РАЗРАБОТКИ
|
Дидактические игры с учащимися на уроках математики как средство диагностики образовательных результатовПринято считать, что игра свойственна дошкольному и младшему школьному возрасту, вследствие чего разрабатываются, в основном, дидактические игры для младших классов начальной школы. Но игровые ситуации привлекают не только детей самого младшего школьного возраста, они могут с успехом применяться в любом звене средней школы. Включая в свои уроки математики в 5-7 классах дидактические игры или игровые моменты, я стараюсь сделать процесс обучения интересным и занимательным. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Использование дидактические игры, облегчает работу с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа. Дети слабоуспевающие, робкие и застенчивые охотно включаются в подобные игры [1;с.106]. Для учителя результат игры является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении. Для использования дидактических игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:
На уроках математики я использую различные дидактические игры. При подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры или сценарий, указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи. Цели: (в соответствии с требованиями ФГОС)
Задачи: (в соответствии с требованиями ФГОС):
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:
Я хочу рассказать о некоторых играх, применяемых мною на уроках математики. Часто уроки начинаю с викторины, которая выполняет роль устной работы или теоретической разминки и рассчитана обычно на время в пределах 7-8 мин., в зависимости от целей и возможностей урока. Викторина состоит из трех групп вопросов, соответствующих трем уровням знаний учащихся. «Стоимость» правильного ответа на эти вопросы также разная: за правильный ответ на вопрос первого уровня сложности присуждается 1 балл, второго уровня - 2 балла, третьего - 3-5 баллов, в зависимости от сложности вопроса или задачи и оригинальности и красоты решения. В целях экономии времени на уроке условия приемов, задач и вопросы представляю учащимся на карточках. Ответы учащиеся крупно записывают на листочках и по команде учителя показывают. Подсчитывают правильные ответы и на доске записывают общее количество баллов каждому ряду. Чтобы викторина не превратилась в самоцель, чтобы она служила главной задаче - обучению учащихся на уроке, я вызываю учеников к доске для обоснования своих ответов. Интерес к работе возрастает, если разрыв в баллах между рядами небольшой, а потому для обоснования ответа лучше приглашать к доске ученика с того ряда, где баллов заработано меньше, так как за эти ответы начисляются баллы. Общий итог викторины иногда подводится сразу, иногда во время последующей самостоятельной работы, иногда в конце урока, в последнем случае очки начисляются во время всего урока за все ответы с места. Викторина помогает мне сразу увидеть характер ошибок учеников. [2;с.53] При устном счете можно использовать уже решенные примеры, но в них специально допущена ошибка, поэтому и задание называется «НАЙДИ ОШИБКУ». Перед началом урока записываю примеры на доске, или можно проецировать на доску, используя компьютер. Ученики должны найти ошибку и сказать правило, на которое допущена ошибка. Этим самым еще раз повторяется правило. Например, в 5 классе это могут быть примеры на все действия с десятичными дробями: Игровые приёмы можно использовать на различных этапах урока: повторение, изучение нового материала, закрепление и т.д. Большой проблемой становится для учителя, так и для ученика недостаточные навыки хорошего счёта. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес, как к счёту, так и к урокам вообще. [5;с.74] Для преодоления этих недостатков я использую в 5-7 классах следующие игры, вот одна из этих игр: Игра "Молчанка" На доске задания для устного опроса. Отвечает один ученик. Остальные учащиеся, если согласны с отвечающим, поднимают зеленую карточку, а если нет - красную. Таким образом, учитель видит ответ каждого. С другой стороны эта игра помогает дисциплинировать учеников. Вот некоторые из этих упражнений. Тема: "Степень с натуральным показателем" а) Больше или меньше нуля: (-3)3; (-1)4? Тема: "Многочлены" а) Назовите старший член многочлена: -5x + 0,001x8 +300x6 +1; 0.8y2 –y10 +1. Игра "Лесенка" Играют две команды. На доске нарисованы 2 лесенки с указанием чисел и действий над ними. Члены команд выходят по одному к доске и выполняют только одно действие, затем выходит следующий, и он может исправить (если есть) ошибку предыдущего и сделать одно следующее действие. Выигрывает та команда, которая первой с верным ответом доберется до последней ступеньки. Отработке вычислительных навыков способствует и игра “Рыбалка”. Из ватмана вырезаю несколько рыбок. На каждой рыбке записываю по 4 вычислительных примера. Из четырех предложенных на рыбках примеров ребята первого варианта “ вылавливают” примеры с ответом, например,100, а учащиеся второго варианта отбирают примеры с ответом, например, 160. Нравится ребятам, когда я даю задания на исправление преднамеренно-сделанных ошибок в решениях, в доказательствах, на восстановление частично стертых записей. Такие задания используются мною в любых классах и по самым разнообразным темам. Вот одно из них: Тема: "Линейная функция" Некоторая линейная функция задана таблицей: Задайте её формулой, если известно, что одно из значений функции записано неверно. По теме “Признаки делимости” я использую игру “Не собьюсь”. Играет весь класс (либо 10-15 человек). Считают по порядку до 30 (или до любого заданного учителем числа). Вместо числа, делящегося на 3 или оканчивающегося на 3, нужно сказать “ не собьюсь”. Тот , кто ошибся, выбывает из игры. И игра начинается сначала. Побеждает тот, кто остается последним. Можно заменять числа, кратные 2;4;5;9;10…. Вот еще одна игра “Знаю”. Можно его играть командой, всем классом, вдвоем. Надо сосчитать до заданного числа. Но вместо чисел, являющихся полным квадратом, и чисел, делящихся на 3 (либо на 2; 5; 9; 10) называют слово “знаю”. Побеждает тот, который остается последним. [4;с.105] Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.) Для учителя результат игры является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении. Дидактические игры, используемые мною на уроках математики сказываются на планируемых результатах математического образования. Повлияли на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся. Опыт использования дидактических игр в МОУ "Ишеевская основная школа" дал следующий результат:
Анализируя свою деятельность по использованию дидактических игр на уроках математики в 5 - 6 классах, можно сделать следующий выводы:
Литература:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены