостоятельно, объективно отстаивать свою точку зрения, а также волевых качеств личности и высокой мотивации обучения.
  2. В метапредметном направлении. Тренировка смекалки, развитие способности наблюдать, проявлять инициативу и быть ответственным за свое решение, формирование коммуникативных навыков.
  3. В предметном направлении. Представление учащимся разнообразных занимательно — развлекательных задач, направленных на развитие мыслительных способностей, сообразительности, внимания, творческого воображения, интереса к предмету.

Задачи: (в соответствии с требованиями ФГОС):

  1. В направлении личностного развития. Воспитывать у учащихся интерес к математике и познанию, самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, внимательность, сосредоточенность, умение применять имеющиеся знания на практике, умения защищать свои убеждения. Формировать умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками.
  2. В метапредметном направлении. Активизировать различные виды памяти ученика, формировать способность ориентироваться в необычных ситуациях, пополнить запас знаний, представлений и понятий ученика, развивать его фантазию, необходимых при организации деятельности в любой сфере.
  3. В предметном направлении. Выявить учащихся, которые обладают неординарными способностями и стремятся к углублению своих знаний по математике. Вовлечь в учебную деятельность всех учеников, далее пассивных. Повысить уровень математического развития учеников и расширить их кругозор. [3;с.35]

При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
  2. Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
  3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
  4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
  5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?
  6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?
  7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
  8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?

Я хочу рассказать о некоторых играх, применяемых мною на уроках математики.

Часто уроки начинаю с викторины, которая выполняет роль устной работы или теоретической разминки и рассчитана обычно на время в пределах 7-8 мин., в зависимости от целей и возможностей урока. Викторина состоит из трех групп вопросов, соответствующих трем уровням знаний учащихся. «Стоимость» правильного ответа на эти вопросы также разная: за правильный ответ на вопрос первого уровня сложности присуждается 1 балл, второго уровня - 2 балла, третьего - 3-5 баллов, в зависимости от сложности вопроса или задачи и оригинальности и красоты решения.

В целях экономии времени на уроке условия приемов, задач и вопросы представляю учащимся на карточках. Ответы учащиеся крупно записывают на листочках и по команде учителя показывают. Подсчитывают правильные ответы и на доске записывают общее количество баллов каждому ряду. Чтобы викторина не превратилась в самоцель, чтобы она служила главной задаче - обучению учащихся на уроке, я вызываю учеников к доске для обоснования своих ответов. Интерес к работе возрастает, если разрыв в баллах между рядами небольшой, а потому для обоснования ответа лучше приглашать к доске ученика с того ряда, где баллов заработано меньше, так как за эти ответы начисляются баллы.

Общий итог викторины иногда подводится сразу, иногда во время последующей самостоятельной работы, иногда в конце урока, в последнем случае очки начисляются во время всего урока за все ответы с места. Викторина помогает мне сразу увидеть характер ошибок учеников. [2;с.53]

При устном счете можно использовать уже решенные примеры, но в них специально допущена ошибка, поэтому и задание называется «НАЙДИ ОШИБКУ». Перед началом урока записываю примеры на доске, или можно проецировать на доску, используя компьютер. Ученики должны найти ошибку и сказать правило, на которое допущена ошибка. Этим самым еще раз повторяется правило.

Например, в 5 классе это могут быть примеры на все действия с десятичными дробями:

Игровые приёмы можно использовать на различных этапах урока: повторение, изучение нового материала, закрепление и т.д.

Большой проблемой становится для учителя, так и для ученика недостаточные навыки хорошего счёта. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес, как к счёту, так и к урокам вообще. [5;с.74]

Для преодоления этих недостатков я использую в 5-7 классах следующие игры, вот одна из этих игр:

Игра "Молчанка"

На доске задания для устного опроса. Отвечает один ученик. Остальные учащиеся, если согласны с отвечающим, поднимают зеленую карточку, а если нет - красную. Таким образом, учитель видит ответ каждого. С другой стороны эта игра помогает дисциплинировать учеников. Вот некоторые из этих упражнений.

Тема: "Степень с натуральным показателем"

а) Больше или меньше нуля: (-3)3; (-1)4?
б) Что больше 25 или 52?
в) Какое из чисел 2; -2; 3; или -3 является корнем уравнения: x3 = -8; x4=81?
г) При каком значении x верно равенство: (34)x =810; 82x= 512?

Тема: "Многочлены"

а) Назовите старший член многочлена: -5x + 0,001x8 +300x6 +1; 0.8y2 –y10 +1.
б) Какова степень многочлена: x4y2 +y6 -2x6-3xy5; 8ab+3ab2-b4?
в) Какие одночлены надо подставить вместо звёздочек, чтобы получить тождество: *( 4b2-7b+8)=28b3-49b2+56b; *(3y2+8y-7)=36y5+*+*?
г) Можно ли трехчлен представить в виде суммы двух двучленов: x2+6x+1; p2-p-1?

Игра "Лесенка"

Играют две команды. На доске нарисованы 2 лесенки с указанием чисел и действий над ними. Члены команд выходят по одному к доске и выполняют только одно действие, затем выходит следующий, и он может исправить (если есть) ошибку предыдущего и сделать одно следующее действие. Выигрывает та команда, которая первой с верным ответом доберется до последней ступеньки.

Отработке вычислительных навыков способствует и игра “Рыбалка”. Из ватмана вырезаю несколько рыбок. На каждой рыбке записываю по 4 вычислительных примера. Из четырех предложенных на рыбках примеров ребята первого варианта “ вылавливают” примеры с ответом, например,100, а учащиеся второго варианта отбирают примеры с ответом, например, 160.

Нравится ребятам, когда я даю задания на исправление преднамеренно-сделанных ошибок в решениях, в доказательствах, на восстановление частично стертых записей. Такие задания используются мною в любых классах и по самым разнообразным темам. Вот одно из них:

Тема: "Линейная функция"

Некоторая линейная функция задана таблицей:

Задайте её формулой, если известно, что одно из значений функции записано неверно.

По теме “Признаки делимости” я использую игру “Не собьюсь”.

Играет весь класс (либо 10-15 человек). Считают по порядку до 30 (или до любого заданного учителем числа). Вместо числа, делящегося на 3 или оканчивающегося на 3, нужно сказать “ не собьюсь”. Тот , кто ошибся, выбывает из игры. И игра начинается сначала. Побеждает тот, кто остается последним. Можно заменять числа, кратные 2;4;5;9;10…. Вот еще одна игра “Знаю”. Можно его играть командой, всем классом, вдвоем. Надо сосчитать до заданного числа. Но вместо чисел, являющихся полным квадратом, и чисел, делящихся на 3 (либо на 2; 5; 9; 10) называют слово “знаю”. Побеждает тот, который остается последним. [4;с.105]

Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.) Для учителя результат игры является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

Дидактические игры, используемые мною на уроках математики сказываются на планируемых результатах математического образования. Повлияли на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся.

Опыт использования дидактических игр в МОУ "Ишеевская основная школа" дал следующий результат:

  1. Повысились вычислительные навыки обучающихся и средний балл по предмету.
  2. Понизился процент вычислительных ошибок при выполнении контрольных работ.
  3. Отмечается активность и результативность участия обучающихся в международном математическом конкурсе «Кенгуру».
  4. Прослеживается результативность в олимпиадном движении.
  5. Повысился интерес к предмету.

Анализируя свою деятельность по использованию дидактических игр на уроках математики в 5 - 6 классах, можно сделать следующий выводы:

  • Дидактические игры можно широко использовать как средство формирования вычислительных навыков на уроках математики.
  • Результат игры является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.
  • Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным.

Литература:

  1. Демченкова, Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. -2004.- №19. – 30с.
  2. Жарова А.В. Учить самостоятельности.-М.,2005.
  3. Михайлова Ф.Р. Памятки - способ самоорганизации учебной деятельности младших школьников // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005.
  4. Математика – газета №19, 2003, «Игровые уроки» 5-11 класс.
  5. Оникул П.Р. «19 игр по математике», Союз, Санкт-Петербург, 1999г.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены