РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых «Лабиринт»

Данная методика «Лабиринт» была мной придумана и отработана в процессе постановки звуков у детей с дизартрией, ОНР, простой и сложной дислалией. А так применялась при автоматизации звуков у взрослого населения в процессе реабилитации последствий дефектов речи после ОНМК, нейроинфекций и других органическим поражений головного мозга. 

В этой методике преследуется несколько целей:

  • автоматизация звука
  • работа по тренировке длительного выдоха
  • складывание слогов
  • подготовки руки к письму.

Рассмотрим данную методику на примере автоматизации звука С у детей.

Представим на листе бумаги слева изображение звука С и рядом рисунок совы. Далее по листу бумаги к противоположной стороне нарисованы траектории полета совы к своим домам на дереве. Справа на листе изображения гласных звуков: А, О, У, Ы, Э и рядом с ними рисунки деревьев.

На первом этапе берем фигурку совы и предлагаем ребенку совершить полет птицы к ее дому. Двигаем фигурку по траектории движения и тянем звук С, таким образом, отрабатываем: правильное произношение звука; длительность выдоха; длительное удержание правильной артикуляторной позы; координацию движений; внимание и другие ВПФ. Когда движение подходит к гласному звуку, складываем слог (например: ССССС…СА), это так же способствует образованию навыка складывания и чтения слогов.

На втором этапе берем несколько фигурок птиц, равную количеству гласных звуков и предлагаем ребенку от перекрестка (звука С) помочь каждой птице прилететь домой. Таким образом соблюдается основной принцип обучения: от простого к сложному.

Когда все птицы пролетев траектории, находятся каждая на своем дереве, и по очереди закреплены слоги: СА; СО; СУ; СЫ; СЭ. Наступает третий этап, на котором предлагается ребенку накормить всех птичек на перекрестке (С). Птичка с тянущимся звуком А летит к перекрестку (С), при подлете к согласному звуку С складываем слог АС, так все птички собираются на перекрестке, кушают и снова разлетаются по домам. 

На четвертом этапе предлагается ребенку помочь птичкам слетать друг к другу в гости. Птичка с тянущимся звуком А летит к перекрестку (С), при подлете к согласному звуку С складываем слог АС, далее не задерживаясь птичка летит к другой в гости с тянущимся звуком С и при подлете к гласной О, образует слог СО, получается автоматизация сложного слога АСО. 

Таким образом при соблюдении всех четырех этапов методики происходит автоматизация поставленного звука С в прямых, обратных, сложных слогах.

При употреблении данной методики нужно соблюдать несколько принципов работы: вначале автоматизация звуков в прямых слогах, потом в обратных и только после этого в сложных.  Должен так же соблюдаться принцип от простого к сложному, усложнение занятий должно быть ориентированно на ребенка или реабилитируемого взрослого индивидуально и начинаться с сохранного звука. После автоматизации твердого звука С, переходим к мягкому звуку С’, соблюдая те же этапы автоматизации используя гласные Е; Ё; Ю; Я; И. Если у ребенка есть мягкий звук, но нет твердого, тогда автоматизация звука проходит вначале с мягким звуком, а потом с твердым.

Эта же методика для деток постарше и взрослых с органическим поражением ЦНС может использоваться для подготовки руки к письму. Где предлагается обводить карандашом или ручкой все траектории. В момент обведения, тянется звук С и достигая гласного звука А, складывается в слог СА. Данную методику можно поместить в файл или заламинировать и при обведении фломастером, она становится многоразовой.

С помощью этой методики мы можем автоматизировать любой звук, и закреплять навык правильного произношения звука. Методика универсальна и может трансформироваться в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка и взрослого, находящегося на реабилитационном обучении после перенесенных: ОНМК; ЧМТ; нейроинфекций; операбельных опухолей головного мозга и других органических поражений ЦНС. Так же достигается хороший уровень по разработки и подготовки руки к письму.

Как видно из опыта работы методика может использоваться в работе с различными категориями населения и дает хороший и стойкий результат обучения при соблюдении последовательности этапов, представленных в методике.

Автор: Логопед высшей категории Великанская В.В.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены